Причина дуэли Лермонтова. Дуэль
Причина дуэли Лермонтова. Дуэль
После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.
В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.
Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.
Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.
Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.
По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.
По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.
Лермонтов дуэлянт. Дуэль Лермонтова: причины
К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».
Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.
Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова, Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.
Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.
Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведем!»
Дуэль Лермонтова и Мартынова. (wikipedia.org)
«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».
Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ
Уважаемые коллеги.
Прошу простить меня за эту статью, опыт написания рецензии на фильм у меня даже не околонулевой, а отрицательный. Тем не менее, рискну, уж больно тема благодатная. Фильм этот имеет самое прямое отношение к нашему сайту, так как снят в жанре альтернативной истории. Зная печальную историю отечественного кинопопаданчества («Мы из будущего» и «Туман»), я настроился на очередную лжеисторическую клюкву с толпой всезнающих и всеумеющих попаданцев и был приятно удивлен. Попаданцев там нет, от слова совсем. Фильм называется «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Фильм идет почти два часа. Не сказать, что он смотрится на одном дыхании, тем не менее выглядит вполне достойно. Пожалуй самое главное в этом фильме, что несмотря на всю свою альтернативность, он снят с огромной любовью к главным героям, а режиссеру удачно удалось избежать того, что мы знаем как безруковщина и михалковщина. А кто же в этом фильме главные герои? Как видно из названия фильма, это «наше все» Пушкин и «почти все» Лермонтов.
Фильм начинается с 1857 г. «Простите, — спросите Вы, а причем здесь Пушкин и Лермонтов? Они вроде бы уже того…». Так в этом и есть главная интрига. Да, Россия, но Россия совершено иная. Нам неизвестная. В этой альтернативной реальности Россия каким-то невероятным образом выиграла Крымскую войну. В этой России Пушкин не погиб на дуэли в 1837 г., а благополучно дожил до 1857 г. В этой России очаровательнейшая Наталья Николаевна Пушкина раз в год ездит на одну ей известную могилу, где покоится Дантес, убитый на дуэли её мужем. В этой России смерть обошла стороной и Лермонтова. И наконец, в этой России не погиб в 1829 году другой великий тезка Александра Сергеевича – А. С. Грибоедов, отличившийся на дипломатическом поприще. В этой реальности А. С. Грибоедов задумывает второе издание своего «Горя от ума» — «Дым отечества», в которой Чацкий через 20 лет возвращается в Россию и находит, что в ней ничего не изменилось. В конце концов он снова уезжает за границу, прихватив с собой Софью. В этой России полковник Мартынов отличился в Севастополе. Вот такая странная эта Россия. Жив и император Николай I. Именно он поручает Пушкину написать многотомную «Историю дома Романовых».
Причина дуэли Лермонтова с барантом. Обида Баранта: первая дуэль Лермонтова
Пылкий, мятущийся — для современников Лермонтов был не бронзовым памятником, а противоречивой натурой, умеющей и страстно любить, и также страстно ненавидеть.
Он хотел любить и быть любимым, дружить и обрести верных товарищей на всю жизнь, сражаться и познать вкус славы, но судьба рассудила по-своему — первая любовь без взаимности, легкомыслие друзей, арест и ссылка за дерзкие строки.
Скрывая разочарование и тоску, Лермонтов стал для света колким насмешником, а его доброта, ранимость и мечтательность остались лишь для самых близких людей и творчества: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
Опала и слава
После публикации «Смерти поэта» Лермонтов попал в опалу. (В то время многие сочувствовали Дантесу, считая, что в трагичном исходе виноват сам ревнивец Пушкин). Так думал и Николай Столыпин, родственник Лермонтова. В пылу спора поэт не выдержал и дописал ещё 16 строк: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!».
Подобная крамола не могла остаться без наказания, появилось «Дело о непозволительных стихах». Николай I решил: «Медику гвардейского корпуса удостовериться, не сошёл ли он с ума; а затем мы накажем его согласно закону». Согласно закону — сослали на Кавказ, приписав к воевавшему там 17-му драгунскому полку.
М. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе
Однако вскоре в дело вмешалась бабушка (богатая и влиятельная особа), Лермонтова вернули в Петербург. После ссылки опальный поэт приобрёл популярность: его заметили, стали печатать, приглашать на светские вечера. Именно на одном из них и произошла ссора, ставшая причиной первой дуэли.
Любовь или политика?
Давали бал у высокопоставленной графини. Помимо Лермонтова на нём присутствовал весь цвет весь цвет высшего общества, в том числе и сын посла Франции Эрнест де Барант («салонный Хлестаков», как метко заметил Белинский). Молодые люди крупно поссорились и условились драться на дуэли. Точная причина неизвестна до сих пор, поводов могло быть несколько.
По одной из версий, Лермонтов и Барант были влюблены в одну и ту же особу, однако она отдала предпочтение французу. Оскорбленный поэт написал язвительное и не совсем пристойное четверостишие о даме, что и стало поводом для ссоры. Правда впоследствии выяснилось, что злополучные строки были написаны за восемь лет до этих событий. Другие свидетели утверждали, что дама отдала предпочтение Лермонтову, за это и мстил пылкий француз.
А. Клюндер. М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки
Возможно, молодые люди поссорились вовсе не из-за женщины. Говорили, что поэт недолюбливает французов (французом был Дантес, убийца Пушкина), что, как будто бы, он и продемонстрировал в «Смерти поэта». Сам Лермонтов подобное отрицал и даже был приглашен на приём во французское посольство.
Как бы то ни было, дуэль состоялась.
Не целясь
18 февраля 1840 года соперники встретились за Черной речкой. Сначала условились биться на шпагах, потом, после «первой крови», на пистолетах.
Поединок на шпагах закончился быстро — шпага поэта почти сразу сломалась, Барант легко ранил Лермонтова. Решили продолжить на пистолетах. Стреляли одновременно с двадцати шагов. Француз прицелился и промахнулся, Лермонтов целиться не стал, стрелял навскидку. Тоже не попал, впрочем, как показали секунданты, он и не хотел убивать соперника.
М. Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким
Наказать по всей строгости
Был суд, арест (француза не тронули, обвинение предъявили только Лермонтову). Узнав из показаний, что поэт намеренно выстрелил в сторону, Барант обиделся: соперник целился как следует, да только не попал. Лермонтов не выдержал, предложил повторно стреляться. И снова суд, теперь за подстрекательство к дуэли.
Лермонтову предложили извиниться перед соперником, на что тот, оскорблённый, ответил: «Никогда я не унижался до обмана и лжи».
Суду стало ясно: поэт не раскаивается и своей вины не видит, а сыну французского посла нанесено тяжёлое оскорбление. По указке сверху, Лермонтова снова отправили на Кавказ, только теперь в самую гущу войны, на передовую, где через год и случилась его вторая и последняя дуэль.