Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Самые интересные факты о шахматах за всю их историю. Шахматы в Европе

13.07.2023 в 21:56

Самые интересные факты о шахматах за всю их историю. Шахматы в Европе

После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.

К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.

Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.

Сообщение о шахматах. Кто придумал шахматы: история происхождения

Сообщение о шахматах. Кто придумал шахматы: история происхождения

История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.

Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.

Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.

Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре, так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.

Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.

Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранге присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.

Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранге могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Первая версия происхождения

Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.

Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.

(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.

Вторая версия происхождения

Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.

Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.

Шахматы интересные факты для детей. История шахмат для детей

Шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Для многих она является любимым увлечением. Есть люди, которые занимаются шахматами профессионально, и игра становится неотъемлемой частью их жизни. Во многих странах шахматные турниры признаны как отдельный вид спорта. Регулярные соревнования проходят по всему миру.

История появления шахмат

Шахматы интересные факты для детей. История шахмат для детей

Появилась эта необычная игра примерно 2000 лет назад в Индии. Однако, называлась она иначе – Чатуранга. С тех пор ее правила менялись, и в настоящее время современная игра представляется немного иначе. Слово «шахматы» происходит из персидского языка от двух слов «шах» — «король» и «мат» — «мертв».

Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.

Легенды создания игры

Существует несколько версий происхождения этой игры. Рассмотрим две основные.

Версия 1

Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало.

И вот, однажды, пришел во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принес он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы.

Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале.

Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зерен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.

Версия 2

Шахматы интересные факты для детей. История шахмат для детей

Есть еще не менее интересная версия появления такой игры. Жил был сильный властитель. Много лет он воевал, разбивая все армии своих противников с помощью обученных боевых слонов. Однажды наскучили ему эти битвы. И объявил он своему народу, что желает, чтобы придумали ему новое занятие, да поинтересней.

Каких только интересных вещей ему не приносили из золота и драгоценностей, но ничего его не увлекало. Но вот, однажды, пришел во дворец небогатый Шах и принес деревянную доску и деревянные фигурки. Правитель сначала рассердился, кричал, что это за дар такой простой, деревянный.

Но Шах объяснил правила этой игры и научил короля, как действовать. Понравилась властителю эта новинка. Почти сразу он выигрывать стал. И каждый раз, как правитель приближался к фигурке короля, кричал: «Шах», то есть «Король», а когда побеждал еще добавлял: «Шах! Мат!», то есть «гибель королю».

Шахматы в Европе и России

Шахматы интересные факты для детей. История шахмат для детей

В Европе и России (в то время на Руси) шахматы появились в 9-10 веке. В это время игра некоторым образом видоизменилась, правила стали другими. В том виде, в котором мы знаем шахматы сейчас — сама игра сформировалась только в 18 веке. И с тех пор изменений практически не было.

На Руси шахматы быстро завоевали популярность и играли в нее и ремесленники, и даже бояре, и царские особы. Появились умельцы, которые изготавливали доски и фигуры для этого популярного увлечения. Их называли шахматниками. Увлечение было столь велико, что иностранные гости Русского государства, удивлялись такому интересу к шахматам.

Первый серьезный шахматный турнир в России прошел в конце 19 века в Санкт-Петербурге. С тех пор стали регулярно проводиться соревнования среди сильнейших шахматистов. Стали появляться имена прославившихся игроков, которые одержали множество побед.

Такие имена как Ботвинник Михаил, Смыслов Василий, Таль Михаил, Борис Спасский, Карпов Анатолий, Гарри Каспаров вошли навсегда в историю о шахматах. Они стали известны не только в России, но и далеко за рубежом.

Виды шахмат

Шахматы интересные факты для детей. История шахмат для детей

В период исторического развития шахмат постепенно появлялись некоторые изменения, правила. Современность тоже внесла свои коррективы и в результате мы можем познакомиться с интересными разновидностями шахмат.

  • Заочные шахматы – играем удаленно. В данном виде участники находятся на расстоянии друг от друга (в разных городах). Связь, какие ходы выполняются, держат по телефону, другими техническими средствами связи, например, через сообщения.

Источник: https://interesnyefakty.com/stati/interesnye-fakty-o-shahmatistah-i-shahmatah-ferz-ranshe-byl-slaboy-figuroy

Интересные факты о чемпионах мира по шахматам. Кто дольше всего удерживал чемпионство

Российский гроссмейстер Александр Алехин является первым отечественным чемпионом мира. Четвертый обладатель мировой шахматной короны удерживал (1927–1935, 1937–1946) звание на протяжении 17 лет, уступая по этому показателю только немцу Эмануилу Ласкеру, который сохранял чемпионство 27 лет.

Алехин мог бы стать рекордсменом среди россиян по продолжительности чемпионства и количеству завоеванных чемпионских титулов (19), однако в 1925 году он сменил гражданство на французское. Уже в 1927 году он завоевал шахматную корону под флагом Франции.

15 лет удерживал звание шестой чемпиона мира Михаил Ботвинник, который завоевал корону в 1948 году и уступил ее в 1957 соотечественнику Василию Смыслову. В 1958 году Ботвинник вернул звание чемпиона, однако вскоре вновь уступил его Михаилу Талю (1960), которого победил в матче-реванше (1961). Ботвинник удерживал чемпионство еще два года (до 1963), пока окончательно не уступил его девятому чемпиону Тиграну Петросяну.

Двенадцатый чемпион мира Анатолий Карпов удерживал шахматную корону на протяжении 11 лет (1975–1985). Столько же продлилась беспроигрышная серия норвежца Магнуса Карлсена (2013–2023), которая завершилась в этом году из-за отказа 16-го чемпиона защищать корону.

Гарри Каспаров (Минюст внес его в реестр иноагентов) удерживал титул чемпиона мира на протяжении девяти лет. Кроме того, почти беспрерывно с 1986 по 2005 год он занимал первую строчку рейтинга лучших шахматистов мира.

В 1993 году из-за несогласия с политикой, проводимой FIDE, Каспаров основал Профессиональную шахматную ассоциацию (ПША), после чего федерация лишила его звания чемпиона мира и исключила из своих рейтингов. Долгое время звание чемпиона мира разыгрывалось по версии ПША и FIDE. По линии ПША в 1993 году Каспаров выиграл титульный матч у англичанина Найджела Шорта (12,5:7,5). Тринадцатый чемпион мира защищал титул ПША до 2000 года, пока не уступил его Владимиру Крамнику.

Источник: https://interesnyefakty.com/stati/interesnye-fakty-iz-istorii-shahmat-napoleon-i-franklin-proigrali-v-shahmaty-mehanicheskomu

Виды шахмат. Такие разные шахматы: как может проходить любая партия

Этот пост написан пользователем Sports.ru , начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь ).

Такие разные шахматы: классика, рапид, блиц, шахматы Фишера.

Шахматы для человека, который в них не играет — это доска 8*8, 16 белых и 16 черных фигур. Однако для шахматистов существуют принципиально различающиеся виды игры. Разберемся, какими они бывают.

Первое отличие — контроль времени на партию.

В старые времена в шахматы играли, не ограничивая время на обдумывание ходов. В связи с этим партии могли тянуться сутками, игроки засыпали за доской, а более слабый в шахматах нередко пытался взять своего соперника «измором». В связи с этим время на обдумывание партии ограничили.

В настоящее время существует классический контроль , где каждому игроку дается более часа времени на обдумывание. Тут надо внести уточнение. В современных шахматах после каждого сделанного хода шахматисту добавляется какое-то количество времени. Это сделано для того, чтобы игрок, даже потративший почти все время — мог реализовать «техническую» позицию. К примеру поставить мат ферзем одинокому королю. Чтобы игра до конца партии в шахматы и никто не пытался «срубить флаг сопернику». Так вот к примеру классическим контролем может считаться контроль к примеру, по 45минут на партию плюс 30 секунд добавления на каждый ход. В этом случае, считается, что шахматист за партию «накопит» еще времени и суммарное его количество будет более часа.

Выражение «срубить флаг» появилось в виду того, что раньше на шахматных часах стрелка, приближаясь к отметке 12 поднимала специальный флажок. Если он падал при прохождении стрелкой полного круга, время на обдумывание заканчивалось.

В классику обязательна запись партии. Играется как правило 1 или 2 партии в день.

В матчах на первенство мира играют классику с 7-ми часовым контролем.

Каждому игроку дается 2 часа на 40 ходов, 1 час на следующие 20 ходов и 15 минут до конца партии с добавлением 30 секунд за каждый сделанный ход.

Быстрые шахматы или рапид.

Самые популярные контроли 10+5 (10 минут и 5 секунд добавления после каждого сделанного хода), 15+10, 25+10. Играется как правило 5-10 партий в день. Качество партий достаточно высокое. Возрастает роль знания точных эндшпильных позииций и скорость счета вариантов.

Блиц.

Самые веселые шахматы. Фигуры мелькают на доске. Часы стучат, переключаясь каждую секунду. Контроль времени 3+0, 3+2, 5+0, 5+3

Многие считают, что это не шахматы, а развлечение. Конечно элемент случайности возрастает, так как посчитать варианты шахматист успевает далеко не всегда и далеко не все. Но тем не менее мастер со значительной доли вероятности обыграет любителя в любой вид шахмат, в том числе и в блиц за счет лучшего понимания позиции, знания дебютов, эндшпиля и интуиции. Более того, существует мнение, что чем меньше времени на партию тем разница в классе возрастает.

Шахматы Фишера или Шахматы-960 — для того чтобы снизить количество ничьих, влияние дебютной теории было придумано расставлять начальную позицию фигур не стандартным образом, а с помощью жеребьевки, одним из 960 вариантов.

Пешки остаются на месте, а конь со слоном или ладьей или ферзь с королем могут поменяться местами.

Думать приходится с 1 хода. Начало игры совсем другое, но через некоторое время позиция приобретает привычный вид. Шахматы-960 достаточно популярны, по ним проводятся чемпионат мира, а также в них есть возможность играть как на lichess так и на chess.com.

С популярностью шахматных игровых площадок появились и получили развитие и игра в «пулю» , где игрокам дается минута и меньше на обдумывание.

Уметь играть в шахматы при игре с таким контролем конечно тоже необходимо, но все же это больше киберспорт с элементами шахмат.

Вопросы по шахматам с ответами. Викторина "Что ты знаешь о шахматах?"

Данная викторина для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с вопросами и загадками.

Викторина

"Что ты знаешь о шахматах"

Научиться играть в шахматы - легко,

но трудно научить играть хорошо.

Х.Р.Капабланка

Подготовка и организация викторины

Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ - 0 баллов.

Длительность викторины 30-35 минут.

Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.

Материалы: Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и задания по практике игры.

Ход викторины:

Педагог: Сегодня, у нас будет проходит викторина "Что ты знаешь о шахматах". На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).

Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номеров, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).

После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.

Приложение №1

Контрольные вопросы и практические задания к викторине

“ Что ты знаешь о шахматах”

Что такое МАТ? (Шах королю, и он не может спастись от шаха).

Каких знаменитых шахматистов ты знаешь? (А.М. Чичорин, Р. Капабланка, Л. Алехин, Г. Каспаров, А. Карпов и др.).

Во сколько очков оценивается ладья, слон, ферзь? (5, 3, 9).

На каком расстоянии могут сблизиться короли? (Одна клетка).

С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г).

Как бьет пешка? (Впереди себя, наискосок).

Какая фигура может перескакивать как через свои фигуры, так и через фигуры противника? (Конь).

8. Как называется результат беспроигрышной партии? (Ничья).

9. Что такое рокировка? (Это ход двумя фигурами одновременно).

10. Что такое шах королю? (Это такая позиция, когда любая фигура противника объявляет бой королю).

Цель шахматного боя? (Поставить МАТ королю противника).

Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).

Какая фигура может превратиться в другую любую фигуру и как? (Пешка).

Что такое шахматное поле? (Это квадратная клеточка белого или черного цвета на шахматной доске).

Может ли пешка перейти с белого поля на черное? (Да).

Сколько на шахматной доске всего слонов? (4).

Может ли ферзь ходить как слон? (Да).

Назвать поле, где стоит данная фигура (Задание на демонстрационной доске).

Исправь ошибку в расстановке фигур на доске.

Назови место расположения пешки, которая может пройти Ферзя (Задание на демонстрационной доске).

Назови фигуру, которая поставила шах королю противника и ее месторасположения на доске (Задание на демонстрационной доске).

Поставлен ли мат королю противника или нет. Объясни ситуацию. (Задание на демонстрационной доске).

Назови фигуру и ее месторасположения, которая сделала “вилку”.

Загадки о шахматах

1. Стою на самом краю, 2. Я силой и мощью своей

Путь откроют – пойду. Лишь по прямым полям

Только прямо хожу, И линиям прокладываю путь.

Как зовут, не скажу. И горе тем, кто на пути моем

(Ладья) Пытается “вздремнуть”.

(Ладья)

3. Не живет в зверинце, 4. Когда мы станем в строй,

Не берет гостинцы, Нас спутает любой.

По косой он ходит, Но лишь начнется бой.

Хоботом не водит. У каждого путь – свой.

(Слон) (Белопольные и

Чернопольные Слоны)

5. Два братца в одной армии служат,

А встретиться друг с другом не могут.

(Белопольные и

Чернопольные Слоны)

6. Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

(Слон любого цвета)

7. Передвигается не косо и не прямо,

А буквой “Г” – так шахматисты говорят.

(Конь)

8. Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

(Король)

9. Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Научиться играть в шахматы - легко, но трудно научить играть хорошо.

Подготовка и организация викторины

Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ - 0 баллов.

Длительность викторины 30-35 минут.

Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.

Материалы

  • Бочонки с номерами
  • Конверты с вопросами по теории и заданиями по практике игры

Ход викторины

Педагог: Сегодня, у нас будет проходить викторина "Что ты знаешь о шахматах". На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).

Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номером, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок на доске под эмблемой команды).

После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.

Источник: https://interesnyefakty.com/stati/interesnye-fakty-iz-istorii-shahmat-napoleon-i-franklin-proigrali-v-shahmaty-mehanicheskomu

История шахмат. Рождение. Игры-гонки.

Настольные игры разного рода чрезвычайно широко распространены и имеют очень глубокие корни — их следы прослеживаются вплоть до 5-го тысячелетия до нашей эры. К сожалению, ранняя индийская литература носила исключительно религиозный характер, а в более позднее время в моду вошёл стиль с туманными и витиеватыми аллегориями. Поэтому судить о существовании и особенностях индийских игр приходится, в основном, по редким упоминаниям отдельных терминов.

Один из таких терминов — " аштапада «, обозначавший нераскрашенную квадратную доску размером 8x8 клеток, а также игру на этой доске. Аштапада упоминается, например, в »Брахмаджала-сутте" — древнейшем буддийском тексте, написанном на языке пали (предшественнике санскрита) в середине I тысячелетия до н. э., и в «Рамаяне» — санскритском эпосе IV века до н. э. Более поздняя «Балабхарата» (переложение «Махабхараты») рассказывает подробности поединка между Юдхиштхирой и Шакуни — представителями враждующих родов Пандавов и Кауравов. В этом поединке чёрные и красные фигурки («сари») передвигались по аштападе в соответствии с бросками двух костей (тоже чёрной и красной). Сари могли быть выставлены на доску, захвачены в плен и освобождены. Речь идёт об игре типа гонок.

Игры-гонки — вероятно, самые популярные и наиболее древние из настольных игр — построены по единому принципу. Фигуры передвигаются вдоль определённого маршрута в соответствии с бросками кости (раковин, зёрен и т. п.). Если фигура, совершая ход, встаёт на поле, занятое фигурой противника, то последняя снимается с доски и начинает свой путь заново. На некоторых полях (обозначаемых обычно крестиком) фигура защищена от взятия, и ход фигуры противника на данное поле не разрешён. Выигрывает тот игрок, кто первым пройдёт заданный маршрут всеми своими фигурами.

В качестве примера игры типа гонок можно привести сатуранкам , некогда популярный на Цейлоне и в Южной Индии. В сатуранкам играют 2-4 игрока на доске 9x9; каждый имеет по две фишки. Фигуры должны пройти по маршруту, сходящемуся от краёв к центру. Для определения хода используются две продолговатых четырёхсторонних кости, грани которых помечены цифрами 1, 3, 4 и 6. Сумма, набранная в результате броска, может быть по усмотрению игрока разделена между его фишками в любой пропорции или использована для хода одной фишкой. Фишка, которой остаётся 1, 3 либо 4 хода до финиша (например на поле f6 на рисунке), может быть удалена с доски только броском-дублем (дубль-1, дубль-3 и дубль-4 соответственно). Фишка, побитая фишкой противника, снова вводится в игру только с начального поля и только броском дубль-1.

Наиболее любопытной особенностью сатуранкама является его название — очевидное искажение санскритского слова «чатуранга». Эта деталь свидетельствует, что шахматы (которые назывались в Индии именно чатурангой) состоят в определённой связи с игрой типа гонок. Шахматные историки расходятся во мнении о том, насколько тесной была эта связь, но шахматы, несомненно, позаимствовали у игры-предшественницы доску-аштападу.