Китовая аллея, полуостров Чукотка, Россия.
Китовая аллея - одна из самых известных достопримечательностей Чукотки, однако до недавнего времени о ней никто ничего не знал. Находится уникальный археологический комплекс к северо-востоку от бухты провидения, в беринговом проливе, на острове ыттыгран. По мнению ученых, китовая аллея считается чудом не только с научной, но и археологической точки зрения.
Бухта, на берегу которой расположен памятник, окружена с северо-востока и юго-запада обрывистыми скалистыми выступами, но между ними сопки несколько понижаются и образуют относительно пологий склон, покрытый разнообразной тундровой растительностью. На этом зеленом фоне четко вырисовываются группы кажущихся издали ярко - белыми столбов из китовых челюстей, а при подходе к берегу над травянистой кромкой пляжа становятся видны причудливые очертания китовых черепов, вкопанных в гальку узкой носовой частью.
В пространстве между рядами черепов и челюстных костей гренландского кита находятся хранилища для продуктов - мясные ямы - и искусственные структуры в виде выложенных из камня колец. В конце комплекса, на склоне сопки сохранилась рукотворная каменная дорога длиною в 50 метров. Дорога ведет к ровной, круглой площадке. Площадку со всех сторон окружают валуны. В центре её также лежит большой плоский валун, а неподалеку от него находится сложенный из мелких камней, заполненный золою очаг.
Поражают воображение не только размеры памятника (его общая протяженность составляет 500 метров), но и структура архитектурного комплекса. Китовая аллея в самом прямом смысле слова уникальна. Масштабы китовой аллеи, характер возведенных на ней построек указывают на то, что, она, скорее всего, являлась центральным святилищем для жителей многочисленных эскимосских селений, существовавших в древности на юго-восточном побережье чукотского полуострова - от мыса Чаплина до мечигменского залива. Не исключено, что приезжали сюда и обитатели принадлежащего ныне США острова Св. Лаврентия.
Ритуалы, совершавшиеся на китовой алее, были, по всей вероятности, двух типов. В одних обрядах могли участвовать все, кто прибыл на остров, в других - лишь старейшины и шаманы. Судя по тому, как расположены на ыттыгране культовые объекты, только избранные, "Посвященные", имели право подняться по каменной дороге к очагу и жертвенному камню и совершить возле них ритуал, являвшийся кульминацией празднества.