Никколо Макиавелли. Как добиваться желаемого: честные советы Никколо макиавелли.
- Никколо Макиавелли. Как добиваться желаемого: честные советы Никколо макиавелли.
- Никколо Макиавелли Государь цитаты. 20 цитат из «Государя» Никколо Макиавелли
- Философия Никколо Макиавелли. Политическая философия Никколо Макиавелли.
- Никколо Макиавелли. Карьера
- Макиавелли Никколо Государь. Государь (Макиавелли)
- Макиавелли интересные ФАКТЫ. Никколо Макиавелли биография кратко
- Биография Никколо Макиавелли. Мировоззрение и идеи
- Никколо Макиавелли стихи. Стихи Макиавелли "К Джулиано Ди Лоренцо Медичи" (написанные в тюрьме)
- Никколо Макиавелли кратко. Кратко о восхвалителе беспринципной власти
Никколо Макиавелли. Как добиваться желаемого: честные советы Никколо макиавелли.
А. с. пушкин называл никколо макиавелли великим знатоком человеческой природы. Итальянскому мыслителю до сих пор нет равных в искусстве добиваться желаемого. Имя макиавелли считается синонимом коварства, предательства и политического аморализма. Однако философ вовсе не призывал к уничтожению морали. Он просто называл вещи своими именами. Мыслитель рисовал людей такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они должны быть. Вот несколько его честных советов.
Совет 1.
Для государя самое похвальное - придерживаться качеств, которые считаются хорошими, но поскольку невозможно ни иметь, ни соблюдать их полностью, ему следует быть достаточно благоразумным, чтобы избегать дурной славы, которая может отнять у него государство. Однако не стоит волноваться о дурной славе, которая помогает спасти государство, ибо если как следует все рассмотреть, найдется нечто, что покажется добродетелью, но ведет к гибели, и нечто, что покажется пороком, но, следуя ему, можно достичь безопасности и благополучия.
Совет 2.
Возникает спорный вопрос: что предпочтительнее - быть любимым или внушать страх? Ответ таков, что желательно и то и другое, но поскольку трудно соединять в себе оба этих свойства, гораздо надежнее внушать страх, чем любовь. При этом государь должен внушать страх так, чтобы избежать ненависти. Главное - воздержаться от посягательств на имущество своих подданных, а если все же потребуется, делать это при наличии должного оправдания и очевидной причины.
Совет 3.
Жестокость бывает хорошо и плохо употребленной. Хорошо употребленными жестокостями являются те, к которым прибегают один раз, когда к этому принуждают интересы безопасности, а затем не упорствуют в них, но обращают, насколько это возможно, на благо подданных. Дурно употребленные жестокости - это те, которые поначалу могут быть незначительными, но с течением времени не прекращаются, а, наоборот, начинают множиться. Отсюда следует, что, принимая власть, ее носитель должен взвесить, какие обиды ему необходимо нанести, и приступить к ним ко всем разом, чтобы они потом не множились каждый день и чтобы тем самым успокоить людей и расположить их к себе благодеяниями.
Совет 4.
Нет начинания, которое так же трудно задумать и с успехом провести в жизнь, как стать во главе государственного переустройства. Враги преобразователя - все те, кто благоденствовал при прежнем режиме; а те, кому нововведения могут пойти на пользу, защищают его довольно прохладно, так как не верят в новшества, пока они не подкреплены опытом. Должны ли преобразователи просить о помощи или могут прибегнуть к силе? В первом случае они ничего не добиваются, но если они зависят только от себя и могут принуждать других, тогда в большинстве случаев им ничего не угрожает. Вот почему вооруженные пророки победили, а все безоружные пророки погибли.
Совет 5.
Полагаться на наемные и союзные войска бесполезно и опасно. Наемники разобщены, тщеславны, недисциплинированны и ненадежны. Союзные войска могут быть хороши и надежны сами по себе, но для признавшего их почти всегда опасны, ибо в случае неудачи ты терпишь поражение, а вследствие победы оказываешься в их власти. Поэтому мудрый государь всегда старается обойтись без таких войск и опираться на собственные, предпочитая проиграть со своей армией, чем победить с чужой, ибо победа, добытая чужим оружием, ненастоящая.
Совет 6.
Государство, управляемое монархом через его слуг, дает правителю больше власти, ибо в такой стране верховным владыкой признают только его, а прочим должностным лицам подчиняются, как государевым чиновникам, к которым никто не питает особенной любви. Такое государство завоевать трудно, но, одержав победу, его легко сохранить за собой.
Совет 7.
Только в том случае, если ты уже являешься государем, щедрость вредна; если находишься еще на пути к этому званию, щедрость необходима. Государь, не желающий грабить своих подданных, быть беззащитным, стать нищим и презираемым, быть принужденным к хищничеству, не должен тяготиться прозванием скупого, ибо это один из тех пороков, которые позволяют ему править.
Совет 8.
Когда новоприобретенные государства привыкли жить свободно и подчиняться собственным законам, удержать их можно тремя способами: первый - разорить их; второй - самому там поселиться; третий - оставить там прежние законы, получая оттуда определенный доход и назначив там правительство из немногих лиц, которые сохраняли бы преданность тебе.
Совет 9.
Всякий государь должен стремиться к тому, чтобы его считали милосердным, а не жестоким, тем не менее он должен остерегаться, как бы не употребить это добронравие во зло. Государю не следует заботиться о дурной славе жестокого, когда он хочет удержать своих подданных в единстве и повиновении, ибо, покарав для острастки немногих, он проявит куда больше милосердия, чем те, кто из любви к ближнему не решается пресечь беспорядки, чреватые грабежами и убийствами.
Совет 10.
Следует знать, что можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, второй - дикими животными, но поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь подражать и зверю, и человеку. И раз государю необходимо владеть искусством подражания зверям, он должен избрать из них Льва и лисицу, потому что лев не защищен от капканов, а лиса - от волков. Следовательно, нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и Львом, чтобы напугать волков.
Никколо Макиавелли Государь цитаты. 20 цитат из «Государя» Никколо Макиавелли
Пять столетий эта книга остается одним из главных философских трактатов о власти, государстве и политике. Никколо Макиавелли закончил свой труд в 1513 году, но текст был опубликован лишь в 1532-м, спустя пять лет после смерти автора. В конце 60-х годов XVI века католическая церковь внесла «Государя» в список запрещенных произведений, но интерес к этому «интеллектуальному бестселлеру» только подогрелся. Макиавелли выступал сторонником сильной власти и не гнушался советовать правителям вещи, кажущиеся сегодня циничными и даже дикими.
Но если сделать скидку на эпоху, в которой жил автор, и вчитаться в текст, в «Государе» можно найти и много полезных вещей, интересных не только для сильных мира сего.
Мы отобрали 20 цитат из знаменитого трактата:
- …За малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
- … Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
- Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает.
- …Когда же настали тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.
- Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берется за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы.
- Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.
- Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
- … Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
- …Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании.
- Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.
- Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.
- Всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.
- Если мне возразят, что многие уже были государями и совершали во главе войска великие дела, однако же слыли щедрейшими, я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.
- Однако же нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу.
- Люди мстят либо из страха, либо из ненависти.
- Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.
- Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
- … Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.
- … Если основания не заложены заранее, то при великой доблести это можно сделать и впоследствии, хотя бы ценой многих усилий зодчего и с опасностью для всего здания.
- Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.
Философия Никколо Макиавелли. Политическая философия Никколо Макиавелли.
а) в отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.
б) Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель.
- Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создастся особая организация - государство; правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана); руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли основана на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
Никколо Макиавелли. Карьера
В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: в течение первой части своей жизни он, в основном, занимается государственными делами. С 1512 года начинается второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли от активной политики.
Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.
В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи , семья которого правила городом почти 60 лет, был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен монах Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции. Под его влиянием в 1494 году была восстановлена Флорентийская республика, также были возвращены республиканские учреждения. По предложению Савонаролы были учреждены «Большой совет» и «Совет восьмидесяти». 4 года спустя, при поддержке Савонаролы, Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Несмотря на скорую опалу и казнь Савонаролы, через полгода Макиавелли был вновь переизбран в Совет восьмидесяти, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела, уже благодаря авторитетной рекомендации премьер-секретаря Республики, Марчелло Адриани , известного гуманиста, который был его учителем. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II , и к Папскому двору в Риме.
Макиавелли Никколо Государь. Государь (Макиавелли)
Государь | |
---|---|
Жанр | трактат |
Автор | Никколо Макиавелли |
Язык оригинала | Тосканский диалект и итальянский |
Дата написания | 1513 |
Дата первой публикации | 1532 |
Следующее | Рассуждения о первой декаде Тита Ливия |
Текст произведения в Викитеке |
«Госуда́рь» ( итал. Il Principe ; встречается перевод «Князь» ) — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли , в котором описываются методология захвата власти , методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Первоначально книга носила название De Principatibus ( О княжествах ).
Трактат был написан около 1513 года , но опубликован лишь в 1532 году , через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и управлении им.
По форме правления государства ( Stati ) делятся на республики ( Repubbliche ) и монархии ( Principati ). Макиавелли описывает три формы прихода к власти: сила оружия ( armi , forza или violenza ), удача ( fortuna , фортуна ) или добродетель ( virtù ). Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает своё внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. «Вооружённые проповедники побеждают» ( Profeti armati vinsono ), пишет он. Макиавелли подчёркивает, что государь иногда должен уподобляться животным ( bestia ), из которых он выделяет лису ( volpe ) и льва ( lione ). Лишение власти происходит вследствие лишения внешней силы ( forza ) или народного презрения ( disprezzato ), если государь обнаруживает явные пороки или нарушает «образ жизни» той страны, которой правит.
Из добродетелей Макиавелли вслед за Аристотелем особо выделяет щедрость ( liberalita — состоятельность как качество свободного человека). Далее следует милосердие ( clemenzia ), хотя для государя она приобретает особый смысл, поскольку допускает жестокость для предотвращения беспорядков. Также Макиавелли среди добродетелей перечисляет благоразумие ( prudenza ) и гуманность ( umanita ). Добродетель он ценит как репутацию ( riputazione ), которая позволяет избежать ненависти и презрения за постыдные поступки.
Единство страны образуют язык ( lingua ), нравы ( costumi ) и обычаи ( ordini ). Хотя Макиавелли обращал внимание, что la natura de’ popoli è varia — природа народа непостоянна (гл. VI). При описании внутренней структуры общества Макиавелли разделяет народ ( popolo ) и грандов ( grandi ). Мудрый государь ( Principe prudente ) правит, балансируя между теми и другими. Макиавелли высоко ценит французский парламент ( Parlamento ), поскольку он позволяет следить за амбициозными оппонентами внутри страны и контролировать их.
Источником своих знаний Макиавелли называет опыт ( esperienza ), из которого он выводит «общие правила» ( regola generale ). Опыт управления государь должен черпать из истории. Макиавелли восхищается такими авантюристами, как Агафокл (гл.VIII), которые смогли достичь успеха ( gloria ), не обладая ни добродетелью , ни удачей. Напротив, Агафокл славился жестокостью ( crudeltà ) и бесчеловечностью ( inumanità ). Рассматривая этот и подобные ему исторические примеры, Макиавелли пользу ( utili ) ставит выше добродетели . Это следует из того, что народ больше ценит успешного правителя, чем добродетельного, поскольку именно успех правления способствует общему благу. В контексте великой цели он допускает справедливую войну ( guerra è giusta ). В XVII главе своего трактата Макиавелли отмечает низкую природу людей, замечая, что они в массе своей неблагодарны ( ingrati ), непостоянны ( volubili ), лживы ( simulatori ), боязливы ( fuggitori ).
Макиавелли интересные ФАКТЫ. Никколо Макиавелли биография кратко
Никколо Макиавелли краткая биография и интересные факты из жизни итальянского мыслителя, философа, писателя, политического деятеля изложены в этой статьи.
Никколо Макиавелли биография кратко
Никколо Макиавелли появился на свет в деревушке Сан-Кашано, около Флоренции, 3 мая 1469 года в обедневшей дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование. Добротно владел латинским языком, поэтому читал древних авторов в оригинале и разбирался в итальянской классике.
В 1498 году он получает должность секретаря Второй канцелярии, позже, но в этом же году – работу секретаря Совета Десяти. Макиавелли отвечал за дипломатию и военную сферу. Долгое время, целых 14 лет, мыслитель выполнял различные поручения правительства: вместе с членами посольства ездил в итальянские государства, Францию и Германию, составлял доклады и справки по действующим политическим вопросам, отвечал за переписку. Зато подобная работа, опыт дипломатической и государственной службы стали основой для последующего создания политических и социальных концепций.
Когда в 1512 году к власти пришли Медичи, Макиавелли из-за расхождения взглядов и споров уходит в отставку. Его, ярого республиканца, высылают на год из города. Спустя год мыслителя арестовывают как возможного участника заговора и пытают. Наконец Никколо помиловали и отправляют в поместье Сант-Андреа.
В имении у него был самый плодотворный период творчества. Он написал много работ на тему политической истории, философии и теории военного дела. В 1513 году была написана работа, которая увековечила его имя в мировой истории — «Государь». Лозунг этого трактата — цель оправдывает средства. В нем автор затрагивал вопросы объединения раздробленной политически Италии в одно сильное государство.
В 1520 году Папа Климент VII вызывает Никколо Макиавелли и назначает его историографом. Папа заказал ему написание истории Флоренции. Также ему принадлежит написание песен, новелл, поэм и сонетов.
В последние свои годы жизни пытался вернуться в политику, но безутешно. На весне 1527 года его кандидатура как канцлера Флорентийской республики была отклонена. А 21 июня 1527 года, пребывая в родной деревне, мыслитель и философ потерял сознание.
Знаменитые труды Макиавелли – «Государь», «Трактат о военном искусстве», «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия», комедия «Мандрагора», «История Флоренции».
Биография Никколо Макиавелли. Мировоззрение и идеи
Исторически Никколо Макиавелли принято изображать тонким циником , считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила , и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль , которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако, в своих произведениях Макиавелли показывает, что правителю наиболее выгодно опираться на народ, для чего необходимо уважать его свободы и заботиться о его благосостоянии. Нечестность он допускает только лишь в отношении врагов, а жестокость — только к бунтовщикам, чья деятельность может привести к большему ущербу.
Никколо Макиавелли
В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия » Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов .
Макиавелли называет политику «опытной наукой» , которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Макиавелли — один из немногих деятелей эпохи Возрождения , кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии , страдавшей от феодальной раздробленности , что лучше сильный, пусть и лишённый угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.
Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии .
Макиавелли презирал плебс , городские низы и церковный клир Ватикана . Симпатизировал прослойке зажиточных и активных горожан. Разрабатывая каноны политического поведения личности, он идеализировал и ставил в пример этику и законы дохристианского Рима. Он с сожалением писал о подвигах античных героев и критиковал те силы, которые, по его мнению, манипулировали Святым писанием и использовали в своих целях, что доказывает следующее выражение его идеи: «Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик , какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время». Под «тем временем» имеется в виду античность.
По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план. Труд «Государь» представляет собой своеобразное политтехнологическое наставление по захвату, удержанию и применению государственной власти:
Правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи.
Никколо Макиавелли стихи. Стихи Макиавелли "К Джулиано Ди Лоренцо Медичи" (написанные в тюрьме)
В колодках ноги, плечи вперехват
шесть раз веревкой толстой обмотали…
Про остальные умолчу детали.
Поэтов ныне чтут на новый лад!
Огромные, что бабочки, кишат
вши на стенах, и так, как здесь, едва ли
воняло после битвы в Ронсевале,
и на сардинских свалках меньше смрад.
Засовы громыхают беспрестанно,
как будто рядом ударяет гром
и ожил кратер близкого вулкана.
Одних выталкивают из хоромы,
других приводит злобная охрана,
и третьи вопиют под потолком.
Когда б еще притом
чуть свет священник не будил словами:
"Я к вам пришел, дабы молиться с вами".
Что ж, виноваты сами!
Пусть подыхают в петле. В добрый час!
А я помилованья жду от вас.
(перевод Е.М.Солоновича) Стихи, между нами говоря, отнюдь не макиавеллиевские. Так писать к государю, который бросил тебя в тюрьму Баргелло, на нары, под пытки?!
Тогда применялась пытка применялась пытка страппадо (итальянский вариант пытки на дыбе) - запястья жертвы связываются за его спиной и привязываются к веревке, продетой через специальный барабан. Пытку повторяли многократно, выбивая показания и признания.
Процедура пытки - адская боль и увечья - обычно кончалась вывихами и калечила руки.
И вот после такой пытки, Никколо Макиавелли, возвращенный в камеру после шести страппадо, немедленно попросил перо и бумагу.
И написал не покаянное письмо: дяденька, прости засранца… А стихи, написанные классическими терцинами, адресованные правителю, по чьему приказу он и был арестован.
И это не поэзия славословий. “На стене моего каземата сидят вши размером с бабочек, - писал Макиавелли, - и муза, вместо того, чтобы служить человеку в цепях, дает ему пинка. Вот так у нас обращаются с поэтами”.
Это больше напоминает мандельштамовское "Я не создан для того, чтобы сидеть в тюрьме" или "Утешение философией" Боэция.
Сколько здесь злобной иронии, ощущение собственного достоинства, неприятия своей участи
Да и попал он в тюрьму за отнюдь не макиавеллевский поступок: остался предан бывшему, свергнотому и слабому правителю республики Содерини, на смерть которого он сам после напишет:
Пьер Содерини жил на белом свете,
И вот душа его явилась в ад,
Но тут Плутон вскричал: «Ступай назад,
В преддверье ада, где другие дети!»
Здесь один из ключей к Мавкиавелли - это не обычное политическое интриганство, а человек, который видит некую особую эстетику власти.
Великий А.Ф.Лосев точно подметил, что макиавеллизм - это своего рода эстетика, особенная рассудочная эстетика политического действа, едва ли не единственная во всей истории эстетической мысли. Общество и история воспринимаются в этом учении, как подручный материал художника.
Никколо Макиавелли кратко. Кратко о восхвалителе беспринципной власти
Политик Никколо Макиавелли происходил из достаточно знатного рода, при этом весьма обедневшего за последние несколько десятилетий. Вся юность и молодость будущего непризнанного гения прошла под знаком знаменитого Лоренцо Великолепного, прекрасного правителя Флоренции, где активно развивался классицизм. Он понимал, что только образование может открыть для него новые пути и возможности, потому упорно учился, вчитываясь в классиков. Но оценивал он их не как обыватель, проходясь вскользь по поверхности, а как политический мыслитель, философ, чей патриотизм выходит далеко за пределы родного города.
Его настоящая работа в качестве дипломата началась еще в девяносто восьмом году пятнадцатого века, когда он был выбран в Совет Десяти, где брал на себя дипломатию и военную сферу. Четырнадцать долгих лет он выполнял все, что нужно было для блага родного города, но главным образом всей Италии. После прихода к власти династии Медичи его вынудили уйти в отставку, но спустя год он был брошен в темницу и даже подвергся пыткам.
Не добившись ровным счетом ничего, его отправили в ссылку в отдаленную деревню, где он написал основную массу своих выдающихся трудов и фундаментальный трактат «Государь», воспевающий (о, ужас!) Чезаре Борджиа, извечного противника Медичи. В нем он писал, что цели в большинстве случаев оправдывают средства. Главное, чтобы правитель ставил перед собой общеполезные задачи, а не желания и «хотелки» личного плана.
Современники сочинения этого человека принимали на ура и восторженно обсуждали их повсеместно. Тогда даже был придуман термин «макиавеллизм». Он обозначает систему политической организации, которая ни в каких условиях не пренебрегает даже самыми радикальными или необычными методами для достижения общей цели, вне зависимости от морально-нравственной стороны вопроса.
Недальновидные правители сочли, что могут прекрасно обойтись без идей мыслителя Макиавелли. Сколько он ни старался, но после высылки вернуться на политическое поприще так и не смог. Более того, после смерти он оставил только свои бессмертные записки и имя. Ведь даже могила его до сих пор остается неизвестной.