Кто такой иммануил Кант. Учение о целесообразности. Эстетика
- Кто такой иммануил Кант. Учение о целесообразности. Эстетика
- Иммануил Кант краткая биография. Иммануил Кант – краткая биография
- Кант википедия. Кант, Кришан
- Иммануил Кант книги. Рейтинг книг Иммануила Канта
- Иммануил Кант цитаты. Иммануил Кант
- Философия Канта простыми словами. ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804)
- Видео иммануил Кант
Кто такой иммануил Кант. Учение о целесообразности. Эстетика
В 1790 году, после написания «Критики чистого разума» (1781) и «Критики практического разума» (1788) Иммануил Кант создает ещё один труд, « Критику способности суждения ». Именно он должен связать две предшествующие критики в одну систему философских суждений Канта.
Понятие целесообразности является одним из основных понятий в философии Канта и является критерием соответствия предмета с его целью, сущностью. В соответствии с понятием целесообразности способность суждения, согласно Канту, разделяется на рефлектирующую и определяющую. Если объективная с точки зрения целесообразности, определяющая способность суждения неразрывно связана с процессом познания окружающего мира и изучением его устройства, то рефлектирующая способность суждения не связана с понятием рассудка и представляет собой лишь обращение внимание на частности. Субъективная, рефлектирующая способность суждения, не связанная с научными методами, оказывается у Канта эстетической.
«Если общее (правило, принцип, закон) дано, то способность суждения, которая подводит под него особенное (и в том случае, если она в качестве трансцендентальной способности суждения априорно указывает условия, при которых только и может быть совершено это подведение) есть определяющая способность суждения; если же дано только особенное, для которого способность суждения должна найти общее, то эта способность есть рефлектирующая способность суждения» .
Особым случаем целесообразности по Канту становится формальная целесообразность природы. Поскольку в природе нет цели, её следует рассматривать с точки зрения целесообразности её формы. Именно из-за своей бесцельности природа по Канту становится самым значимым объектом его эстетики.
В эстетике Кант различает два вида эстетических категорий — прекрасное и возвышенное. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное).
« Представляя возвышенное в природе, душа ощущает себя взволнованной, тогда как при эстетическом суждении о прекрасном она находится в состоянии спокойного созерцания »
В «Критике способности суждения» Иммануил Кант дает определение гения в соответствии с его философской концепцией. Так, гений, существующий только в искусстве, — врожденная способность души воплощать эстетические идеи.
.Иммануил Кант краткая биография. Иммануил Кант – краткая биография
Кант Иммануил, знаменитый немецкий философ, род. 22 апреля 1724 г.; он был сыном шорника. Первоначальное образование и воспитание Канта имело строго религиозный характер в духе царившего тогда пиетизма. В 1740 г. Кант поступил в кенигсбергский университет, где он с особенной любовью занимался философией, физикой и математикой и лишь впоследствии стал слушать богословие. По окончании университета Кант занялся частными уроками, а в 1755 г., получив докторскую степень, был назначен приват-доцентом в своем родном университете. Лекции его по математике и географии пользовались большим успехом, и популярность молодого ученого быстро росла. Как профессор, Кант старался побуждать своих слушателей к самостоятельному мышлению, менее заботясь о том, чтобы сообщать им готовые результаты. Вскоре Кант расширил круг своих лекций и стал читать антропологию, логику, метафизику. Ординарную профессуру он получил в 1770 г. и преподавал до осени 1797 г., когда старческая слабость принудила его прекратить свою педагогическую деятельность. До самой смерти своей (12 февраля 1804 г.) Кант ни разу не выезжал далее окрестностей Кенигсберга, и весь город знал и уважал его своеобразную личность. Это был в высшей степени правдивый, нравственный и строгий к себе человек, жизнь которого шла с пунктуальной правильностью заведенных часов. Характер Иммануила Канта отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты.
Кант википедия. Кант, Кришан
Кришан Кант | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кришан Кант ( 28 февраля 1927 , д. Кот Мохаммед Хан, округ Амритсар , Пенджаб , Британская Индия — 27 июля 2002 , Дели , Индия ) — индийский государственный и политический деятель, председатель Совета штатов ( вице-президент ) Индии (1997—2002). Окончил Университет технологий в Варанаси, ещё студентом включился в борьбу за независимость Индии. В середине 1970-х начал карьеру в большой политике, был членом Индийского национального конгресса, но в 1975 г. был исключен из него из-за его оппозиции в отношение действий правительства в 1975—1977 гг., когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав. Позже вступил в «Джаната парти». В 1966—1977 гг. — член Совета штатов, в 1977—1980 гг. — Народной палаты парламента Индии. В 1976 г. был одним из основателей и первым генеральным секретарем Народного союза защиты гражданских свобод и демократических прав. Участник разработки национальной ядерной программы, являлся членом исполнительного совета Института оборонных исследований (Institute for Defence Studies and Analysis) в Дели. В 1990—1997 гг. — губернатор штата Андхра-Прадеш . В 1997-2002 гг. — вице-президент Индии, председатель Раджья Сабхи (Совета штатов). |
Иммануил Кант книги. Рейтинг книг Иммануила Канта
Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Иммануила Канта.
1.
Принцип чистого разума. С комментариями и объяснениями
8
поднять
опустить
Иммануил Кант – одна из самых влиятельных и ключевых фигур в истории философии и европейской мысли, основатель немецкой классической философии и критического идеализма, мыслитель, по степени влияния стоящий рядом с Платоном и Аристотелем. Он совершил революцию в философии, постулируя необходимую взаимосвязь предметов внешнего мира с нашим восприятием и фактически доказав, что вещи и мир сам по себе недоступны нашему познанию. Кант воздвигнул человека на вершину философии, сделав его главным объектом, задачей и «вопросом» мышления. Можно смело сказать, что не было ни одного философа после него, который бы не попал под влияние кантовской мысли. В настоящее издание включены две работы известного «критического периода»: «Критика чистого разума» и «Критика способности суждения». Первая раскрывает взгляды Канта на структуру и механизмы познания, вторая – на проблему красоты, феномен гения и природу прекрасного. Эти труды даны в сокращении и с комментариями, призванными в доступной форме прояснить самые витиеватые и сложные места кантовской мысли. … Далее
2.
Критика практического разума
3
поднять
опустить
«Критика практического разума» – главный этический трактат Иммануила Канта, развивающий идеи его «Критики чистого разума» и подробно исследующий понятие категорического императива – высшего принципа нравственности. По утверждению философа, человек может быть по-настоящему счастлив, только если осознает, что достоин счастья. А этого можно достичь, лишь выполняя долг, то есть следуя нравственному закону. По Канту, поступающий так человек, независимо от внешних обстоятельств, чувственных потребностей и других побуждений, становится по-настоящему свободным. Одним из ведущих переводчиков Канта на русский язык был поэт, литературовед и критик Николай Матвеевич Соколов (1860–1908). Переведя основные трактаты Канта, позже он представил российским читателям и другие его произведения. Переводы Соколова считаются точными и полными, они неоднократно переиздавались в советское время. Как и другие книги серии «Великие идеи», книга будет просто незаменима в библиотеке студентов гуманитарных специальностей, а также для желающих познакомиться с ключевыми произведениями и идеями мировой философии и культуры. … Далее
3.
Критика практического разума
2
поднять
опустить
«Критика практического разума» – одно из основных этических произведений выдающегося немецкого философа Иммануила Канта (нем. Immanuel Kant, 1724-1804). *** В основе этики, по словам философа, лежит стремление к счастью. Это стремление осуществляется через выполнение долга, где основной характеристикой становится бескорыстность. И. Кант – основоположник классической немецкой философии эпох Просвещения и романтизма. … Далее
4.
0
Иммануил Кант цитаты. Иммануил Кант
Иммануи́л Кант ( нем. Immanuel Kant ; 1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
- Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
- Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.
- В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
- Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
- Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
- Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир.
- Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. | |
Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir. |
- Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
- Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.
- Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
- Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
- Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
- Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
- Имей мужество пользоваться собственным умом .
- Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
- Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.
- Любовь к жизни — это значит любовь к правде.
- Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
- Мораль - есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
- Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.
- Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает.
- Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
- Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.
- Нравственность заложена в характере.
- Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
- Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.
- Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством.
- Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
- С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
- Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
- Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
- Только посредством образования может человек стать человеком.
- Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
- Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
- Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.
- Характер — это способность действовать согласно принципам.
- Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.
- Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.
- Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье , в нищете — о достатке.
- Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.
Этому посвящена моя книга «Осень с Кантом. Образность в критике чистого разума». Проблема следующая: а чист ли чистый разум ? Не лежит ли под ним грязь жизни и образа ? И, раскапывая Канта, я обнаружил образный подтекст, так же и в Гегеле . Я понял, что все эти великие мэтры – и Гегель, и Кант – это не универсальное мышление, они носят на себе печать германского, немецкого образа мира. |
Философия Канта простыми словами. ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804)
Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель.
Основные работы Канта
- «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755)
- «Критика чистого разума» (1781)
- «Критика практического разума» (1788)
- «Критика способности суждения» (1790).
В научной деятельности Канта обычно выделяют докритический и критический периоды. Докритический период деятельности Канта приходится на 50-е и 60-е годы XVIII столетия. В это время он в основном занимается исследованием ряда естественнонаучных проблем, связанных с астрономией и биологией. В 1755 году выходит его книга «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой изложена его гипотеза возникновения Солнечной системы из первоначальной раскаленной пылевидной туманности (так называемая гипотеза Канта – Лапласа). В этой гипотезе вся идейная часть принадлежит Канту, а математическая оценка возможности подобного процесса и устойчивости возникшей планетарной системы принадлежит французскому математику П.Лапласу. Данная гипотеза просуществовала в астрономии до середины прошлого века, когда в распоряжении космологов оказалась современная концепция «большого взрыва».
В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение.
В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.
Теория познания Канта
Априоризм. Решая проблему обоснования научного, в том числе философского знания, Кант пришел к выводу, что хотя всякое наше познание и начинается с опыта, более того, никакое наше познание не предшествует во времени опыту, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта. «Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность… дает от себя самой». В этой связи он выделяет знания априорные (независимые от всякого опыта, предшествующие любому конкретному опыту) и эмпирические, апостериорные знания, источником которых целиком и полностью является опыт. Примерами первых являются положения математики и многие положения естествознания. Например, положение, что «всякое изменение должно иметь причину». Ярким примером априорного понятия, по мнению Канта, является философское понятие субстанции, к которому мы приходим умозрительным путем, постепенно исключая из понятия тела «все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость…».