Бросил княжну за борт. История
Бросил княжну за борт. История
Разин бросает княжну в Волгу. Иллюстрация к голландскому изданию XVII века мемуаров СтрейсаВ 1669 году, в морском бою у Свиного острова , вольные казаки Степана Разина разгромили персидский флот. По легенде, в этом бою в плен к казакам попала дочь персидского главнокомандующего Мамед-хана — «персидская княжна». Дальнейшее известно со слов голландского путешественника Яна Стрейса :
При нём была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому , а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя.
— Стрейс, Ян Янсен Три путешествия / Пер. Э. Бородиной; Ред. А. Морозова. — Москва, 1935.
Легенды о степане разине в самаре. Тайна клада Стеньки Разина
Портал интересен не только ученым и краеведам, но любому человеку, который интересуется историей земли Самарской. Более того, любой может стать соавтором сайта, прислав свои истории или комментируя публикации.
На страницах интернет-ресурса можно найти уникальные исторические сведения о знаковых для губернии личностях и местных достопримечательностях. Некоторые культовые места Самары воспроизведены в виде 3D-панорамы. Сейчас оцифрованы и переведены в объемное изображение бункер Сталина, концертный зал Театра оперы и балета, площадь им. Чапаева возле Самарского драмтеатра, а также любимая молодоженами «Вертолетка» в поселке Управленческий.
Есть на сайте и занятные разделы с мифами и байками, когда-то родившимися на нашей земле. Одна из легенд рассказывает о предводителе мятежных казаков Степане Разине. В 1670 году отряды волжского атамана подошли к Самаре. Но им не пришлось брать штурмом крепость. Самарцы открыли ворота и встретили мятежников как дорогих гостей – хлебом-солью и колокольным звоном…
После казни Разина Самаре досталось за ее своенравный характер. Население крепости вынуждено было принести государю повинную и в течение нескольких лет платить громадную пошлину. После похождений атамана по Волге о нем остались многочисленные легенды. Самые распространенные из них рассказывают о кладах, которые либо сам «вор Стенька», либо его казаки якобы закопали где-то в Жигулевских горах. Десятки кладоискателей пытались найти их, однако по сей день удача так никому и не улыбнулась… Подробно о приключения Степана Разина на волжских берегах читайте на сайте gubernya63.ru.
По словам редактора портала Андрея Борсукова, необходимость появления такого ресурса была продиктована несколькими причинами. «Во-первых, до сих пор, чтобы собрать полную информацию о том или ином событии, людях, участвовавших в нем, и последствиях, к которым оно привело, нужно было перелопатить кучу литературы, - рассказал он. - Зачастую искать первоисточники приходилось часами в архивах и библиотеках. Мы провели огромную работу по сбору, обработке и объединению различных краеведческих и культурологических материалов. Во-вторых, для адекватного восприятия нашей истории необходимо пользоваться проверенными, авторитетными источниками. В этом плане за все, что публикуется на губернском портале, мы ручаемся».
Персидская княжна. Утопил ли на самом деле Степан Разин персидскую княжну
Один из наиболее ярких моментов, связанных с жизнеописанием Степана Разина, касается его отношений с персидской княжной. Об этом сложены многочисленные песни, стихи, сказания, написаны картины. Повсюду в этих источниках Разин выступает как жестокий и бессердечный человек, готовый пожертвовать всем на пути к своей цели. Естественно, властям того времени такой неоднозначный, и даже, скорее, отрицательный образ Разина был на руку, поскольку в различных слоях населения у Степана нашлось немало заступников и сочувствующих.
Дело было так: в одном из своих персидских походов Степан взял в плен княжну-красавицу. Она настолько понравилась ему, что он решил жениться на ней и сыграть свадьбу по всем правилам. Однако команда и сподвижники обвинили своего атамана в том, что он променял вольницу и данные им клятвы на личное счастье. Желая доказать им, что это не так, Степан приказал бросить княжну в воду и продолжить пир, теперь уже во славу прежней вольной жизни.У этой истории есть автор. Впервые на Руси ее узнали из переводов книги Яна Стрейса «Три достопамятных… путешествия» (1880 год, перевод С. Юрченко). Некоторые русские ученые и видные деятели читывали ее в конце 17 века в оригинале, в их числе, кстати, был и Петр Первый, который и велел сделать перевод. В книге, в частности, есть такие слова: «…Будучи сильно пьян, он (Разин) облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: «Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе». Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду. А она была прекрасная и благородная девица, но его за неволею страха ради любила. И во всем угождала…»
Правда, отечественные историки, даже те, которые в своих произведениях всегда защищали монархию и крайне негативно относились к личности бунтовщика С. Разина, о таком вопиющем факте из жизни атамана не сообщают в своих источниках, старательно обходя тему стороной, либо упоминая ее вскользь, с уточнением «легенда».
Еще один интересный факт «расследования преступления» Разина в отношении княжны. В середине 20 века историей заинтересовался глава МИД СССР А. А. Громыко. Перед переговорами с представителями Ирана он дал задание своей службе проверить, не помешают ли важной встрече и ее результатам «темные страницы прошлого». По приказу партии спецслужбы провели тщательные исторические изыскания, которые показали, что атаман и его войско никогда не брали в плен сколь нибудь знатных и значимых персиянок (С. Мазуркевич, «Степан Разин и персидская княжна»).
Также сомнения в подлинности вызывает и архетипичность самого события — принесение сакральной жертвы. Это основная тема фольклорных произведений практически любого народа. Интересно, что в ряде сказаний поволжских народов легенда о княжне гласит, что ею была на самом деле русская «вещая дева» Соломонида (или Соломония). Которая в волжских водах вовсе не утонула, а стала владычицей подводного царства и активно помогала Разину и его казакам (П. И. Мельников-Печерский «В лесах»).