Интересные факты о древнерусской литературе. Что такое древнерусская литература
Интересные факты о древнерусской литературе. Что такое древнерусская литература
Лекция 5 из 8
Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве»
Историю древнерусской словесности XI–XIII столетий часто рассматривают как первую главу в истории современной русской литературы. И действительно, образы из летописей или «Слова о полку Игореве» прочно занимают свое место в фонде отечественной культуры — достаточно вспомнить пушкинскую «Песнь о вещем Олеге» или оперу «Князь Игорь» Бородина. Однако важно понимать, что образы эти происходят из мира, существенно отличавшегося от нашего по своим ценностным установкам. Осознание этой разницы — первый шаг к пониманию всех произведений культуры Древней Руси.
Основное отличие древнерусской словесности от современной художественной литературы состоит в предназначении. Задача художественной литературы — поднимать читателя над обыденным миром. В книгах «интеллектуальных» и «сложных» это делается с помощью неожиданной формы и многопланового содержания; в тех, что «попроще», нас ожидает лихо закрученный сюжет с неочевидной развязкой, а некоторым мастерам удается сочетать и то и другое. Утверждения критиков XIX века, будто искусство непременно должно быть «полезным», сегодня кажутся глубоко устаревшими. И даже об обязательной еще недавно «партийности» литературы вроде бы наконец разрешили забыть.
Совсем другое дело — книжная культура русского Средневековья. Книги и вообще письменность появились на Руси после Крещения, так что их состав и содержание определялись прежде всего потребностями Церкви. А в глазах Церкви искусство ради искусства было делом опасным, ведь такое искусство способно притягивать внимание — а значит, и помогать дьяволу, который обязательно воспользуется случаем отвлечь людей от молитвы и
Хронологические рамки древнерусской литературы. Возникновение древнерусской литературы, ее хронологические рамки, проблемы периодизации
1.
Возникновение древнерусской литературы,
ее
хронологические
рамки,
проблемы
периодизации.
Важным фактором формирования древнерусской литературы было наличие фольклора. Фольклор способствовал не только формированию литературы Древней Руси, но и определял её
идейную направленность и художественную ценность. Устное народное творчество было той почвой, богатейшим арсеналом, из которого молодая, формирующаяся литература черпала сюжеты, идеи, образы, художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства.
Древнерусская литература создавалась в княжеской, дружинной среде, однако в лучших своих произведениях она выражала общерусские идеалы. Именно через фольклорный опыт в литературу проникало народное мировоззрение,
народная оценка тех или иных событий, народные нравственные и эстетические представления. Иначе говоря, через фольклор в литературу проникало демократическое начало, что расширяло горизонты литературы, поднимало её на общерусскую высоту,
придавало ей широкое звучание.
Ценнейший материал по истории русской письменности представляют собой берестяные грамоты, которые были найдены во время новгородских раскопок в 1951 году археологом
А.В. Арциховским. Часть грамот относится к IX-
XII векам. В последующие годы было найдено много грамот, которые являются своеобразным
«архивом» частных писем, повествующих о повседневной жизни новгородских людей.
Авторами грамот были простые горожане, которые,
не имея возможности писать на пергамене,
использовали бересту. И то, что археологи обнаружили не только в Новгороде, но и в других городах берестяные грамоты , а также многочисленные палочки-писала (костяные или металлические) даже в слоях X века, является ещё
одним, хотя и косвенным доказательством раннего и широкого распространения грамотности среди ремесленников, мелких торговцев и крестьян. Есть грамоты с хоз. вопросами.
Периодизация древнерусской литературы. В
развитии древнерусской литературы выделяются три основных периода:
1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)
Это литература единой древнерусской народности.
Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200
городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов,
Смоленск.
В Киеве и других русских городах с конца XI в
Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе.
Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии.
Основные памятники этого периода связаны с
Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть,
житие, слово.
2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной
Руси (XII-XV вв.)
Процесс феодального дробления привёл к распаду
Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского,
Московского, Новгородского, Тверского княжеств.
Литература развивается в каждом из них обособленно . Но в период борьбы с татаро- монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина»,
«Хождение за три моря», «Повесть о Петре и
Февронии».
3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)
В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому,
появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры.
Возникает художественный вымысел, которого до
XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв.
носила в основном публицистический характер,
отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем
Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах : житийная
(«Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая
(«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»),
сатирическая («Повесть о Шемякином суде»,
«Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).
Выдающимся писателем XVII в. был протопоп
Аввакум, автор «Жития».
Помимо демократической литературы в XVII в.
Древнерусская литература и современность. Древнерусская литература
Понятие древнерусская литература обозначает средневековый период в развитии русской литературы, 11 - 17 вв.
Распространение письменности, которому предшествовало устное народное творчество, связано с принятием христианства. Первые литературные памятники возникали в монастырях. Фактически создавались только религиозные книги, светские жанры исходили из религиозной основы.
Религиозные жанры: переводы Библии, литургические тексты, жития святых, легенды, хождения
Светские жанры: летописи, воинские повести
Рукописи были написаны на церковнославянском языке. Сохранились памятники в глаголице и кириллице .
Важнейшие памятники древнерусской литературы
Повесть временных лет
Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси.
Повесть временных лет - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).
Слово о полку Игореве
Сочинение неизвестного автора 12 в., прозаический эпос о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против кочевого племени половцев. Слово отличается возвышенным лирическим строем, богатством образов. До сих пор не решен вопрос подлинности рукописи, единственная рукопись сгорела в московском пожаре во время Отечественной войны.
17 в.
17 в. в русской литературе является завершением древнерусского периода и одновременно началом Нового времени в литературе.
Только в 17 в. религиозные сюжеты были заменены светской тематикой, проявляется влияние западного ренессанса и барокко, распространяются такие жанры, как любовные новеллы и комическая словесность. Впервые в русской литературе зародился интерес к обыкновенному человеку (первый опыт автобиографии и романа в произведении: Житие протопопа Аввакума, им самым написанное).
Новое понятие авторства
В древнерусской литературе авторство никак не ценилось, авторы оставались в неизвестности. Одно произведение, как правило, перерабатывалось, списки („редакции“) отличаются друг от друга. Понятие авторства появляется лишь в 17 в.