Что делали крестьяне зимой. Об особенности жизни на Русской равнине
- Что делали крестьяне зимой. Об особенности жизни на Русской равнине
- Что делали крестьяне в 17 веке. Двор и стройка
- Что делали крестьяне после отмены крепостного права в 1861. «Нас обманули!» Почему крестьяне не обрадовались отмене крепостного права
- Что делали крестьяне весной. Что делали русские крестьяне зимой? (5 фото)
Что делали крестьяне зимой. Об особенности жизни на Русской равнине
Географические условия - это та база, по которой можно понять и оценить «фактор почвы».
Если природа благодатна, как на берегах Средиземного моря, то главной задачей любого народа является «битва за хлеб с маслом».
Мусульманскую цивилизацию основали народы, жившие в сухих песках намного южнее Русской равнины. Они вынуждены были прежде «битвы за хлеб» вести «битву за воду».
Без пищи человек может прожить до двух месяцев, без воды больше суток. Без тепла в доме человек при 10-ти градусном морозе погибнет. Вот почему на Русской равнине проблема обеспечения теплом важнее проблемы обеспечения водой. Вот почему русские крестьяне более аскетичны, чем мусульмане и тем более - западноевропейцы.
Конечно, не во всех регионах Русской равнины природный фактор одинаков. Вологда, Ярославль, Тверь – типичный север Русской равнины. Но южнее Воронежа «битва за тепло» не намного более актуальна, чем «битва за воду».
Фактически Россия – это единственная страна северной цивилизации.
В северных условиях Русской равнины крестьяне использовали все возможности, данные человеку.
Без ума, без инженерной смекалки на Русской равнине не обойтись. «Голь на выдумки хитра» - это не от безделья, а от недостатка тепла.
Когда Россию сравнивают с Западной Европой, то не надо забывать, что у всех людей на Земли - по 365-366 дней в году. Их не растянешь.
На Русской равнине продолжительности «летнего тепла» и «зимнего мороза» - отличаются мало. Фактически на Руси они симметричны. В этом уникальная особенность русской жизни. Пословица: «готовь сани летом, а телегу зимой» - самым точным образом характеризует уникальность русской географии. Русскому крестьянину для своей жизнедеятельности - одинаково нужны были и сани, и телега. Для крестьян Западной Европы сани - просто не нужны. Ведь зимы в нашем понимании – у них нет.
Когда делают ссылку на Канаду, то надо знать: Канада заселена только по южной полосе. «Северный» по западным меркам Монреаль находится на широте Краснодара и Симферополя.
Кроме того, океанские течения Куросио и Гольфстрим очень сильно удлиняют вегетационный интервал для выращивания растений в Канаде. Всегда надо иметь в виду, что хоть в Канаде, хоть в Западной Европе он на 100 дней длиннее, чем на Русской равнине. А зима - на столько же, короче.
Что делали крестьяне в 17 веке. Двор и стройка
Жизнь русского крестьянина в 17 веке была неразрывно связана с его двором. Этим термином обозначали земельный участок, на котором находились все строения в распоряжении человека. Во дворе был огород, здесь же – гумно, а если у человека был сад, то и он включался в крестьянский двор. Практически все возведенные хозяином объекты выполнялись из древесины. Наиболее подходящими для строительства почитали ель, сосну. Вторая была в большей цене.
Дуб считали деревом, с которым сложно работать. Кроме того, его древесина много весит. При возведении строений к дубу прибегали при работе над нижними венцами, при строительстве погреба или объекта, от которого ждали сверхпрочности. Известно, что дубовой древесиной пользовались, возводя мельницы, колодцы. Лиственные виды деревьев применяли, создавая хозяйственные постройки.
Наблюдение за бытом русских крестьян позволило исследователям прошлых столетий понять, что древесину люди подбирали с умом, учитывая важные признаки. Например, создавая сруб, останавливались на особенно теплом, покрытом мхом дереве с прямым стволом. А вот прямослойность не была обязательным фактором. Чтобы сделать кровлю, крестьянин пользовался прямыми прямослойными стволами. Сруб обычно готовили на дворе или вблизи. Для каждого строения очень основательно подбирали подходящее место.
Как известно, топор в качестве орудия труда русского крестьянина при строительстве дома – это и удобный в использовании предмет, и изделие, накладывавшее определенные ограничения. Впрочем, таковых при строительстве было немало в силу несовершенства технологий. При создании построек обычно не ставили фундамент, если даже планировалось построить нечто большое. В углах ставили опоры. Их роль играли большие камни или пни дуба. Изредка (если длина стены была существенно больше нормы) опору ставили по центру. Сруб по своей геометрии таков, что четырех опорных точек достаточно. Это объясняется цельносвязанным типом конструкции.
Что делали крестьяне после отмены крепостного права в 1861. «Нас обманули!» Почему крестьяне не обрадовались отмене крепостного права
Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года. © / Commons.wikimedia.org
Время правления Александра II принято называть периодом масштабных перемен в жизни общества. Вступив на престол после смерти своего отца Николая I, он получил страну, находящуюся в состоянии глубокого экономического и социального кризиса. Реформы в жизни общества были неминуемы.
Число крестьянских волнений росло с каждым десятилетием. Если за первую четверть XIX века было зарегистрировано около 650 случаев, то с 1850 по 1860 год их количество превысило 1000. В те годы перепись населения показала, что около 23 миллионов людей находятся в крепостной зависимости. Это было более трети всех подданных Российской империи, число которых в 1857—1859 годах составляло 62,5 миллионов человек.
«Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу», - такова была идея, которую озвучил представителям московского дворянства император.
Попытки решить этот непростой вопрос предпринимались еще при его отце. В годы нахождения у власти Николая I над разработкой закона об освобождении крестьян работали около десятка комиссий. Одной из видных фигур, занимавшихся проектом таким проектом, был Павел Киселёв, член Государственного совета, входивший в Секретный комитет по крестьянскому делу. Он был сторонником постепенной ликвидации крепостничества, когда «рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства». По его мнению, это могло стать следствием улучшений условий жизни крестьян: расширением их земель и облегчением феодальных повинностей. Все это, естественно, не нравилось владельцам крепостных душ.
«Известные его замыслы об эмансипации крепостных людей давно уже навлекли на него ненависть помещичьего класса», - писал об этом барон Модест Корф.
Популярным в тот период была и идея историка, публициста Константина Кавелина, который в «Записке об освобождении крестьян» предлагал крестьянам выкупать землю посредством ссуды, выплата которой должна была осуществляться в течение 37 лет по 5 % ежегодно через специальный крестьянский банк.
Стоит отметить, что именно «Записка», которая расходилась в обществе в рукописном варианте, стремительно сделала Кавелина знаменитым. В Манифесте об отмене крепостного права основные идеи, изложенные Кавелиным в своей работе, были учтены.
Манифест ненастоящий?
Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» увидел свет 3 марта (19 февраля) 1861 года. Его выход сопровождали 17 законодательных актов, которые оговаривали условия выкупа крестьянами помещичьей земли и размеры этих наделов по отдельным районам России.
В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» говорилось, что те получали полную гражданскую правоспособность во всём, что касалось их сословия. Перестав быть крепостными, они становились «временнообязанными».
Что делали крестьяне весной. Что делали русские крестьяне зимой? (5 фото)
В холодное время года большинство крестьян в деревнях находили себе множество полезных занятий, чтобы хоть как-то улучшить свой нелегкий быт. Отсутствие хлопот в огороде не означало, что людям нечем было заняться. Зима всегда являлась временем, когда жители деревень могли переделать дела, на которые у них летом просто не было времени.
Холодными русскими зимами большинство мужчин плотничали, ведь вся мебель в доме изготавливалась своими руками. К этому ремеслу отцы приучали сыновей еще с раннего детства, чтобы те в будущем смогли обеспечить себя и свои семьи самыми необходимыми вещами: лавками, столами, хозяйственной утварью. Многие мужики умели делать сани, которые отлично продавались потом на ярмарках.
Зимой глава семьи обычно ездил в лес за дровами, ведь печки требовали большого их количества. Даже имея запасы дров, редко какой мужик сидел дома в ясную морозную погоду. В лесу можно было найти много чего интересного для кустарного изготовления мебели и не только. Так особенно ценились прялки, которые делались не из древесины, а из корней деревьев. Это сейчас нам непонятно, почему это приспособление для изготовления нитей так сильно ценилось нашими предками, а тогда прялка была в каждом доме. Вместо работы в огородах женщины брали шерсть, состриженную со своей скотины, и пряли из нее нитки.
Помимо шерсти женщины пряли нитки и изо льна, чтобы затем ткать из них полотно. Из шерстяных нитей вязали носки, варежки и другие теплые вещи. В семьях, где было много детей на вязание уходило все свободное от обычных хлопот время. Поэтому очень важно было иметь у себя в доме хорошую прялку. Интересно, что это приспособление в народе называли «корневухами», ведь самая лучшая прялка изготавливалась из цельного корня березы или сосны.
Как мальчики с детства начинали плотничать, так и маленькие помощницы с юных лет приучались к этому ремеслу. Выходя замуж девушка всегда брала с собой прялку, которая входила в обязательный список приданного.
Помимо хозяйственных забот люди с нетерпением ждали зимних праздников, когда народ мог ненадолго забыть о тяжелом труде. Так на Коляду веселые ряженные обходили все избы в деревне, где их угощали пирогами, сладостями и хмельными напитками. Свои костюмы ряженые готовили к празднику заблаговременно. Хозяева с нетерпением ждали колядующих, ведь сам древний обычай колядование – был призван принести в дом благополучие и защитить живущих здесь от всех бед и несчастий. Кроме того, колядовать было весело и интересно!
Чтобы было еще веселее, перед праздниками начиналось приготовление сусла для хмельного пива. Рожь собиралась из каждого деревенского дома, а затем проращивалась. Изготовлением сусла занимались только самые ответственные люди, которые умели на глаз поддерживать нужную температуру будущего хмельного напитка. Как только сладкое и густое сусло было готово, его начинали раздавать всем жителям деревни. Особенно щедро одаривали стариков и детишек, считалось, что этот напиток обладал целебными свойствами. Само же пиво созревало к празднику Николы зимнего, после чего и начиналась его праздничная дегустация с веселыми плясками и песнями.