Сквозь космическую перспективу: Лермонтовские места на Земле
- Сквозь космическую перспективу: Лермонтовские места на Земле
- Связанные вопросы и ответы
- Какие места, связанные с жизнью и творчеством Лермонтова, можно увидеть с космоса
- Как космические снимки помогают нам понять географию и историю Лермонтовских мест
- Какие космические аппараты и технологии используются для съемки Лермонтовских мест из космоса
- Какие особенности ландшафтов Лермонтовских мест можно увидеть с высоты птичьего полета
- Как космические снимки Лермонтовских мест могут повлиять на наше понимание их истории и культурного наследия
- Какие Лермонтовские места наиболее заметны и выделяются на космических снимках
- Как космические снимки Лермонтовских мест могут быть использованы для образовательных и культурных целей
- Как космические снимки Лермонтовских мест могут быть использованы для сохранения их культурного наследия
Сквозь космическую перспективу: Лермонтовские места на Земле
Поэма «Демон» начинается с того, что дух, отверженный Богом, летает над землей и вспоминает свое далекое прошлое:
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил …
Остановимся на последней строчке приведенного отрывка. Из нее становится ясно, что светила , а не одно светило, то есть Солнце, появились в пространстве разом, они были брошены чей-то рукой, именно брошены, а не запущены, раскручены, расставлены и т.п. И значит – их возникновение является результатом фантастически сверхмощного единовременного броска, который был способен вывести всю эту необъятную громаду на путь неизведанного движения. Ведь это – о сверхмощном взрыве, породившем Вселенную! То есть теории, к которой пришли физики двадцатого века уже на основе современных знаний квантовой механики, эффекта Доплера, результатов исследования Вселенной с помощью радиотелескопов… Великому поэту не обязательно знать достижения физики, у него есть чувства и Божий дар, а это более высокие категории, чем любой отдельно взятый закон. И тогда раскрывается смысл предыдущих строк о жадности познания Демоном Вселенной, когда сквозь вечные туманы (туманности) он « следил кочующие караваны в пространстве брошенных светил ». Да, небесные тела и их скопления (звездные системы, галактики, метагалактики) перемещаются в пространстве не только по закону всемирного тяготения, они разлетаются под воздействием каких-то других сил, которые их уносят неизвестно куда. И поэт подобрал для этого движения короткое и точное слово: светила кочуют .
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что можно увидеть на лермонтовских местах из космоса
Ответ: Из космоса можно увидеть обширные горные хребты, леса, реки и озёра, которые окружают Лермонтовские места. Также можно заметить различные строения, такие как храмы, памятники и музеи, посвященные жизни и творчеству великого русского поэта.
Вопрос 2: Как выглядят горы из космоса, окружающие Лермонтовские места
Ответ: Горы, окружающие Лермонтовские места, выглядят величественными и живописными из космоса. Они представляют собой цепочку хребтов, которые тянутся на многие километры. Горы покрыты зелеными лесами, которые создают живописный контраст с белыми снежными вершинами.
Вопрос 3: Как выглядит река Терек из космоса
Ответ: Из космоса река Терек выглядит как извилистая полоса, которая пролегает через живописные пейзажи Северного Кавказа. Ее вода имеет светло-голубой оттенок, который контрастирует с зелеными лесами и белыми снежными вершинами гор.
Вопрос 4: Как выглядит озеро Кизил-Кум из космоса
Ответ: Из космоса озеро Кизил-Кум выглядит как огромное зеркало, которое отражает небо и окружающие горы. Его вода имеет темно-синий оттенок, который создает живописный контраст с белой песковой отмелью, окружающей озеро.
Вопрос 5: Как выглядит Лермонтовский заповедник из космоса
Ответ: Из космоса Лермонтовский заповедник выглядит как живописный пейзаж, который сочетает в себе горы, леса, реки и озёра. Он представляет собой обширную территорию, которая является домом для разнообразной флоры и фауны.
Вопрос 6: Как выглядит Лермонтовский дом-музей из космоса
Ответ: Из космоса Лермонтовский дом-музей выглядит как маленькая белая постройка, которая расположена в живописном месте среди гор и лесов. Он представляет собой двухэтажное здание, которое было построено в XIX веке и является местом, где поэт провел свои последние годы.
Вопрос 7: Как выглядит Лермонтовский храм из космоса
Ответ: Из космоса Лермонтовский храм выглядит как величественное сооружение, которое возвышается над окружающей местностью. Он представляет собой крестообразную постройку, которая была построена в XIX веке и является местом, где поэт был похоронен. Храм украшен красивыми мозаиками и фресками, которые можно увидеть и из космоса.
Какие места, связанные с жизнью и творчеством Лермонтова, можно увидеть с космоса
Крымская обсерватория — одна из старейших в России. Её основал в самом начале ХХ века на горе Кошка возле посёлка Симеиз астроном-любитель Николай Мальцов. В годы войны обсерватория была практически полностью разрушена, однако уже через месяц после Победы Советское правительство приняло решение о её восстановлении — лишнее доказательство тому, какое значение придавали власти страны этому объекту. Было решено, что главная база крымских астрономов расположится в Центральном Крыму, где астроклимат больше подходит для наблюдений, — специально для этого и был построен посёлок Научный, а в Симеизе осталась лаборатория радиоастрономии.
В 1960 году в Научном был построен крупнейший советский и европейский телескоп, который получил имя первого директора обсерватории академика Григория Шайна.
Космические рекорды Крыма - В 1959 году на командно-измерительном пункте на горе Кошка под руководством Сергея Королёва и Мстислава Келдыша были получены первые в истории человечества фотографии обратной стороны Луны, сделанные со станции «Луна-3».
— В 1962 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв провёл с наземного измерительного пункта №10 в Школьном первый в мире сеанс радиосвязи с находившимся на околоземной орбите космонавтом Павлом Поповичем.
По количеству открытых космических объектов с крымскими астрономами может равняться мало кто не только в России, но и в мире. Многие годы в обсерватории работала специальная группа под руководством супругов Черных — Николая Степановича и Людмилы Ивановны, которая занималась открытием астероидов. Всего они открыли более 1200 малых планет. По традиции тот, кто открыл астероид, имеет право дать ему имя — так на околоземной орбите появились «звезды Русского мира» — малые планеты Королёв, Лобачевский, Ландау, Келдыш, Курчатов, Менделеев, Вернадский, Вавилов, Лихачёв, Обручев, Туполев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Шолохов, Блок, Есенин, Шукшин, Лев Толстой, Грибоедов, братья Стругацкие, Ахматова, Вертинский, Тургенев, Шаламов, Достоевский, Мандельштам, Булгаков, Пастернак, Цветаева, Куприн, Карамзин, Бунин, Лесков, Солженицын, Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Высоцкий, Шаляпин, Визбор, Папанов, Тарковский, Гайдай, Рязанов.
Сегодня ученики Николая Степановича и Людмилы Ивановны Василий Румянцев и Вадим Бирюков занимаются поиском и изучением «особо опасных астероидов», сближающихся с Землей. Важность этой работы легко уяснить, вспомнив реальные истории о Тунгусском или Челябинском метеоритах или посмотрев один из многочисленных фантастических фильмов вроде «Армагеддона».
Другое традиционное направление деятельности Крымской обсерватории — исследования Солнца. «Эта работа имеет как теоретическое, так и прикладное значение, — рассказывает директор обсерватории Алла Николаевна Ростопчина-Шаховская. — Ведь вспышка на Солнце может привести не только к выходу из строя электронного оборудования, но и к гибели находящихся на орбите космонавтов».
Как космические снимки помогают нам понять географию и историю Лермонтовских мест
Не менее важной задачей, чем фотографирование обратной стороны Луны, стала съемка Земли из космоса. Решением этого вопроса особенно интересовались военные. Первые в Советском Союзе космические снимки были получены еще летом 1957 года. Их сделал красногорский фотоаппарат АФА-39, поднятый на ракете на высоту до 219 км.
Но военным нужна была регулярная съемка, а для этого требовалось вывести на орбиту специализированный спутник-фоторазведчик. В 1958-59 годы уровень развития космической техники в СССР был уже настолько высок, что практическая реализация создания спутника фоторазведки не вызывала сомнений. Предложения Сергея Павловича Королева были приняты правительством в 1959 году. Среди 123 организаций, участвовавших в проекте, основным исполнителем по кинофотоаппаратуре был определен Красногорский завод. Проект спутника-фоторазведчика получил наименование «Зенит-2».
Фоторазведчик «Зенит» в музее военной академии РВСН. Фото: сайт по истории командно-измерительных комплексов СССР
Первая успешная съемка была произведена в 1962 году. В начале 1960-х годов также развернулись работы по созданию спутника детального наблюдения «Зенит-4». Он имел более длительный срок активного существования, программный отворот по крену, повышенную точность стабилизации, а также был оснащен принципиально новой длиннофокусной фотоаппаратурой. Всего в рамках летных испытаний и штатной эксплуатации было произведено 76 успешных запусков «Зенит-2» и 179 успешных запусков «Зенит-4». Фотоаппаратура для «Зенитов» разрабатывалась в Красногорске.
В 1966 году был создан Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (ныне ОАО «РКЦ «Прогресс»), который произвел более 400 успешных запусков космических аппаратов, оснащенных аппаратурой Красногорского завода. Центр и сегодня остается основным ее заказчиком.
Фотокамера СА-20 производства КМЗ. Фото: сайт по истории командно-измерительных комплексов СССР
Аппаратура для фоторазведки должна была отвечать повышенным требованиям детальности и качества изображения. Кроме того, спутник движется на большой скорости, и для того, чтобы получить несмазанный кадр, нужны дополнительные устройства. В итоге космический фотоаппарат становился «космическим» по цене. Поэтому практиковалось повторное использование фототехники, которую для этого старались максимально бережно спустить на Землю.
Сегодня Красногорский завод продолжает создавать аппараты для дистанционного зондирования Земли. Данные, получаемые со спутников с помощью фототехники КМЗ, используются для составления и уточнения карт. С их помощью контролируется состояние окружающей среды, проводится поиск природных ресурсов и многое другое.
Оптико-электронная аппаратура «Геотон», устанавливаемая на спутниках семейства «Ресурс», выполняет множество задач, в том числе и для Воздушно-космических сил РФ. В июне 2013 года был осуществлен успешный запуск космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П» с модернизированной аппаратурой «Геотон-Л1». Впервые стала возможной съемка с высоким разрешением в режиме реального времени. Аппарат до сих пор выполняет свою миссию, несмотря на то, что срок его службы уже закончился. Данными, полученными с помощью «Геотона-Л1», пользуются многие российские регионы и зарубежные заказчики.
«Геотон-Л1». Фото: «Швабе»
Также в состав оборудования спутника «Ресурс-П» входит гиперспектральная аппаратура, разработанная в стенах КМЗ. Она предназначена для съемки и спектрального анализа местности − лесов, посевов, почвы, геологических образований. С помощью гиперспектральной съемки можно определить состояние наблюдаемых объектов – влажность и состав почвы, заболевания сельскохозяйственных культур, загрязнение водоемов и многое другое.
Какие космические аппараты и технологии используются для съемки Лермонтовских мест из космоса
Доктор культурологии Михаил Лермонтов поделился мнением о значении поэзии предка и рассказал о судьбе усадьбы Середниково
Москва. 25 июля. INTERFAX.RU - 27 июля исполняется 180 лет со дня смерти Михаила Лермонтова. Наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов побеседовал с президентом ассоциации "Лермонтовское наследие" - прямым потомком троюродного брата поэта, доктором культурологии Михаилом Лермонтовым.
Наш современник – Михаил Лермонтов
Прежде, чем перейти к основной теме, – немного о нашем собеседнике. Доктор культурологии Михаил Юрьевич Лермонтов – полный тезка великого поэта, выпускник Московского высшего технического училища имени Баумана (ныне МГТУ), кандидат технических наук, специалист в области ядерного материаловедения. Он круто повернул свою судьбу в 1991 году после встречи со своими родственниками. Сам он так рассказывает об этом.
Лермонтов: В 1991 году в Москву приехали все Лермонтовы. Разумеется, все кто мог. Газета "Правда" на первой странице тогда написала: "Лермонтовы всех стран, соединяйтесь". И вот на таком сходе всех тех, кто носит в себе капельку крови основателя рода Георга Лермонта, который в 1613 году пришел в Россию и от кого пошли все российские Лермонтовы, мне сказали: механиков в мире много, а Лермонтов-то один. И я стал заниматься культурологией и докторскую защищал уже по этой профессии. Но дело даже не только в призыве заниматься лермонтоведением. Вопрос передо мной стоял шире: а что я на этой земле делаю? Зачем я здесь? Масштаб великого поэта Лермонтова безграничен и бесконечен, и надо ему соответствовать!
Тогда же была создана ассоциация "Лермонтовское наследие", во главе которой и стал наш собеседник Михаил Лермонтов. Он же теперь является и главой рода Лермонтовых. Но есть еще и лермонтовский клан в Шотландии.
Лермонтов: Точно так, как Георг Лермонт приехал в Россию, так же и часть семьи ,помимо Шотландии, распространилась по всему миру. Многие переехали в Австралию. Там вообще есть два национальных героя Лермонта, и даже есть город Лермонт, где была одна из встреч Лермонтовых. Собралось тогда нас огромное количество.
Здесь все его напоминает!
Наша беседа проходила в усадьбе Середниково неподалеку от Москвы, где юный Лермонтов проводил летние каникулы с 1829 года по 1832-й. Тогда усадьба принадлежала генералу Дмитрию Столыпину, родному брату бабушки поэта. Выдающийся министр Петр Аркадьевич Столыпин приходился поэту троюродным братом. Потом имение было продано купцу первой гильдии Ивану Фирсанову, а его дочь, предпринимательница и меценат Вера Фирсанова превратила его в настоящий культурный центр.
Лермонтов: В зале на втором этаже главного дома пел Шаляпин, играл Сергей Рахманинов, гостили художники Валентин Серов и Константин Юон. А после исполнения Шаляпиным арии Демона по заказу хозяйки художник Виктор Штембер расписал плафон зала на тему "Демон". Именно здесь поэт начал работать над поэмой "Демон"! Здесь он написал "Парус" и другие ключевые произведения. Вера Фирсанова с глубоким уважением относилась к памяти поэта, и в имении много что напоминает о нем.
Но в 1991 году, когда в России собрались Лермонтовы, усадьба находилась в полуразрушенном состоянии. Кроме того, на ее территории – а там еще 16 построек – размещался противотуберкулезный санаторий. В 1995 году она была передана в аренду "Национальному Лермонтовскому Центру в Середниково", который и возглавил потомок поэта. И не просто возглавил, а взял на себя ответственность за ее восстановление.
Семья реставрировала главный корпус с бельведером, в котором сейчас находится мемориальный музей, парадный двор с колоннадой, манеж, пандусную лестницу к пруду, часть огромного парка. И все на собственные деньги, заработанные в девяностых годах Михаилом Юрьевичем за счет собственного бизнеса. И хотя написано, что усадьба "охраняется государством", но все отстроено на собственные, не государственные средства.
Охрана есть – заботы нет
Лермонтов: Все исторические усадьбы стоят на учете, но все находятся в неудовлетворительном состоянии и не имеют владельцев. Поэтому "охраняются" они юридически, а практически это все забытые, брошенные постройки. Это больная тема. Я непрерывно на этот счет даю интервью, выступаю, добиваюсь, чтобы были созданы благоприятные условия для передачи этих объектов людям, которые могут подписать с государством охранное обязательство и нести ответственность за содержание. Не только отреставрировать, но и содержать и использовать. А на это нужны немалые деньги. Значит, объект должен использоваться так, чтобы он давал прибыль. Вот здесь нужна помощь, потому что нет такого рода деятельности, которая могла бы окупать эти усадьбы, и потому что это действительно национальное достояние, которое требует, как говорят, сдувать с него пылинки, реставрировать и продолжать реставрацию. У нас же вершина искусства владения – это использовать объект таким образом, чтобы хватало средств на содержание. Сейчас таких исторических объектов насчитывается три тысячи.
Какие особенности ландшафтов Лермонтовских мест можно увидеть с высоты птичьего полета
Весной и летом нынешнего года Луна в фазе 0,15-0,2 будет вечером 30 апреля, 29 мая, 27 июня, 27 июля и 26 августа. Когда речь идет о фазе Луны, приводится число, показывающее, какую часть от общей площади лунного диска занимает освещенная поверхность.
Это время прибывающей (растущей) Луны. В первые дни лунного месяца особенно четко бывают видны формы лунной поверхности. Освещенные косыми лучами Солнца, даже незначительные повышения и впадины отбрасывают обширные тени, и рельеф становится хорошо заметным. Кольцевые горы - кратеры приобретают прямо-таки фантастический вид. Солнечный свет еще не доходит до их дна, и они кажутся бездонными провалами, окруженными сверкающими горами.
Луна в виде тоненького серпика поднимается на западе или юго-западе, вскоре после захода Солнца. Серпик день ото дня движется на восток и заметно полнеет. Он обращен выпуклой стороной к Солнцу, то есть вправо и вниз. При фазе Ф= = 0,15-0,2 можно начинать наблюдения.
Вдоль терминатора - так называют линию на диске планеты или спутника, разграничивающую освещенное Солнцем (дневное) полушарие от темного (ночного) - хорошо просматриваются крупные кратеры. В это время терминатор проходит через восточную часть Моря Кризисов. Горы, окружающие его полукольцом, далеко выступают с освещенной стороны на темную. Их вершины возвышаются над еще не освещенной территорией и смотрятся очень эффектно. Южнее на линию терминатора через почти равные промежутки как бы нанизаны четыре мощных кратера - Лангрен, Венделин, Петавий и Фурнерий. Крупнейшие из них - Венделин и Петавий, их диаметр около 185 км. Даже при небольших увеличениях, какие дают бинокли, можно заметить, насколько различен рельеф этих кратеров.
В северной части растущего серпа Луны можно видеть Атлас - кратер диаметром 92 км. Он очень четко выделяется, когда линия терминатора проходит неподалеку. Чуть западнее (левее) Атласа виден не менее впечатляющий кратер Геркулес, хотя он меньше по размерам - 77 км.
Когда Солнце осветит треть площади видимого лунного диска (Ф=0,3; в такой фазе Луна будет 1 и 30 мая, 29 июня, 28-29 июля и 27 августа), немного южнее (ниже) лунного экватора, у терминатора хорошо видна цепочка из трех очень приметных кратеров - это Кирилл, Теофил и Катарина. Они довольно велики - их диаметры близки к 100 км. Все три выделяются и на следующий день.
При Ф=0,4 из мрака выступит уже все Море Ясности. С юго-запада оно красиво очерчено горами Гем, а с северо-запада - горами Кавказ. К северу от Моря Ясности четко выделяются два относительно молодых кратера - Аристотель (около 93 км в поперечнике) и Евдокс (около 70 км).
Через день Луна окажется уже в фазе первой четверти, то есть нам будет видна ровно половина лунного диска. Теперь терминатор в северной части пересекает темную поперечную полосу - это Море Холода. Далее за ним до самого северного полюса простирается сильно пересеченная материковая область, на которой видно несколько крупных кратеров. Самый заметный из них - Анаксагор.
Когда перед взором наблюдателя открываются достаточно большие области лунной поверхности, становится заметным, что лунные "моря" - это гладкие поверхности и на них почти нет кратеров. А на участках "суши" кратеры практически повсюду. Это следствие разной геологической истории "материковых" и "морских" областей. Когда-то, сотни миллионов лет назад, потоки вулканической магмы залили лунные низменности. Там образовались почти ровные поверхности. Это подтверждается составом геологических пород, из которых состоят разные области. А кроме того, в телескоп видно, что кое-где над застывшими "морями" выступают кольцеобразные лунные горы.
Как космические снимки Лермонтовских мест могут повлиять на наше понимание их истории и культурного наследия
Ставрополь, 20 сентября - АиФ-СК.
«Домик Лермонтова» в Пятигорске и другие памятные места, связанные с поэтом на КМВ, вошли во всероссийский проект «Творческие люди», а все музеи Кавминвод - в программу «Культурный норматив школьника».
«Помимо экскурсий по усадьбе мы предлагаем юным посетителям квест «В гостях у поручика Лермонтова», - рассказала директор Государственного музея-заповедника Михаила Лермонтова Ирина Сафарова. - После экскурсии по домику и знакомства с биографией поэта ребята выполняют задания и вспоминают, из каких стихотворений взяты отрывки и герои. Затем дети играют в подвижные игры, которые были популярны в начале XIX века: в «волан» наподобие современного бадминтона и «серсо» - соревнования по накидыванию колец на шест».
По словам директора, школьники всегда проявляют живой интерес к поэту, а с введением «культурного норматива» нагрузка на музей вырастет. Тем более с этого лета «Домик Лермонтова» участвует в национальной программе детского культурно-познавательного туризма «Творческие люди». Два-три раза в неделю группы детей по 44 человека из разных городов страны проходят по маршруту «По лермонтовским местам»: Пятигорск - Кисловодск - Железноводск. Он включён во всероссийскую программу культурно-просветительских маршрутов для детей, таких как «Серебряное ожерелье» в Карелии, «Легенды Байкала» в Бурятии, «Моя Россия: Крым - Севастополь», «Золотое Кольцо», «Петербург Достоевского». В эти путешествия могут поехать и юные ставропольцы. Поездки оплачиваются из федерального бюджета. Попасть в такой тур могут победители творческих конкурсов. Участников туров отбирают министерства культуры регионов.
На КМВ школьники знакомятся с городами-курортами. Помимо «Домика Лермонтова» посещают «Дачу Шаляпина» в Кисловодске и культурный центр Льва Толстого в Железноводске. Знаменитый оперный певец исполнял песни на стихи поэта. А будущий автор «Войны и мира», останавливаясь в Кисловодске, восхищался смелостью и талантом Михаила Лермонтова.
Какие Лермонтовские места наиболее заметны и выделяются на космических снимках
Трехсерийный выставочный проект «Лермонтов. Места силы» приурочен к 210-летию со дня рождения великого русского поэта. Три эпизода «музейного сериала» пройдут в ключевых для Лермонтова географических и культурных местах: Пятигорске, Тарханах и Москве. Каждая серия проекта — автономный сюжет: место действия становится призмой, преломляющей биографию и творчество поэта в своем, уникальном, ракурсе.
Каждой серии выставочного проекта соответствует свой текстовый «ключ». Кураторы предлагают увидеть биографию русского поэта через шедевры его лирики: «Выхожу один я на дорогу…» (Пятигорск), «Когда волнуется желтеющая нива…» (Тарханы), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (Москва — Санкт-Петербург).
Первая серия проекта была представлена в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске. Подобно истории Печорина в «Герое нашего времени», внутренняя логика биографических событий Лермонтова раскрывается «с конца»: в ее основе — обстоятельства последнего периода жизни поэта. Не только уникальные мемориальные предметы, но и художественные тексты помогут посетителю проследить жизненный и литературный путь поэта, а лермонтовские живописные и акварельные работы, иллюстрации Михаила Врубеля, Евгения Лансере, Сергея Судейкина, Владимира Бехтеева, Татьяны Мавриной позволят каждому посетителю создать свой собственный образ Лермонтова.
Вторая серия проекта была представлена в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Тарханы — колыбель творческого сознания Лермонтова, источник его познания мира и первых вдохновений. Здесь поэт пережил и первый трагический опыт утрат и конфликтов: ранняя смерть матери, семейный раскол и разлука с отцом, необходимость покинуть усадьбу для продолжения образования. Усадьба детства стала для Лермонтова естественным образом рая, к которому он всю жизнь был устремлен, в который всегда хотел вернуться. Подробнее .
Третья серия проекта пройдет Москве. Заключительная часть музейного сериала предлагает взгляд на Михаила Лермонтова из Москвы и
Юбилейный выставочный проект «Лермонтов. Места силы» — результат сотрудничества Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» и Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова.
Как космические снимки Лермонтовских мест могут быть использованы для образовательных и культурных целей
Лермонтовские места России
Михаил Юрьевич Лермонтов -
гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург . Он появился на свет в 1814 г., в ночь с 14 на 15 мая в семье отставного офицера Юрия Петровича и Марии Михайловны, представительницы знатного рода, которая скончалась, когда мальчику было два года. Ее смерть стала серьезной психологической травмой для будущего поэта, а усугубили ее конфликтные отношения между отцом и бабушкой по материнской линии, Е. А. Арсеньевой. Она забрала мальчика к себе в имение, в Пензенскую губернию, с. Тарханы, и детство будущего поэта прошло именно там.
Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь М. Ю. Лермонтов познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, здесь мечтал быть похоронен.Сейчас в бывших Тарханах, ныне Лермонтово, находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значения.
Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова. Площадь музея-заповедника около 140 га.
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской…" - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился.
Литературное наследие Лермонтова, состоявшее из порядка трех десятков поэм, четырех сотен стихотворений, ряда прозаических, драматических произведений, было опубликовано, главным образом, уже после смерти их автора. За короткие 13 лет творческой биографии поэт внес неоценимый вклад в русскую литературу как автор исключительной по разнообразию тем и мотивов лирики; его творчество завершило развитие национальной романтической поэмы, создало фундамент для реалистического романа XІX в.
Как космические снимки Лермонтовских мест могут быть использованы для сохранения их культурного наследия
Лермонтовские места России
Краткая биография
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814 года, Москва – 15 июля 1841 года, Пятигорск) – русский поэт, прозаик, драматург, художник. Родился М.Ю.Лермонтов в семье офицера, воспитывался бабушкой. В университетском пансионе Москвы написал свои первые стихотворения. Затем он обучался в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Потом служил в Гусарском полку.
За произведение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован, отправлен в ссылку. Благодаря ходатайствам бабушки возвратился в Петербург, восстановился на службе.
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок». Позже за дуэль с Э. Барантом поэт был отправлен в ссылку на Кавказ, где участвовал в военных действиях.
Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» и другие считаются одними из лучших.
В 1841 году в Пятигорске Лермонтов погиб. Дуэль между Мартыновым и Лермонтовым состоялась в седьмом часу вечера 15 июля. Произошла она около горы Машук. В результате поединка Лермонтов получил рану, несовместимую с жизнью. Поэт скончался на месте и был погребен в Пятигорске.
Заболотский П.Е. Портрет поэта Лермонтова. 1837г. Из коллекции Третьяковской гелереи.
Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Пензенская область
Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Усадьба любимой бабушки поэта, Елизаветы Арсеньевой, урождённой Столыпиной. В Тарханах Лермонтов провёл свои детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось Тарханы) Белинского района Пензенской области.
Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, Пятигорск
Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова — государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края, литературно-мемориальный музейный комплекс в Пятигорске, созданный на основе дома, где провёл последние месяцы жизни М. Ю. Лермонтов, и куда было доставлено его тело после дуэли. Первый музей поэта. Музей имеет статус исторического памятника федерального значения.
Музей Лермонтова, Тамань
Дом-музей М. Ю. Лермонтова находится на крутом берегу Таманского залива Азовского моря в красивом центре станицы Тамань, в окружении: памятника таманскому казачеству, мемориала Великой Отечественной войны и памятника оригинальной архитектуры — церкви Покрова.
Музей Лермонтова в Тамани посвящён периоду пребывания поэта в станице по пути на Кавказ, куда он был сослан за стихотворение «На смерть поэта». В этом произведении Михаил Юрьевич подверг политической критике самодержавие, за что был подвергнут аресту и осуждён.
Первая ссылка благодаря влиятельным родственникам и друзьям была красивой творческой прогулкой, вторая ссылка за участие в дуэли закончилась смертельной трагедией — дуэлью с Мартыновым.
Мыс Лермонтова и грот Дианы, Севастополь
Находится грот на небольшом мысе Лермонтова — языке лавы древнего вулкана, постепенно разрушаемого водой и ветрами. Именно они создали в нем сквозной проход — арку высокой около 10 метров, длиной около 15-ти, шириной примерно 6 метров. Одна из его стен отвесно уходит в глубину, у второй есть небольшой подводный порог, примерно 2 м. шириной. Глубина там по колено, но не стоит на него вставать — он весь облеплен мидиями, о которых можно поранить ноги.
Мыс Лермонтова и грот Дианы в Крыму на Фиоленте
Грот Дианы в Пятигорске — одно из лермонтовских мест на курорте. Поэт неоднократно отдыхал в гроте, а за неделю до гибели организовал перед ним бал, который надолго запомнился его современникам своей красотой и веселой обстановкой.
Лермонтовский водопад, Кисловодск
Лермонтовский водопад - это единственный водопад в черте города Кисловодск. Он небольшой, высота около трех метров, зато очень широкий и полноводный круглый год. Ранее назывался Ольховским по имени реки Ольховка, на которой он находится. Но позже был переименован в честь великого поэта и прозаика М.Ю. Лермонтова, поскольку как считается, именно здесь Печорин из романа «Герой нашего времени» поил своего коня по пути с Горы Кольцо.
Значение творчества Лермонтова
Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.