Удивительные иллюстрации к Утесу Лермонтова: взгляд художников
- Удивительные иллюстрации к Утесу Лермонтова: взгляд художников
- Связанные вопросы и ответы
- Кто является автором Утеса Лермонтова
- Какие художники работали над иллюстрациями к Утесу Лермонтова
- Какие стили и техники использовались при создании иллюстраций к Утесу Лермонтова
- Как иллюстрации отражают сюжет и атмосферу Утеса Лермонтова
Удивительные иллюстрации к Утесу Лермонтова: взгляд художников
Цели и задачи: (для литературного чтения)
- приоткрыть смысл такого художественного приема, как олицетворение, на приеме анализа поэтического и живописного образа;
- показать целостность художественного образа, в разных видах искусства;
- обнаружить в стихотворении «Утес» пейзажные тайны;
- обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения, для создания поэтического образа и передачи общего настроения;
- рассмотреть случаи использования приема олицетворения в живописи, на примере картин Рериха;
- создать условия для пробуждения фантазии детей;
- развивать воображение, наблюдательность; формировать систему читательских умений;
- воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.
(для ИЗО)
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное; на добро и зло;
- развивать творческую активность личности школьника;
- обучать языку искусства: использовать эмоциональные возможности цвета для создания определенного характера и настроения.
Оборудование:
(для учителя)
магнитофон, картины, портреты, схемы, 2 короны (для
танца)
(для детей)
гуашь, кисти, шаблоны гор.
Визуальный ряд: репродукции картин Н.Рериха, (серия Гималаи),портреты Лермонтова, слова для информационного поля.
Музыкальный ряд: Спокойная классическая музыка
Органиционный момент.
(Начинаю урок со стихотворения, под тихую классическую музыку)
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Есть разноцветная страна-
Л И Т Е Р А Т У Р И Я .
2. Подготовка к восприятию.
(подхожу к доске и открываю доску, под музыку, которая звучит чуть громче). Доска.
У. – Ребята! Вы любите читать?
Д. – Да. Мне нравится читать . Я очень люблю
У. – А что вам больше нравится читать?
Д. – Мне нравится читать веселые стихи.
Сказки, рассказы, повести..
У. – Я рада, что среди вас, есть ребята, которым нравится читать стихи.
У. – Сегодня, друзья мы познакомимся с удивительным стихотворением, которое написал великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов.
Он рос способным мальчиком, учился охотно, много читал, хорошо рисовал. Хорошо играл на скрипке и фортепиано. Музыкально одаренный, поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам.
Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но оставил после себя незабываемый след в поэзии.
3. Чтение и анализ стихотворения «Утес».
Первичное чтение
У. – А сейчас , я предлагаю послушать стихотворение « Утёс».
(читаю стихотворение)
У. –Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Д.- Это грустное стихотворение, печальное.
Красивое стихотворение, заставляет нас раздумывать о героях.
Спокойное, и немного тревожное, выражает глубокое чувство.
Это печальное и торжественное настроение, мечтательное.
У. - Кто главные герои?
Д. – Я думаю, утёс и тучка.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Кто были художники, создавшие иллюстрации к поэме "Утес"
Ответ: Иллюстрации к поэме "Утес" создали несколько художников, среди которых можно выделить таких мастеров, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Константин Коровин, Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Сомов и другие.
Вопрос 2: Какие стили и техники использовались при создании иллюстраций к поэме "Утес"
Ответ: Художники, создававшие иллюстрации к поэме "Утес", использовали различные стили и техники. Например, Виктор Васнецов и Михаил Врубель предпочитали романтический стиль, Николай Рерих и Константин Сомов работали в стиле символизма, а Константин Коровин и Александр Бенуа использовали реалистические и модернистские техники.
Вопрос 3: Как иллюстрации к поэме "Утес" отразили сюжет произведения
Ответ: Иллюстрации к поэме "Утес" помогали читателям лучше понять сюжет произведения. Художники изображали различные сцены из поэмы, такие как встреча героя с девушкой на скале, его путешествие по морю и его борьбу с врагами. Иллюстрации также помогали передать атмосферу и настроение поэмы.
Вопрос 4: Как иллюстрации к поэме "Утес" повлияли на восприятие произведения читателями
Ответ: Иллюстрации к поэме "Утес" сильно повлияли на восприятие произведения читателями. Они помогали читателям лучше визуализировать сюжет и персонажей, а также передать атмосферу и настроение поэмы. Иллюстрации также могли повлиять на эмоциональное восприятие поэмы, помогая читателям лучше понять чувства героев.
Вопрос 5: Какие темы и мотивы были отражены в иллюстрациях к поэме "Утес"
Ответ: В иллюстрациях к поэме "Утес" были отражены различные темы и мотивы. Например, мотив моря и скалы был одним из основных мотивов, отражающих борьбу героя с врагами. Тема любви и преданности была отражена в сцене встречи героя с девушкой на скале. Тема памяти и утраты была отражена в сцене, когда герой вспоминает о своей любви.
Вопрос 6: Как иллюстрации к поэме "Утес" повлияли на развитие русской иллюстрационной школы
Ответ: Иллюстрации к поэме "Утес" оказали большое влияние на развитие русской иллюстрационной школы. Они помогли популяризировать иллюстрацию как жанр искусства, а также повлияли на развитие различных стилей и техник иллюстрации. Иллюстрации к поэме "Утес" также способствовали развитию русской культуры и искусства в целом.
Вопрос 7: Как иллюстрации к поэме "Утес" повлияли на творчество Лермонтова
Ответ: Иллюстрации к поэме "Утес" оказали большое влияние на творчество Лермонтова. Они помогли популяризировать его поэму и сделать ее одним из самых известных и популярных произведений русской литературы. Иллюстрации также способствовали развитию образа Лермонтова как одного из величайших русских поэтов.
Вопрос 8: Какие иллюстрации к поэме "Утес" считаются самыми известными и значимыми
Ответ: Среди иллюстраций к поэме "Утес" можно выделить несколько наиболее известных и значимых. Например, иллюстрации Виктора Васнецова и Михаила Врубеля считаются одними из самых известных и значимых. Иллюстрации Николая Рериха и Константина Сомова также считаются важными, поскольку они отражают символизм и модернизм в русском искусстве. Иллюстрации других художников, таких как Константин Коровин и Александр Бенуа, также имеют важное значение, поскольку они отражают реалистические и модернистские тенденции в русском искусстве.
Кто является автором Утеса Лермонтова
Произведение «Утес» было создано М. Ю. Лермонтовым в апреле 1841 г. Впервые опубликовано стихотворение было уже после трагической смерти поэта в журнале «Отечественные записки» (1843 г.).
Для позднего периода творчества Лермонтова характерно обострение чувства неприятия окружающей действительности. Непосредственным подовом для этого стало резкое стихотворение поэта на смерть Пушкина и последующая за ним ссылка на Кавказ. Против неслыханной дерзости ополчилось практически все высшее общество. Твердую гражданскую позицию Лермонтова поддерживал лишь ограниченный круг близких друзей.
Первая ссылка продолжалась всего лишь несколько месяцев. Лермонтов вернулся в Петербург, вдохновленный массой новых впечатлений. Окунувшись в шумную светскую жизнь, поэт смог ненадолго отвлечься от своих печальных размышлений.
Б. Пушков. Утёс
В начале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с французским послом Эрнестом де Барантом. Поединок закончился примирением, но о нем стало известно властям. Наказание было несправедливым: французу посоветовали срочно уехать из России, а Лермонтова вновь сослали на Кавказ, только на этот раз на самый «горячий» участок.
Непокорный поэт принимал участие в боевых действиях, проявляя доблесть и мужество. Командование неоднократно представляло Лермонтова к наградам, но император собственноручно вычеркивал его имя из списка. Естественно, этот факт тяжело воспринимался поэтом.
Зимой 1840-1841 гг. Лермонтов, получив двухмесячный отпуск, в последний раз посетил Петербург. Он хотел выйти в отставку и полностью посвятить свою жизнь литературной деятельности. Однако отставка не была принята. Весной Лермонтов отправляется обратно на Кавказ и пишет в пути стихотворение «Утес».
Какие художники работали над иллюстрациями к Утесу Лермонтова
Для создания рисунка к стихотворению «Утес» Лермонтова можно использовать различные материалы и техники, в зависимости от уровня мастерства и индивидуальных предпочтений. Если вы начинающий художник, можно остановить свой выбор на графите или углях, чтобы передать темные оттенки и глубину образа.
Опытные художники могут попробовать работу с акварелью или маслом, чтобы создать многослойный и насыщенный рисунок. Такие материалы позволят передать богатство цветов и оттенков, добавив глубину и объем образу утеса. Важно помнить, что выбор материалов и техник должен быть обоснованным и соответствовать задачам визуализации стихотворения.
Заключение
Создание рисунка к стихотворению Лермонтова «Утес» — это увлекательное и творческое путешествие в мир литературного искусства. Важно не только передать визуальный образ утеса, но и его духовное содержание, чтобы зритель мог почувствовать всю глубину и магию стихотворения. Используйте свое воображение и талант, чтобы создать уникальный рисунок, который станет отражением вашего восприятия произведения искусства.
Какие стили и техники использовались при создании иллюстраций к Утесу Лермонтова
Методическая система: Л.В. Занков.
Программа: Литературное чтение, В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.
Класс: 2 (1-4).
Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".
Задачи урока:
- раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);
- формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи;
- формировать первичные представления о приёмах олицетворении и контрасте;
- формировать умение анализировать лирические стихотворения;
- развивать воссоздающее и творческое воображение;
- совершенствовать выразительность чтения,
- расширять литературный кругозор учащихся;
- воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, учебник "Литературное чтение, 2 класс, 1 часть", тетрадь по литературе, цветные карандаши.
I. Подготовительная работа.
Цель: подготовить детей к первичному восприятию текста стихотворения, вызвать интерес к изучаемому произведению, настроить восприятие учащихся на эмоционально-эстетический тон стихотворения.
Содержание: посещение выставки картин Н. Рериха (на уроке МХК), рассказ об особенностях творчества этого художника, заучивание стихотворения "Утёс".
Словарь:
термины | понятия |
пейзаж | картина природы |
контраст | резкая противоположность |
олицетворение | изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых |
образ | результат художественного обобщения |
строфа | повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу |
строка | - |
рифма | повтор звуков, связывающих окончания двух и более слов |
пауза | краткий перерыв в речи |
темп | степень быстроты в чтении |
громкость | степень звучания (громко или тихо слышно) |
ритм | - |
II. Ход урока
1. Организационный этап (3 минуты).
Дидактические задачи этапа:
- подготовить учащихся к работе на уроке;
- обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
- психологически настроить учащихся на предстоящую работу.
- проверка готовности рабочих мест учащихся;
- запись числа, отметка о настроении (учащиеся отмечают своё настроение, обозначая его символом - например, воздушным шариком);
- организация внимания, сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы с вами разгадаем ещё одну тайну искусства, а поможет нам стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утёс".
2. Этап активизации ранее полученных знаний (5 минут).
Дидактические задачи этапа:
- повторение ранее изученного материала (изобразительно-выразительные средства языка (контраст), особенности звучания (рифма);
- подготовка к восприятию нового термина.
На доске записаны термины: пейзаж, контраст, строфа, рифма, пауза, олицетворение.
- Выберите термины, которые вам знакомы, и зачитайте:
- пейзаж
- контраст
- В тетради поставьте цифры в столбик от 1 до 5. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с тем, что я зачитала, поставьте +. Если не согласны - -.
Как иллюстрации отражают сюжет и атмосферу Утеса Лермонтова
Цели:
- Ознакомить учащихся с творчеством М.Ю.
Лермонтова;
- учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений поэта;
- обучать выразительному чтению, пониманию прочитанного;
- учить анализировать стихотворения с точки зрения выразительных языковых средств: находить метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.;
- учить видеть и чувствовать настроения поэта;
- обогащать словарь школьников.
- Развивать навыки правильного, беглого,
выразительного чтения, чёткую дикцию;
- умение анализировать образные средства языка;
- внимание к авторскому слову и точности потребления слов в поэтической речи;
- устную речь учащихся;
- творческое воссоздающее воображение.
- Воспитывать любовь к поэтическому слову.
Оборудование: учебник, портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг М.Ю. Лермонтова, репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…», карточки настроения (красная, зелёная), дифференцированные карточки, магнитофон, аудиокассета с записью стихотворений «Утёс», романса на музыку Варламова «Горные вершины…».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель . Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.
II. Речевая разминка
(На доске)
У. Прочитайте скороговорку тихо и
медленно, выговаривая каждое слово чётко,
прихлопывайте ритм.
У. О чём эта скороговорка?
Д. Скороговорка о том, как нужно
правильно говорить.
У. Какие слова надо выделить голосом?
Это должны быть самые важные слова. (Расстановка
логического ударения.)
У. Прочитайте в разговорном темпе,
выделяя слова.
У. Прочитайте в ускоренном темпе,
выделяя слова и читая на одном дыхании.
III. Проверка домашнего задания
1) Характеристика главных героев басни.
У. Назовите главных героев басни.
Д. Главные герои басни – Ворона и
Лисица.
2) Дайте характеристику Вороне.
3) Дайте характеристику Лисице.
4) Инсценировка басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Работа по дифференцированным карточкам
Проверка карточек.
1 карточка.
Что такое басня? Объясните своими словами. Приведите пример (прочитай отрывок любой басни).
2 карточка.
Кто сказал такие слова:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!»
3 карточка.
В какой басне была такая мораль?
(Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок».
IV. Постановка цели. Активизация знаний учащихся.
1) Введение в тему урока
а) хаиМил рЮьевчи номреЛтов. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
б) Показ портрета М.Ю. Лермонтова.
в) Работа по учебнику (стр. 122-123).
Дети рассматривают иллюстрации из жизни поэта.
г) Знакомство с биографией поэта.
У. Знаете ли вы что-нибудь об этом
поэте? О том, каким он был в детстве? Кто его
воспитывал, что он любил, чем увлекался?
(Рассказывает подготовленный ребёнок.)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г.
Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана
Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только
писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной
музыкальностью, пел, сочинял музыку на
собственные стихи.
В 1841 г. 27 июля поэт был убит на дуэли Н.С.
Мартыновым в Пятигорске. Ему не исполнилось ещё и
27 лет. За свою короткую жизнь Лермонтов создал
множество гениальных творений.
д) Выставка книг М.Ю. Лермонтова.
У. С творчеством, какого поэта мы
сегодня познакомимся? Сформулируйте тему
сегодняшнего урока?
Д. Сегодня на уроке мы познакомимся со
стихотворениями М.Ю. Лермонтова.
У. С какими произведениями мы с вами
сегодня будем работать?
ХЯЮЭУТЁСАПР
Д. М.Ю Лермонтов «Утёс».
Назовите все буквы на одном дыхании
––> и Сегодня мы познакомимся со
стихотворением М.Ю.Лермонтова «Утёс».