Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Кто такой и Кант. Краткая биография Иммануила Канта

19.11.2019 в 01:08

Кто такой и Кант. Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпохи Просвещения и эпохи романтизма.

Кто такой и Кант. Краткая биография Иммануила Канта

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград ) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.

Кто такой и Кант. Краткая биография Иммануила Канта

Портрет Иммануила Канта

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Этика Канта. Источники кантовской этики

Стадии исторического развития нередко сравниваются с этапами индивидуальной жизни. Если воспользоваться этой аналогией, то этика Канта приходится на период европейской истории, сопоставимой с периодом человеческой зрелости, когда индивид освобождается от родительской опеки и становиться вполне самостоятельным. Буржуазное развитие европейских стран означало, что они в духовной жизни освобождаются от власти религиозно-церковных пастырей и ориентируются на науку, просвещение, в политике переход от отеческих форм правления к республиканским. Во всех сферах жизни были подорваны многовековые традиционные устои. Общественные изменения создали новую человеческую ситуацию, суть которой можно охарактеризовать как появление свободной личности, переход к индивидуально-ответственной форме поведения.

Во второй половине 18 века, когда Кант разрабатывал свою философскую систему, для духовной санкции процесса эмансипации личности требовалась новое обоснование нравственности. Необходимо было ответить на вопрос: может ли личность в самой себе найти ту твердую нравственную опору, которую она ранее находила вне себя - в природе, социальной среде, Боге? Данную проблему нельзя было решить в рамках традиционных этических систем. Эмпирическая этика не могла объяснить безусловности, универсальность морали, а теологическая этика- ее субъективной, внутриличностой укорененности. Кант создает теоретическую конструкцию, которая органически объединяет оба эти момента. Лекции по этики 2000 Объясняя почему провалились все предыдущие попытки обоснования нравственности, он пишет: « Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывался, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству и что он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы» Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1995. Т.4 (1). С. 274. . Кант осмыслил нравственность как самозаконодательный принцип, внутреннюю основу воли в лице каждого разумного существа.

Кант эстетика. Эстетика Канта

В философии Канта эстетика рассматривается как завершающая часть общей философской системы («Критика способности суждения», 1790 — специальное сочинение по эстетике). Рефлектирующая способность суждения в системе познавательных способностей снимает противоречия между рассудком и разумом, основываясь на чувстве удовольствия/неудовольствия. В отличие от своих предшественников-

просветителей, манифестировавших предмет эстетики в объективной действительности, искавших объективные основания красоты, Кант вслед за Берком тесно связал сферу эстетического с субъектом, с его восприятием объекта, т.е. с субъект-объектным отношением. Главные для него категории эстетики целесообразное, вкус, прекрасное, возвышенное суть характеристики неутилитарного (= эстетического у Канта) созерцания, сопровождающегося удовольствием. «Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным »‘. При этом Кант отрицал существование каких-либо объективных правил вкуса, ибо был убежден, что суждение вкуса основывается на «неопределенной идее сверхчувственного в нас».

.

Иммануил Кант основные идеи. ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804)

Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель.

Основные работы Канта

  • «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755)
  • «Критика чистого разума» (1781)
  • «Критика практического разума» (1788)
  • «Критика способности суждения» (1790).

В научной деятельности Канта обычно выделяют докритический и критический периоды. Докритический период деятельности Канта приходится на 50-е и 60-е годы XVIII столетия. В это время он в основном занимается исследованием ряда естественнонаучных проблем, связанных с астрономией и биологией. В 1755 году выходит его книга «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой изложена его гипотеза возникновения Солнечной системы из первоначальной раскаленной пылевидной туманности (так называемая гипотеза Канта – Лапласа). В этой гипотезе вся идейная часть принадлежит Канту, а математическая оценка возможности подобного процесса и устойчивости возникшей планетарной системы принадлежит французскому математику П.Лапласу. Данная гипотеза просуществовала в астрономии до середины прошлого века, когда в распоряжении космологов оказалась современная концепция «большого взрыва».

В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение.

В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.

Теория познания Канта

Априоризм. Решая проблему обоснования научного, в том числе философского знания, Кант пришел к выводу, что хотя всякое наше познание и начинается с опыта, более того, никакое наше познание не предшествует во времени опыту, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта. «Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность… дает от себя самой». В этой связи он выделяет знания априорные (независимые от всякого опыта, предшествующие любому конкретному опыту) и эмпирические, апостериорные знания, источником которых целиком и полностью является опыт. Примерами первых являются положения математики и многие положения естествознания. Например, положение, что «всякое изменение должно иметь причину». Ярким примером априорного понятия, по мнению Канта, является философское понятие субстанции, к которому мы приходим умозрительным путем, постепенно исключая из понятия тела «все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость…».

Иммануил Кант краткая биография. Иммануил Кант – краткая биография

Кант Иммануил, знаменитый немецкий философ, род. 22 апреля 1724 г.; он был сыном шорника. Первоначальное образование и воспитание Канта имело строго религиозный характер в духе царившего тогда пиетизма. В 1740 г. Кант поступил в кенигсбергский университет, где он с особенной любовью занимался философией, физикой и математикой и лишь впоследствии стал слушать богословие. По окончании университета Кант занялся частными уроками, а в 1755 г., получив докторскую степень, был назначен приват-доцентом в своем родном университете. Лекции его по математике и географии пользовались большим успехом, и популярность молодого ученого быстро росла. Как профессор, Кант старался побуждать своих слушателей к самостоятельному мышлению, менее заботясь о том, чтобы сообщать им готовые результаты. Вскоре Кант расширил круг своих лекций и стал читать антропологию, логику, метафизику. Ординарную профессуру он получил в 1770 г. и преподавал до осени 1797 г., когда старческая слабость принудила его прекратить свою педагогическую деятельность. До самой смерти своей (12 февраля 1804 г.) Кант ни разу не выезжал далее окрестностей Кенигсберга, и весь город знал и уважал его своеобразную личность. Это был в высшей степени правдивый, нравственный и строгий к себе человек, жизнь которого шла с пунктуальной правильностью заведенных часов. Характер Иммануила Канта отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты.

Кант википедия. Кант (элемент одежды)

Кант , Кантик (через польск. kant от нем.   Kante , также выпушка , оторочка , выпуск , обшивка по шву ) — элемент или аксессуар одежды в виде цветного шнура или узкой полоски цветной материи по краю одежды (оторочка) или по шву.

Выпушка обычно используется в форме одежды при отделке шаровар , брюк, фуражек , петлиц , погон и так далее. Портняжное выражение вшивать выпушку — Кантовать мундир . В вооружённых силах иностранных государств выпушки именуются: во Франции — passe-poil , в — Германии — Vorstoss , в Англии — Edging или Braid .

Кант — один из древнейших способов отделки одежды. Так, Рехак наблюдает канты на фресках новодворцового периода в Кноссе (второе тысячелетие до н. э.).

Новую популярность в повседневной одежде кант приобрёл в XIX веке: около 1822 года распространилась практика использования складки материи с продёрнутым шнуром в муслиновых платьях , отделка стала популярной к 1840-м годам. В мужском костюме эта отделка стала имитироваться с помощью обшивки краев одежды узким шнуром.

К концу XIX века популярность канта в повседневной одежде сошла на нет, хотя он и в XXI веке продолжает широко применяться в униформах.

Матерчатый кант кроится по косой нити и пришивается к одежде так, чтобы ткань канта не выступала более чем на 2-3 мм. Иногда в тканевый кант продёргивается шнурок.

      СПб. ; М.> : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915. СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882. СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
      СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882. СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882. СПб. ; М.> : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

      Иммануил Кант цитаты. Иммануил Кант

      Иммануи́л Кант ( нем. Immanuel Kant ; 1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

      • Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
      • Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.
      • В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
      • Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
      • Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
      • Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир.
      • Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.
      •  

      Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

       

      Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir.

      • Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
      • Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.
      • Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
      • Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
      • Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
      • Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
      • Имей мужество пользоваться собственным умом .
      • Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
      • Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.
      • Любовь к жизни — это значит любовь к правде.
      • Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
      • Мораль - есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
      • Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.
      • Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает.
      • Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
      • Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.
      • Нравственность заложена в характере.
      • Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
      • Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.
      • Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством.
      • Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
      • С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
      • Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
      • Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
      • Только посредством образования может человек стать человеком.
      • Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
      • Удел женщины  — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
      • Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.
      • Характер — это способность действовать согласно принципам.
      • Хитрость  — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.
      • Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.
      • Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье , в нищете — о достатке.
      • Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.
      •  

      Этому посвящена моя книга «Осень с Кантом. Образность в критике чистого разума». Проблема следующая: а чист ли чистый разум ? Не лежит ли под ним грязь жизни и образа ? И, раскапывая Канта, я обнаружил образный подтекст, так же и в Гегеле . Я понял, что все эти великие мэтры – и Гегель, и Кант – это не универсальное мышление, они носят на себе печать германского, немецкого образа мира.

      Видео история в людях. Иммануил Кант