Пересвет и челубей кто победил. Самая известная картина
- Пересвет и челубей кто победил. Самая известная картина
- Пересвет и Ослябя. За други своя… Легенды русского воинства – православные богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя
- Батый монгольский военачальник. Батый (Бату)
- Евпатий Коловрат
- Тохтамыш. Тохтамиш
- Кочубей, Семён Михайлович
- Видео поединок Пересвета с Челубеем
Пересвет и челубей кто победил. Самая известная картина
Самое известно полотно "Поединок Пересвета с Челубеем" принадлежит перу М. И. Авилова и написано в 1943 году. Вот оно:
Поединок Пересвета и Челубея, Авилов, 1943
Сразу оговоримся, что именно художественные достоинства полотен мы рассматривать не будем. Ваш покорный слуга в изобразительном искусстве разбирается, как хавронья из колхоза "Светлый путь" в абхазских мандаринах. Меня интересует примитивность и конкретика - сам поединок…
Пересвет слева, Челубей справа. На картине Авилова именно русский воин облачен в доспехи, при том очень хорошие. На нем юшман, для 1380 года - самая что ни на есть современная защита, которая еще только-только начинает появляться у русичей. Броня, достойная князя. Традиционный заостренный шелом, вполне себе по сезону, и небольшой каплевидный щит. Вообще-то такие щиты считаются скорее атрибутами пехоты, но данный конкретный экземпляр за счет малых размеров вполне допустим и для всадника. Европейские тарчи имели примерно такие же габариты, разве что более угловатую форму…
Челубей оснащен гораздо скромнее. Какая-то серая рубаха (кольчуга???), соболий малахай, который слетает с головы от удара, и круглый щит-калкан, традиционный для почти всех восточных народов. У Авилова Челубей вообще не выглядит богатырем. Он выглядит прямо-таки клишированным татарином - легковооруженным, даже без шлема, только дорогая алая с золотом попона развивается по ветру…
Кони встали на дыбы - это значит, что всадники почти столкнулись грудь в грудь. К слову, специально подготовленные для поединков лошади привычны расходиться левыми боками, но такая традиция обучения существовала в Европе. Характерна ли она для средневековых Руси и Орды, мы попросту не знаем.
Важно другое: кони остановились. Резко замерли, поднявшись на задние ноги. Значит, пассивного копейного удара за счет разгона уже не получится - инерция погашена, и вообще разгон не мог быть слишком сильным - в противном случае лошади бы не успели притормозить и встать на дыбы. Либо один, либо другой конь непременно упал бы. А возможно, и упадет прямо сейчас, мы же видим картину в динамике…
Копье русича пробило щит Челубея и вошло ему аккурат в область сердца через левую руку. А вот куда попало оружие татарина, мы на этой картине просто… Не видим. Вроде бы оно упирается в щит богатыря, но все загораживает лошадиная шея.
Пересвет и Ослябя. За други своя… Легенды русского воинства – православные богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя
История русского воинства полна примеров жертвенности. Совсем недавно все мы были искренне восхищены подвигом майора Сергея Солнечникова, без раздумий бросившегося на готовую взорваться гранату и спасшего жизни своих бойцов. Подвиг майора наглядно продемонстрировал, что несмотря на всё то зло, которое творится вокруг нас, в мире остаётся место и чистому жертвенному подвигу – среди нас живёт немало людей, готовых положить «душу свою за други своя», и это обстоятельство не может не вселять в наши души живую надежду на лучшее.
История русского воинского братства и готовности к христианскому самопожертвованию уходит своими корнями в далёкое Средневековье. Воплощенными символами воинского самопожертвования стали русские богатыри Пересвет и Ослябя. Как известно, они были монахами и не были обязаны воевать – казалось бы, не за тем они ушли в монастырь, чтобы вновь взять в руки оружие и рисковать своей жизнью (оба инока в миру были профессиональными военными).
Утром 21 (8) сентября, в день праздника Рождества Богородицы, сражение началось с поединка богатырей. Со стороны русских в поединке участвовал Александр Пересвет, облачённый в одну лишь монашескую схиму и не защищенный металлическими латами. Его противником со стороны татар был легендарный богатырь Челубей (Темир-мурза), с ног до головы защищенный бронёй из кольчуг. Исход битвы двух богатырей был ничейным: противники одновременно пронзили друг друга копьём, что было воспринято воинами с обеих сторон как знак начинающейся долгой и кровопролитной битвы. Тем не менее, исход поединка «вничью» и мужество Пересвета – пример воинской добродетели богатыря, положившегося свою жизнь «за други своя» необычайно воодушевил русские войска.
Как только Челубей был повержен, мощная ордынская конница двинулась вперёд и продавила позиции передового полка. На помощь бойцам передового полка пришёл резерв, и главный удар ордынцев был перенесён на левый фланг. Положение спас засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ждавший своего часа в соседней дубраве, он ударил ордынской коннице во фланг и тыл, чем и решил исход всей битвы. Ордынское войско во главе с ханом Мамаем было обращено в бегство. Воинов, павших на Куликовом поле, хоронили в течение долгих восьми дней. Тело павшего богатыря Александа Пересвета было привезено в Москву и погребено в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре, который был основан за 10 лет до Куликовской битвы, в 1370 году.
Андрей Ослябя, также павший в бою на Куликовом поле, похоронен рядом с Александром Пересветом. В 1509 году вместо старого деревянного храма Рождества Богородицы возводится каменный, а могилы богатырей были обустроены самым основательным образом. Место погребения героев Куликовской битвы всегда пользовалось на Руси особым почитанием, а сами они были причислены к лику святых.
Грянула революция, а за ней и Гражданская война. Наступила эпоха богоборчества, начала переписываться русская история. Через несколько лет после прихода к власти богоборцев, в 1928 году, храм Рождества Богородицы в Симоновом монастыре, где захоронены древние герои, был закрыт. Их могилы оказались на территории основанного на этом месте завода «Динамо». По свидетельствам историков, надгробия святых воинов использовались в качестве платформы для электромотора. Роль участия Пересвета и Осляби в Куликовской битве, равно как и историческая достоверность их личностей не раз подвергалась и продолжает подвергаться сомнению по сей день. Попытки извращения истории освобождения Руси от татаро-монгольского ига сродни попыткам перевирания истории Великой Отечественной войны, поскольку они исходят из одних и тех же источников. Одновременно стоит отметить, что имена монахов-воинов не были преданы окончательному забвению и упоминались в советских учебниках истории, и историческая, человеческая и христианская справедливость рано или поздно должна была восторжествовать. В 1980 году праздновалось 600-летие Куликовской битвы, и могилы русских православных богатырей Александра Пересвета и Андрея Осляби были объявлены историческими памятниками, находящимися под защитой государства. В годовщину 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году, храм Рождества Богородицы был отторгнут от завода и открыт для посещений. Пусть имена древних героев и святых Александра Пересвета и Андрея Осляби славятся в веках, продолжая оставаться примером воинской доблести, патриотизма и любви к ближнему!
Батый монгольский военачальник. Батый (Бату)
Батый, в монгольской традиции - Бату (монг. Бат хан?; ᠪᠠᠲᠤ ᠬᠠᠨ?;). Родился около 1209 года в Монголии - умер в 1255 или 1256 году в Старом Сарае (Золотая Орда). Монгольский полководец и государственный деятель. Правитель Улуса Джучи (Золотой Орды) в 1227 - 1255/1256 годах. Сын Джучи. Внук Чингисхана.
Батый родился около 1209 года в Монголии.
Отец - Джучи (монг. Зүчи хан?, ᠵᠦᠴᠢ ᠬᠠᠨ?; 1182/1184-1225/112), старший сын Чингисхана и его первой жены Бортэ из племени унгират, полководец, участвовавший в завоевании Средней Азии, командовавший самостоятельным отрядом в низовьях Сырдарьи. Наследственные земли потомков Джучи в западной части Монгольской империи - Улус Джучи (с 1221) в русской историографии известны как Золотая Орда.
Мать - Уки-хатун.
Точная дата рождения неизвестна. Ахмед Ибн Мухаммед Гаффари в «Списках устроителей мира» называет 602 год Хиджры (период между 18 августа 1205 года и 7 августа 1206), но это утверждение оспаривается историками из-за того, что Ахмед Ибн Мухаммед Гаффари ошибочно датирует смерть Батыя.
Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана .
Имя Бату - производное от монгольского «бат», т.е. «крепкий, прочный, надежный». В русских летописях закрепилась видоизмененная форма - Батый. Она перешла и в некоторые европейские источники, в том числе в Великопольскую хронику и в записки Плано Карпини.
С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом.
По условиям раздела, произведенного Чингисханом в 1224 году, его старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных земледельческих территорий, включая уже завоеванный Хорезм, а также Волжскую Болгарию, Русь и Европу, которые еще предстояло покорить. Джучи, находившийся в натянутых отношениях с отцом и некоторыми братьями, пребывал в своих владениях до самой смерти, которая произошла в начале 1227 года при до конца неясных обстоятельствах: согласно одним источникам, он умер от болезни, согласно другим - был убит.
После смерти отца Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ. Почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно Бату - неизвестно. В историографии встречаются утверждения о том, что Бату наследовал как старший сын или что его назначили как многообещающего полководца.
Разделить власть в улусе Бату пришлось со своими братьями. Старшему из них, Орде-Ичену, досталось все «левое крыло», то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска. Бату осталось только «правое крыло», запад, причем он должен был еще выделить доли остальным Джучидам.
В 1236-1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход (Кипчакский поход) , в результате которого вначале были завоеваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария, поволжские и северокавказские народы.
Планы завоевания Восточной Европы складывались у монголов задолго до похода Батыя. Еще в 1207 году Чингисхан направил своего старшего сына Джучи на завоевание племен, обитавших к северу от реки Селенги и в долине Иртыша. При этом в состав улуса Джучи были включены и земли Восточной Европы, которые планировалось завоевать в дальнейшем. Однако, при жизни Чингисхана эти планы не были реализованы, а поход тридцатитысячного войска Субэдэя и Джэбэ в Закавказье и Юго-Восточную Европу в 1222-1224 гг. традиционно считается разведывательным, хотя «Сокровенное сказание» и Рашид ад-Дин прямо говорят о том, что целью этого похода, который должен был быть поддержан и силами Джучи, были половцы, аланы, Венгрия и Русь, включая Киев, а курултай 1235 года, после которого нашествие в Европу все же состоялось, лишь повторил эти цели. Во время этого похода монголов 31 мая 1223 года произошла битва на Калке, окончившаяся поражением русско-половецкого войска. В результате этой разведки монголы изучили будущий театр боевых действий, познакомились с русскими войсками и укреплениями, получили информацию о внутреннем положении русских княжеств. Из половецких степей войско Субэдэя и Джэбэ двинулось в Волжскую Булгарию, где было разбито и вернулось по степям современного Казахстана в Среднюю Азию.
Евпатий Коловрат
Евпатий Коловрат (ск. 1237/38), рязанский вельможа, воевода и богатырь. С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих “нарочитых” монгольских богатырей. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата после того, как они применили против него “пороки” — камнеметы. Евпатий погиб в сражении и удостоился самой высокой похвалы даже со стороны своих врагов — хана Батыя и его окружения.
Евпатий Коловрат и другие герои сражений с ордынцами
Трагические события 1237-1241 годов явили немало примеров мужества и самоотверженности наших предков. Никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Во всех русских княжествах отвечали решительным отказом на предложение признать рабскую зависимость от монголов. Немеркнущей славой овеяны подвиги рязанского богатыря Евпатия Коловрата, защитников Козельска и Киева и многих других известных и безвестных героев той далекой эпохи. Но доблесть русских воинов не могла возместить отсутствие единства и сплоченности перед лицом врагов. За раздоры и междоусобицы пришлось расплачиваться горестными поражениями, а затем двухсотлетним подчинением иноземцам.
Первой жертвой монгольского нашествия на Русь стало Рязанское княжество, находящееся на юго-востоке страны и граничившее с захваченными неприятелем территориями. Правили в Рязани, Муроме, Пронске потомки черниговского князя Святослава Ярославича (третьего сына Ярослава Мудрого) - близкие родственники князей Чернигова, Новгорода Северского, Путивля. Однако не менее тесную связь, чем с Черниговской землей, имело Рязанское княжество с соседним Великим княжеством Владимирским. Еще в XII веке, при владимирском князе Всеволоде Большое Гнездо, рязанские князья находились в вассальной зависимости от последнего. Когда в конце 1237 года вражеские полчища подступили к границам Рязанской земли, когда прибывшие на Русь послы Батыя потребовали покориться монгольскому хану, именно в Чернигов и во Владимир обратился рязанский князь Юрий Ингваревич с просьбой оказать ему помощь в отражении агрессии. Однако даже если бы другие князья прислали для защиты Рязани свои полки, все равно подавляющий численный перевес оказался бы на стороне завоевателей. Остановить ордынские полчища у рубежей Руси в тех условиях было практически невозможно. И каждый князь, заботясь в первую очередь о безопасности своей территории, не хотел напрасно растратить силы, необходимые для обороны собственных владений. Рязанцам пришлось одним противостоять грозным врагам.
Тохтамыш. Тохтамиш
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Тохтами́ш Пяс ед-Дін ( тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan ; ? — 1406 ) — золотоординський хан з роду Чингіза , син Туй-Ходжі оглана , нащадка хана Джучі . Останній правитель Золотої Орди тобто улусу Джучі, західних областей Монгольської імперії . Його син Джелал ад-Дін брав участь у Грюнвальдській битві , на боці Великого князівства Литовського, Руського і Жемайтійського .
За Тохтамиша Золота Орда досягла вершини своєї економічної та військової могутності. 1376 року він втік у Самарканд до Тимура . За підтримки Тимура отримав області Отрара (південний Казахстан ) і Саурана (басейн р. Сирдар'ї ) і протягом 1378–1379 завоював Сигнак . У 1380 , використавши поразку темника Мамая на Куликовому полі , посів біло-ординський престол, а згодом захопив владу і в Синій Орді. Протягом кількох років зумів відновити державну єдність Золотої Орди. У 1382 Тохтамиш захопив Москву , жорстоко пограбував і спалив місто .
У 1389 Тохтамиш напав на володіння Тимура і розпочав з ним тривалу боротьбу. У 1385 Тохтамиш пограбував Тебриз , де захопив у полон персомовного поета Кемаля Ходжені, якого тримав три роки в Сараї на Волзі , У 1391 військо Тохтамиша було розгромлено арміями Тимура при Кундурчі, а в 1395 зазнало поразки в долині річки Терек , внаслідок чого Тохтамиш втратив усі свої володіння на схід від Волги. Під час цієї війни Тимур зруйнував золотоординські міста, які арабські мандрівники називали «зосередженням наук та багатств», зокрема Хаджі-Тар-хан ( Астрахань ) та Сарай аль-Джадід (Сарай Берке).
У 1398–1399 військо Тохтамиша було розбите ханом Заволзької орди Тимур-Кутлуєм, і він був змушений втекти у Литву до великого князя литовського Вітовта . Деякий час проживав з родиною у Києві та в місті Ліді (тепер Білорусь ). У 1399 загони Тохтамиша разом з литовськими військами на Ворсклі , при впадінні її в Дніпро , зазнали поразки від орд хана Тимур-Кутлуя та його мурзи Едигея . Загинув у Сибіру 1406 від руки хана Шадібека.
Нащадки Тохтамиша пізніше володіли золотоординським престолом, однак Золота Орда вже ніколи не піднялася до того рівня, якого вона досягла в середині 1380 років.
Син Тохтамиша — Хаджі Гірей Хан народився в замку Троки і пізніше за допомоги литовських князів отримав трон. Він підтвердив ярлик свого батька, за яким завойовані у татар землі руських князівств відходили до Литви. Цей ярлик був виданий в Старому Кримі 1471 -72 році. Син Хаджі Герая — Менглі Герай (роки правління 1475 — 1515 ) розірвав альянс з литовцями та прийняв васалітет османів.
Кочубей, Семён Михайлович
Семён Миха́йлович Кочубе́й (1778—29 апреля (11 мая) 1835) — крупный землевладелец и благотворитель из рода Кочубеев , действительный статский советник , полтавский уездный и губернский предводитель дворянства.
Семён Михайлович родился в семье подполковника Михаила Семёновича Кочубея и Агафьи Степановны Лашкевич . Приходился внуком нежинскому полковнику Семёну Кочубею . Унаследовал от родителей и тестя состояние в 7000 душ мужского пола.
Служил в Конной гвардии вахмистром (1798). В 1802—1805 годах избирался полтавским уездным, а в 1803—1805 — губернским предводителем дворянства. К этому времени он женился на богатой наследнице — Прасковье Яковлевне Бакуринской (1784—1815), дочери черниговского губернатора Якова Леонтьевича (ум. 1801) от брака с сестрой канцлера Безбородко . Она открыла у себя в доме, в Полтаве школу, где занималась бесплатно обучением детей бедных дворян, и это был первый в регионе частный пансион.
В 1818—1819 годах был членом полтавской масонской ложи «Любовь к истине» декабриста М. Н. Новикова (1777—1822). В 1818 г. подготовил и направил на рассмотрение императору проект «Правил для управления имением и крестьянами», в котором предлагал чётко прописать обязанности крепостных по отношению к помещикам с целью ограничения помещичьего произвола.
Кочубей охладел к реформаторской деятельности после того, как его малороссийские крестьяне отказались быть проданными «на вывоз» в Новороссию (в Херсонскую губернию ). Поскольку поводом для волнений послужила статья про речь царя на сейме в Варшаве о «даровании воли», министр просвещения А. Н. Голицын запретил журналам помещать на русском языке любые статьи о крепостном праве.
Привлекался по делу декабристов . Во время допросов М. И. Муравьев-Апостол показал, что Семён Михайлович был членом Малороссийского тайного общества . Согласно приказу об аресте от 18 января 1826 года Кочубей был доставлен 8 февраля в Петербург в Главный штаб, но уже 21 февраля был освобожден с оправдательным аттестатом.
В Полтаве запомнился своей благотворительностью. Он пожертвовал 18 тысяч на покупку дома для помещения бедных воспитанников полтавского Приказа общественного призрения , а также подарил приказу свой кирпичный завод. Открывшейся в 1808 году гимназии он подарил свою минералогическую коллекциюи устроил там пенсион на 8 человек, подарил городу сад и добавил свои средства для постройки домов для губернатора и вице-губернатора.
Кочубей выступил «крёстным отцом» украинской литературы , напечатав за свой счёт первое авторское издание «Энеиды» Котляревского , которое ему же было и посвящено
Скончался Семён Михайлович Кочубей 29 апреля (11 мая) 1835 года, полностью растратив своё состояние. Со смертью в 1870 году его сына Николая Семёновича старшая ветвь Кочубеев по мужской линии пресеклась.
- СПб.—М., 1896—1918.