Интересные факты Мертвые души. Интересные факты о Гоголе.
- Интересные факты Мертвые души. Интересные факты о Гоголе.
- Мертвые души анализ. Анализ поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
- Сколько Гоголь писал Мертвые души. История создания поэмы "Мертвые души" Гоголя: творческая история, замысел
- Мертвые души кратко. Глава 10 краткое содержание Гоголь Мертвые души
- Мёртвые души 2 том. Оказывается, все-таки можно прочитать второй том "Мертвых душ".
Интересные факты Мертвые души. Интересные факты о Гоголе.
- Если верить семейным сказаниям, Николай Гоголь происходил из древнего рода казаков, хотя историкам этот факт кажется сомнительным.
- Мать Гоголя вышла замуж в 14 лет, причем супруг был вдвое старше нее. За годы супружества она родила мужу 12 детей, в том числе будущего классика русской литературы. Правда, большинство братьев и сестер Гоголя умерли при рождении или в детстве.
- После приезда в Санкт-Петербург Николай Гоголь планировал выступать на сцене, но в актеры его так и не взяли.
- Гоголь утверждал, что не собирался сжигать второй том «Мертвых душ» и ряд других произведений, но его заставил «злой дух».
- Николай Гоголь с детства занимался рукоделием – он умел вязать на спицах, ткать пояса и кроить наряды для своих сестер.
- Писатель очень любил миниатюрные книги – например, он законспектировал энциклопедию по математике при всей нелюбви к этой науке, так как размер книжицы составлял около 10 сантиметров в длину и 7 в ширину.
- Во время работы над своими шедеврами Гоголь часто катал шарики из хлебного мякиша или ел сладости.
- Гоголь утверждал, что сюжет «Вия» — это древнее сказание, которое он дословно запомнил и затем записал. Правда, ни один знаток фольклора никогда не слышал о такой легенде.
- Николай Гоголь умер за месяц до своего 43-го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Все попытки друзей и врачей его спасти оказались тщетными.
- После смерти Гоголя его наследникам остались личные вещи стоимостью чуть более 43 рублей. Единственной ценностью, имевшейся у писателя, оказались золотые часы, ранее принадлежавшие Василию Жуковскому и хранившие память об умершем Александре Пушкине – на них было выставлено время 2:45 пополудни, время смерти великого поэта.
- Могильный камень, первоначально лежавший на могиле Гоголя, позднее был заменен на памятник с изображением фигуры писателя. История глыбы мрамора на этом не закончилась – в подсобных помещениях Новодевичьего кладбища ее отыскала вдова Михаила Булгакова, которая искала могильную плиту для своего мужа. Она выкупила надгробье, после чего оно было установлено на месте упокоения автора «Мастера и Маргариты».
- Николай Гоголь любил подавать своим гостям напиток, в шутку прозванным им самим «гоголем-моголем» — в его состав входили козье молоко и ром.
- Писатель забирал сахар из гостиниц, где останавливался, чтобы потом есть его за работой. Гоголь вообще был большим любителем сладкого – мог целиком съесть банку варенья за один присест.
- Гоголь рассказывал друзьям, что французские врачи якобы обнаружили у него в организме аномалию – желудок писателя был перевернут «вверх дном».
- Николай Гоголь никогда не был женат и не имел детей. Не осталось вообще никаких сведений о его любовных связях, поэтому считается, что литератор умер девственником.
- Гоголь любил готовить – особенно ему удавались вареники и галушки. При этом любимым блюдом писателя была итальянская паста со специями и пармезаном.
- Писатель панически боялся грозы.
- Николаю Гоголю категорически не нравился его нос, хотя он и посвятил этой части тела отдельное произведение. Интересно, что на всех портретах писателя его нос выглядит по-разному – считается, что так художники намеревались запутать будущих исследователей жизни Гоголя.
Мертвые души анализ. Анализ поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
В 30-е гг. 19 века Н.В. Гоголь задумал эпическое произведение, в котором мечтал отразить пути развития российского общества. А.С. Пушкин в разговоре с писателем обрисовал ему примерный сюжет романа, Гоголю идея понравилась и в 1842 году он воплотил ее в жизнь.
Жанровая принадлежность
«Мертвые души» по количеству героев и детальности изображения образов помещиков можно назвать романом. Однако отсутствие значимых событий приближает его к повести. Л.Н. Толстой утверждал, что произведение Н.В. Гоголя уникально по своей жанровой принадлежности.
В результате автор определяет его как поэму – за счет поэтических вставок в первом томе «Мертвых душ» — размышлений о судьбе России. Такая форма произведения позволяет нам путешествовать вместе с Чичиковым по самым глубинным уголкам России и рассматривать типажи русских людей того времени.
Главный герой
Главным героем поэмы предстает Павел Иванович Чичиков – новый образ для русской литературы. Он – молодой авантюрист, предприниматель, готовый попуститься любыми моральными принципами ради достижения собственных целей по обогащению.
Он – выходец из небогатой семьи, где завещанием отца перед смертью стал завет о послушании, старательном учении и сбережении средств. Именно из жажды денег в голову Чичикову приходит идея скупки мертвых душ у помещиков и дальнейшей продажи их как живых крестьян.
Индивидуальный подход
Он едет по российским просторам и встречается с целой галереей помещиков. Будучи тонким психологом, Павел Иванович способен найти подход к каждому из них. Не потому ли помещики так понятны ему, что качества каждого из них есть в нем самом? Гоголь развивает именно эту мысль. Когда герой остается наедине с самим собой, в нем выявляется и хозяйственность Собакевича, и мечтательность Манилова, и грубость Ноздрева, и мелочность Коробочки, и скупость Плюшкина.
После встречи с помещиками перед Чичиковым предстает целый губернский город. Сатирические нотки по-новому зазвучали на новой политической тематике. Губернатор увлекается вышивкой, тогда как народ бедствует: голодает, пьянствует, не имеет возможности к лечению.
Повесть о капитане Копейкине, которая может быть рассмотрена как отдельное произведение, вызвала множество споров у литературных критиков и даже подверглась запрету со стороны властей. Они увидели в ней пародию на государственный строй России.
Первый том заканчивается поэтическими строчками о Руси-тройке, о ее дальнейшем пути, неизвестном автору.
Второй том
Второй том задумывался Н.В. Гоголем как галерея положительных образов в России. Чичиков оказывался наряду с этими героями, что говорит о желании писателя показать духовное возрождение своего героя. Однако второй том так и не увидел свет. Автор сжег его через три года с момента начала работы над книгой.
Хочется поразмышлять над тем, почему же Гоголь поступил так жестоко со своим детищем – уничтожил плод трехлетних трудов? Мне кажется, перед смертью писатель разочаровался в родине, он не видел ее счастливого будущего и, не желая обманывать читателя, сжег книгу.
Сколько Гоголь писал Мертвые души. История создания поэмы "Мертвые души" Гоголя: творческая история, замысел
Замысел поэмы
После создания комедии "Ревизор" Гоголь чувствует потребность написать серьезное сочинение. В 1835 году А. С. Пушкин предлагает Гоголю любопытный сюжет (сюжет будущих "Мертвых душ"). Гоголю нравится эта идея, и он с энтузиазмом приступает к работе:
"…Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы, и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых Душ». …>…>
После «Ревизора» я почувствовал, более нежели когда-либо прежде, потребность сочиненья полного, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться. Пушкин находил, что сюжет «Мертвых Душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров…" (Н. В. Гоголь, "Авторская исповедь")
Начало работы в Петербурге (1835 г.)
Гоголь начинает писать "Мертвые души" в Петербурге в 1835 году:
"…Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь …" (Письмо Н. В. Гоголя к А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.)
Работа за границей (1836 - 1839 гг.)
Вскоре после первого постановки "Ревизора" он едет за границу, где и протекает основная работа над "Мертвыми душами". Из Парижа Гоголь пишет Жуковскому следующее:
"…принялся за «Мертвых Душ», которых было начал в Петербурге. Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь; вещь, которая вынесет мое имя. Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму…" (письмо Н. В. Гоголя к В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.) …>В конце 1837 года Гоголь пишет Жуковскому из Рима о том, что он спешит закончить поэму:
"…Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой…" (письмо Н. В. Гоголя к В. А. Жуковскому, 30 октября 1837 г.) …>В 1839 году Гоголь завершает работу над черновиком "Мертвых душ". По мнению ученых, черновой вариант поэмы Гоголь завершает к осени 1839 года. С этого момента начинается "отделка" текста.
Возвращение в Россию и первые чтения (1839 г.)
Осенью 1839 года Гоголь возвращается из-за границы в Петербург. Он читает первые четыре главы "Мертвых душ" своим знакомым: Прокоповичу, Анненкову и др.:
"…Первые главы «Мертвых Душ» были уже им написаны, и однажды вечером, явившись в голубом фраке с золотыми пуговицами, с какого-то обеда, к старому товарищу своему Н. Я. Прокоповичу, он застал там всех скромных, безызвестных своих друзей и почитателей, которыми еще дорожил в то время . …>
Он читал без перерыва до тех пор, пока истощился весь его голос и зарябило в глазах. Мы узнали таким образом первые четыре главы «Мертвых Душ»… Общий смех мало поразил Гоголя, но изъявление нелицемерного восторга, которое видимо было на всех лицах под конец чтения, его тронуло… Он был доволен…" (П. В. Анненков, очерк "Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года")Затем в начале 1840 года Гоголь читает шесть глав поэмы в доме у Аксаковых в Москве. Одновременно с этим писатель продолжает работу над текстом.
Правка текста за границей (1840 г.)
Летом 1840 года Гоголь снова уезжает за границу. В декабре 1840 года, после болезни, он приступает к "очистке" первого тома "Мертвых душ":
"…Я теперь приготовляю к совершенной очистке первый том «Мертвых Душ». Переменяю, перечищаю, многое перерабатываю вовсе…" (письмо Н. В. Гоголя к С. Т. Аксакову из Рима, 28 декабря 1840 г.)В этот же период Гоголь обдумывает продолжение "Мертвых душ":
"…занимаюсь переправками, выправками и даже продолжением «Мертвых Душ». Вижу, что предмет становится глубже и глубже. Даже собираюсь в наступающем году печатать первый том…" (письмо Н. В. Гоголя к М. П. Погодину, 28 декабря 1840 г.)Весной и летом 1841 года в Риме Гоголь работает над окончательной версией рукописи.
Прохождение цензуры (1841-1842 гг.)
В октябре 1841 года Гоголь приезжает в Москву с готовой рукописью "Мертвых душ". Он отдает рукопись на проверку в московский цензурный комитет.
Мертвые души кратко. Глава 10 краткое содержание Гоголь Мертвые души
Когда все чиновники, измученные страхами, собрались в назначенном месте, многие стали озвучивать предположения, кто же есть наш герой. Один говорил, что персонаж никто иной как распространитель поддельных денежных средств. А позже оговаривал, что возможно это ложь. Другой предположил, что он чиновник, генерал-губернатор канцелярии. И следующий комментарий опровергал предыдущий самостоятельно. Идея того, что он обычный преступник не понравилась никому. Как тут одного почтмейстера осенило, он прокричал, что это господин Копейкин и принялся излагать о нем историю. В «Повести о капитане Копейкине» говорилось вот что:
«После войны с Наполеоном направили раненого капитана, носящего фамилию Копейкин. Точно никому не было известно, при таких обстоятельствах он потерял конечности: руку и ногу, и после чего он сделался безнадежным инвалидом. Капитан остался с левой рукой, и каким образом ему зарабатывать себе на жизнь непонятно. Он направился на прием в комиссию. Когда он, наконец, попал в кабинет, ему задали вопрос о том, что его привело сюда, он ответил, что проливая за родину кровь, потерял руку и ногу, и не может зарабатывать на жизнь, а от комиссии он хочет просить благосклонности царя. Деятель сказал, что бы капитан приходил через 2 дня.
Когда он вернулся по истечению 3-4 дней, капитану сообщили следующее: нужно подождать, когда государь приедет в Петербург. Денег у Копейкина не осталось, и, отчаявшись, капитан решается взять на грубый шаг, он ворвался в кабинет и стал кричать. Министр рассердился, позвал соответствующих людей, и капитана вывезли из столицы. Как дальше сложилась его судьба, никто не знает. Только известно, что в тех краях организовалась банда, главарь которой, якобы Копейкин». Все отвергли эту странную версию, ведь у нашего героя конечности были целы.
Чиновники, для разъяснения ситуации, решились пригласить Ноздрева, зная, что он постоянно лжет. Он внес свой вклад в историю и сказал, что Чичиков шпион, распространитель поддельных ассигнаций и похититель дочери губернатора. Все эти известия так сильно повлияли на прокурора, что по приходу домой он умер.
Мёртвые души 2 том. Оказывается, все-таки можно прочитать второй том "Мертвых душ".
Википедия сообщает, что в 1994 году Юрий Авакян выпустил реконструкцию второго тома "Мертвых душ" Гоголя и вроде как произведение высоко оценено ведущими гоголеведами, даже 24 американских университета закупили это произведение для своих библиотек. Странно, что про наших ни слова.
Я, как фанат Гоголя, не мог пройти мимо такого и, конечно же, этот второй том прочитал.
Плюс у произведения один: теперь сюжет остатков второго тома стал ясен и понятен. А вот минусов много.
Например, не выкинуть из головы тот факт, что текст все-таки не гоголевский (за исключением сохранившихся глав), поэтому и отношение к нему другое. Например, явно проступает местами булгаковское "за мной, читатель!" - Гоголь тоже обращается непосредственно к держащему книгу в руках, но делает это изящнее, как мне кажется, да и витиеватее, что ли. Кроме того в одной главе постоянно упоминается, что Чичиков спрыгивает с брички "с ловкостию почти военного человека" - Николай Васильевич вряд ли так частил с одним и тем же выражением, а тут оно прямо глаза режет.
И еще. Мнится мне, хоть я и не гоголевед, что сам Гоголь нипочем бы слово "говны" не стал использовать - очень он деликатный был, умел всегда слова найти изящные и до такого точно бы не скатился:
— Ну, не знаю, — отвечал женский голос, — только уж оченно загаженное. Надоть бы, барин, по копейке бы за штуку накинуть, а то ну оченно загаженное.
— Что значит загаженное? — возмутясь и переходя на громкий и хорошо слышный Чичикову шёпот, говорил Подушкин, — что значит загаженное, я тебя спрашиваю!
— А то и значить! — отвечала прачка. — Оно у вас всё как есть в говнах!..
— Замолчи, я тебе говорю! — взвился Подушкин, — да как ты смеешь в присутствии благородного человека такое произносить, — кипятился он.
— Ну вы же, барин, сами спросили, чего это значит — загаженное. Ну, я и говорю — в говнах! А как же по—другому сказать? Говны они и есть говны, — рассуждала прачка.
Но в целом было интересно почитать, рекомендую. Удовольствия, конечно, меньше, чем от оригинала, но все же работа была проведена весьма серьезная, хотя бы ознакомиться стоит.