Римский корсаков биография для детей. Успех и признание
- Римский корсаков биография для детей. Успех и признание
- Римский корсаков интересные факты. Интересные факты из биографии
- Ученики Римского-Корсакова. Nikolai Rimsky-Korsakov
- Римский корсаков произведения. Композитор Римский-Корсаков: список произведений. Римский-Корсаков Николай Андреевич: оперы, симфонические произведения, романсы
- Оперы Римского-Корсакова. «Опера эпохи fin de siecle» (О «Царской невесте» Римского-Корсакова)
- Римский-корсаков портрет. Описание картины Валентина Серова «Портрет Римского-Корсакова»
- Римский корсаков творчество. Творчество Римского-Корсакова
- Видео известные люди Николай Римский Корсаков Док фильм
Римский корсаков биография для детей. Успех и признание
Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.
Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.
Композитор в 1897 году
Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.
В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.
Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».
Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя . Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского (см. интересные факты об Островском ).
Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), « Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Римский корсаков интересные факты. Интересные факты из биографии
Николай Андреевич Римский-Корсаков имел знатное происхождение. Он был дворянином из известного рода, в котором многие мужчины служили на флоте. Даже его фамильная усадьба находилась на воде, расположившись прямо на берегу небольшой реки Тихвинки. Дом выходил окнами прямо на мужской Богородичный Успенский монастырь, который функционирует по сей день.
Детство и юность
Будучи уроженцем Тихвина (в настоящее время административный центр Ленинградской области), Николай стал вторым ребенком в семье. Он имел старшего брата со звучным именем Воин, которое предопределило его карьеру, связанную с военным флотом. Маленький Николай обожал старшего брата, который был для него настоящим авторитетом, поэтому всю жизнь мужчины сохраняли крепкую связь. Что касается других интересных фактов из жизни Римского-Корсакова на начальном ее этапе, то из них стоит выделить следующие важные даты и события с сохранением их хронологического порядка:
- Родился композитор 6 марта 1844 года по старому стилю в семье служащего Андрея Петровича, занимающего руководящие посты в Нижегородской и Волынской губерниях. Мать будущего музыкального деятеля, Софья Васильевна, имела смешанное происхождение, появившись от любовной связи зажиточного помещика и крепостной крестьянки. Но, несмотря на это, она получила отличное образование, свободно владея французским и блестяще играя на рояле.
- Образованием сына родители занялись, когда мальчику исполнилось 6 лет. Примечательно, что на тот момент он сильно тянулся к книгам, не испытывая большого удовольствия от занятий музыкой. Со временем ему начали нравиться русские романсы и церковное песнопение, что во многом определило будущие пристрастия автора музыкальных произведений.
- Уже в 11 лет Николай начал писать свои первые коротенькие народные мотивы, правда, тогда никто из близкого окружения не воспринял всерьез это увлечение.
- Мальчик рос настоящим мечтателем, часами напролет грезившим о дальних странствиях. Когда ему исполнилось 12 лет, отец решил его отдать в Морской кадетский корпус. Родители хотели видеть сына мореплавателем, однако вскоре случилось непредвиденное. В возрасте 14 лет Николай всерьез проникся музыкой, вдохновившись великими произведениями «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Роберт Дьявол», а чуть позже и «Пасторальной симфонией». Помимо Бетховена юноша открывает для себя Моцарта, Мендельсона и других деятелей музыкального искусства.
Ученики Римского-Корсакова. Nikolai Rimsky-Korsakov
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов
Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.
Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).
Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.
Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.
Римский корсаков произведения. Композитор Римский-Корсаков: список произведений. Римский-Корсаков Николай Андреевич: оперы, симфонические произведения, романсы
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – великий русский композитор, морской офицер, педагог, активный член «Могучей кучки», идейным вдохновителем которой был В. В. Стасов. Принципы, которым следовали композиторы, взявшие за образец русский фольклор, Н. А. Римский-Корсаков позже перенес в свои педагогические классы в Петербургской консерватории.
Краткий обзор творчества
Николай Андреевич написал, как он считал сам, много. И действительно, это пятнадцать опер, три симфонии и другие симфонические формы (сюиты, кантаты, концерты, каприччио, увертюры), вокальные сочинения. Таков в кратком виде его список произведений. Римский-Корсаков в поздние годы жизни с печалью говорил, что обидно будет, если это забудут. Но нет, его произведения любимы и востребованы слушателями.
Детство и юность
Николай Андреевич родился в семье дворянина в уездном городе Тихвине. Его старший брат (разница в возрасте была огромной – 22 года) был морским офицером, и маленький Коля мечтал о морских путешествиях, а пока с шести лет получал домашнее образование. Он понемногу играл на фортепиано и даже сочинял, но его манило море. Отец поддерживал эту мечту и в 12 лет отдал сына в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Здесь он познакомился с итальянскими и немецкими операми, и его неудержимо стала привлекать музыка. В 15 лет он стал серьезно учиться игре на фортепиано. Его учитель познакомил одаренного юношу с членами кружка «Могучая кучка» в 1859 году.
Первые работы
Тогда же, под руководством М. А. Балакирева ,Николай Александрович начал работать над Первой симфонией, которая открывает его список произведений. Римский-Корсаков серьезно начал ее сочинять в 1861-1862 годах. Он написал первую часть, скерцо и финал. Оркестровал весьма плохо, потому что на занятия музыкой времени уже не было. Римский-Корсаков закончил обучение в Морском корпусе и ушел в море.Он еще пытался писать анданте, но на три года отложил работу, исправно исполняя службу на клипере «Алмаз». За эти годы он увидел полмира, и морские впечатления позже появятся в оркестровых произведениях. Когда Николай Александрович вернулся в 1865 году, то завершил работу над своей симфонией, чисто русской по своему духу, наполненной темами народных песен. Особенно выделяется анданте с песней «Татарский полон». Ее первая редакция была исполнена под управлением Милия Александровича Балакирева. В 1884 году вернулся к работе над ней Римский-Корсаков. Симфония 1 была заново оркестрована. В таком измененном виде ее исполняют и в наши дни.
Оперы Римского-Корсакова. «Опера эпохи fin de siecle» (О «Царской невесте» Римского-Корсакова)
1890-е годы - это эпоха высокой зрелости в творческой жизни Н. А. Римского-Корсакова. Начиная с весны 1894 года, одна опера пишется в черновике или проектируется в эскизах, другая инструментуется, третья готовится к постановке; одновременно в разных театрах возобновляются прежде поставленные произведения. Римский-Корсаков по-прежнему преподает в Петербургской консерватории, дирижирует Русскими симфоническими концертами, продолжает многочисленные редакторские труды. Но эти дела отходят на второй план, а главные силы отдаются беспрерывному творчеству.
Появление Русской частной оперы Саввы Мамонтова в Москве способствовало поддержанию рабочего ритма композитора, ставшего, после кончины П.И. Чайковского в 1893 году признанным главой русской музыкальной школы. Целый цикл опер Римского-Корсакова впервые был поставлен в этой свободной антрепризе: «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога» (шедшая как пролог к «Псковитянке»), «Сказка о царе Салтане»; кроме того у Мамонтова шли «Майская ночь», «Снегурочка», корсаковские редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины», «Каменного гостя» и «Князя Игоря». Для Саввы Мамонтова Частная опера являлась продолжением деятельности Абрамцевской усадьбы и ее мастерских: почти все художники этого объединения приняли участие в оформлении оперных спектаклей. Признавая достоинства театральных работ братьев Васнецовых, К. А. Коровина, М. А. Врубеля и других, Римский-Корсаков считал все же, что у Мамонтова живописная сторона спектаклей перевешивает музыкальную, а главное в опере - музыка.
Римский-корсаков портрет. Описание картины Валентина Серова «Портрет Римского-Корсакова»
Признанному мастеру портрета В. А. Серову в 1898 году доверил писать себя видный композитор – Римский-Корсаков. Художник всегда с особым трепетом принимался за новую работу. Его модели – не только хорошо знакомые близкие и товарищи, но и в большом числе люди знаменитые, загадочные, недосягаемо далекие до первой встречи в художественной студии.
Знатоки творчества Серова признавали такую особенность даровитого портретиста: он писал на холсте подлинный характер человека без прикрас. Так что порой позировать художнику было страшно, ведь портрет выдаст все скрываемые черты и волнения души, всю внутреннюю жизнь.
Подобно готовности к исповеди было решение стать моделью для картин Валентина Серова. В этом великолепном свойстве и выражается его гениальность. Поэтому все же число желающих получить картинное изображение собственной натуры не уменьшалось.
«Портрет Римского-Корсакова» – полотно средних размеров, техника исполнения отдаленно напоминает стиль импрессионистов. Цветовая гамма приглушенная. Количество светлых участков на холсте раза в четыре меньше областей затемненных, покрытых хаотичными грубыми мазками.
Темно-коричневый цвет мебели, грязный зеленый оттенок обоев, темно-серый строгий пиджак на фигуре сидящего за столом мужчины почтенного возраста… И лишь объемные стопки листов, разложенных на столе и тумбе, сияют белым светом.
Напротив стола угадывается наличие окна, не вошедшего в композицию картины. Полуденный свет лишен солнечных желтых бликов. Погода за окном, скорее, пасмурная, тревожная. Композитор серьезен, задумчив, сосредоточен на своей работе. Левой рукой он держит открытую рукопись, правой нацелился делать добавления к работе.
Осанка стройного мужчины прямая, собранная, умное лицо одухотворено. Черты фигуры и мимика описывают характер Римского-Корсакова – волевой, уверенный и трудолюбивый.
Римский корсаков творчество. Творчество Римского-Корсакова
18 марта родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), русский композитор, общественный деятель, дирижер, пианист, директор Бесплатной музыкальной школы, профессор Петербургской консерватории.
За внешне суровым видом Николая Андреевича скрывался редкостной доброты человек, который был готов всегда прийти на помощь, подхватить дело, направить на путь истинный.
Ему не было еще и двух лет, а он уже хорошо усваивал все мелодии, которые напевала ему мать.
Важно
А начиная с трех лет, составил с отцом дуэт — старший Римский-Корсаков играл на фортепиано, а младший великолепно отбивал такт на игрушечном барабане. В шесть лет он начал играть на фортепиано.
Попытку написать первую увертюру (музыкальное произведение сложной формы) Николай предпринял в девять лет.
Учитель мальчика по музыке рассказал своему ученику о выдающемся композиторе Глинке, познакомил с сочинениями Шумана, Бетховена, Баха. По мере взросления у юноши открылся недюжинный талант композитора.
Он создает работы, ставшими новаторскими на музыкальном поприще.
Главным образом это оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о граде Китяже и деве Февронии», «Золотой петушок», опера-балет «Млада».
Творческая деятельность Римского-Корсакова – это во многом пример для подражания. Выдающийся специалист, он не гнушался выполнением доработок, помогая обрести законченный вид произведениям Мусоргского, Бородина, Даргомыжского, готовил к изданию партитуры Глинки. С 1871 года и до конца жизни он был профессором Петроградской консерватории. У него было свыше двухсот учеников.
Римский-Корсаков сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры разных народностей, помогал композиторам других стран.
Творчество Римского-Корсакова пронизано идеями свободолюбия, демократии. В нем нашли широкое отражение народные мотивы, эпос, предания, легенды, мотивы Востока.
Римский-Корсаков сказал новое слово в программной симфонической музыке.К основным симфоническим произведениям автора относятся: «Увертюра на русские темы», «Испанское каприччио», сюита «Шехеразада» и три симфонии.
Совет
Вокальная лирика великого музыканта, представленная циклом «У моря», «Редеет облаков летучая гряда», «Нимфа», «Пророк», «Анчар», 79 романсами, а также сборниками народных песен, полна поэтического обаяния.
Творчество Римского-Корсакова – это принципиально новый этап в русской музыке, оно принадлежит мировой культуре.