Необычные жизни великих композиторов: удивительные факты и тайны
- Необычные жизни великих композиторов: удивительные факты и тайны
- Связанные вопросы и ответы
- Какой известный композитор начал потерю слуха в 32 года, но продолжал писать музыку
- Кто из композиторов написал свои лучшие произведения, будучи глухим
- Какой композитор был известен своими эксцентричными привычками и поведением
- Какой композитор был знаменит своей ненавистью к шуму и пытался избегать его любой ценой
- Кто из композиторов написал свое самое известное произведение, будучи в тюрьме
- Какой композитор стал известен благодаря тому, что его музыку использовали в кино
- Какой композитор был известен народной музыкой и тем, что создавал музыку с пением птиц
- Какой композитор создал свои бессмертные произведения почти в полном слепоте
Необычные жизни великих композиторов: удивительные факты и тайны
Людвиг ван Бетховен и Никколо Паганини
В школьных учебниках и специальной литературе можно найти обстоятельные биографии великих композиторов, которые дают подробную информацию о всех событиях их жизни. Но иногда незначительные случаи, остающиеся «за кадром», формируют куда более полное представление о личностях музыкантов. Самые забавные истории из жизни знаменитых композиторов – Бетховена, Баха, Шуберта, Паганини, Гайдна, Моцарта – далее в обзоре.
Людвиг ван Бетховен
Эти истории звучат анекдотично, сложно сказать, какие из них действительно имели место в реальности. Но зная о том, какие черты характера проявляли великие композиторы в общении с окружающими, можно предположить, что они достоверны. Так, все говорили о неуживчивом и угрюмом характере Людвига ван Бетховена. Бескомпромиссным и категоричным он был даже в обращении с близкими людьми. Его младший брат Иоганн скопил денег, купил имение и очень этим кичился. Однажды он послал старшему брату визитную карточку, гордо подписанную «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку обратно, поставив на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».
Как-то раз один из слушателей, пораженный виртуозной игрой Иоганна Себастьяна Баха, спросил у него: «Вы исполняете любую музыку очень непринужденно, Вы не скажете, как можно выучиться так играть побыстрее?». Бах ответил: «Для того, чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши». Бах вообще был известным шутником. Иногда он переодевался бедным школьным учителем, и в какой-нибудь захолустной церкви просил разрешения сыграть на церковном органе. Его музыка была настолько великолепной и мощной, что многие прихожане в испуге разбегались, решив, что в церковь зашел переодетый дьявол.
Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Самого масштабного его заработка – 800 флоринов за концерт – хватило всего на несколько недель: Шуберт купил фортепиано (раньше инструмент приходилось арендовать), раздал долги – и деньги опять закончились. После смерти композитора опись всего его имущества уместилась в 4 строчки, там были упомянуты лишь одежда и постельное белье.
Однажды, опаздывая на концерт, Никколо Паганини нанял извозчика и был очень удивлен, когда тот вместо обычной платы назвал сумму в десять раз большую. На вопрос о причине извозчик ответил: «Вы ведь берете по 10 франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как Вы играете на одной струне». Паганини ответил: «Хорошо, я заплачу Вам 10 франков, но только в том случае, если Вы довезете меня до театра на одном колесе».
Йозеф Гайдн, дирижируя оркестром в Лондоне, знал, что часто слушатели приходят на концерты по традиции, а не ради любви к самой музыке. Такие ценители прекрасного на концертах часто засыпали. Гайдн решил отомстить равнодушным слушателям: исполняя новую симфонию, он включил в нее оглушительный барабанный бой в те моменты, когда публика успокаивалась и расслаблялась. С тех пор эта симфония носит название «Симфония с ударами литавр», или «Сюрприз».
На вопросы о творчестве Вольфганг Амадей Моцарт отвечал с детской непосредственностью. Иногда это действительно объяснялось возрастом: когда ему было лет 14, после выступления к нему подошел подросток и спросил, как научиться так играть. «Это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию. Нужно просто попробовать», – ответил Моцарт. Собеседник сказал, что у него лучше получается писать стихи. Композитор предположил, что это еще сложнее, чем писать музыку. «Перестань! Это совсем легко, ты только попробуй», – возразил ему юноша, которым, по легенде, оказался Гете.
Связанные вопросы и ответы:
1. Почему Людвиг ван Бетховен носил одежду необычного цвета
Ответ: Людвиг ван Бетховен предпочитал носить одежду ярких цветов, таких как красный и зеленый, чтобы привлечь к себе внимание. Он верил, что яркий облик помогает ему выделиться из толпы и произвести впечатление на окружающих. Этот особенный стиль стал его фирменным знаком и помогал создавать вокруг себя ауру загадочности и творчества.
2. Почему Вольфганг Амадей Моцарт предпочитал работать ночью
Ответ: Вольфганг Амадей Моцарт был человеком непоколебимой приверженности своему делу. Работая ночью, он мог полностью погрузиться в процесс сочинения без отвлекающих факторов, таких как шум и суета дневной жизни. Ночная тишина и спокойствие позволяли ему проявить максимум своего творческого потенциала и достичь величайших высот в своей музыкальной деятельности.
3. Почему Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения в основном для органа
Ответ: Иоганн Себастьян Бах был известен как виртуоз на органе и часто исполнял органные произведения в церквях. Поэтому он предпочитал сочинять музыку именно для этого инструмента, так как знал его возможности и особенности звучания наизусть. Кроме того, орган являлся в то время одним из самых популярных инструментов в церковной музыке, и писать музыку для него было востребовано.
4. Почему Фредерик Шопен отказывался от многих публичных выступлений
Ответ: Фредерик Шопен был известен своим утонченным и чувствительным стилем игры на фортепиано, который требовал особой концентрации и внимания к деталям. Это делало его музыкальные произведения очень сложными для исполнения в условиях публичного выступления. Шопен предпочитал общение с небольшой аудиторией в уединенной обстановке, где мог полностью раскрыть свой талант и творческий потенциал.
5. Почему Петр Ильич Чайковский вдохновлялся русской народной музыкой
Ответ: Петр Ильич Чайковский был глубоко увлечен русской культурой и народным творчеством с детства. Он видел в русской народной музыке огромный потенциал для самовыражения и создания уникальных музыкальных образов. Использование мотивов и тем народной музыки в своих произведениях позволяло Чайковскому придавать им особую глубину и национальный колорит, делая их неповторимыми и запоминающимися.
6. Почему Вольфганг Амадей Моцарт всегда носил при себе набор перьев для письма
Ответ: Вольфганг Амадей Моцарт был известен своей трудолюбивостью и неутомимым желанием творить музыку в любое время дня и ночи. Носить при себе набор перьев для письма позволяло ему фиксировать музыкальные идеи и мотивы в любой момент, чтобы не упустить вдохновение. Благодаря этой практике Моцарт мог быстро и легко записывать свои музыкальные мысли, которые затем становились основой для новых гениальных произведений.
Какой известный композитор начал потерю слуха в 32 года, но продолжал писать музыку
Немецкий композитор и пианист, возможно, один из величайших творцов музыки в мировой истории. В 26 лет Бетховен начал терять слух и к 44-м стал полностью глухим. Современные врачи диагностировали у него тиннитус – воспаление внутреннего уха, вызванное тяжелым инфекционным заболеванием, которое в те времена лечить не умели. Последний концерт как исполнитель Бетховен дал в 1803 году. Измученный постоянным звоном в ушах, он даже подумывал о добровольном уходе из этого мира. От самоубийства его удерживало осознание собственного предназначения: муза не покинула его. Самые значительные произведения классики, включая все 9 симфоний, Бетховен написал, испытывая глубокие страдания в попытках отделить от шума звучащую в голове музыку. Друг композитора механик Мельцель, изобретатель метронома, изготовил слуховые трубки, которыми Бетховен активно пользовался до прихода полной глухоты. В последнее десятилетие своей жизни Людвиг общался с помощью записок. Для того чтобы хоть как-то ощущать музыку, композитор зажимал во рту деревянную палочку и приставлял ее к роялю, чтобы чувствовать вибрации инструмента. После полной потери слуха Бетховену понадобилось некоторое время, чтобы научиться сочинять и в таком состоянии. Шесть последних сонат для фортепиано (№№27-32), четыре струнных квартета, два струнных квинтета и грандиозная Девятая симфония стали не просто лебединой песней стареющего композитора, а взрывом сверхновой для музыкального искусства XIX и ХХ веков.
Немецкий композитор и пианист, возможно, один из величайших творцов музыки в мировой истории. В 26 лет Бетховен начал терять слух и к 44-м стал полностью глухим.
Современные врачи диагностировали у него тиннитус – воспаление внутреннего уха, вызванное тяжелым инфекционным заболеванием, которое в те времена лечить не умели.
Последний концерт как исполнитель Бетховен дал в 1803 году. Измученный постоянным звоном в ушах, он даже подумывал о добровольном уходе из этого мира.
От самоубийства его удерживало осознание собственного предназначения: муза не покинула его.
Самые значительные произведения классики, включая все 9 симфоний, Бетховен написал, испытывая глубокие страдания в попытках отделить от шума звучащую в голове музыку.
Друг композитора механик Мельцель, изобретатель метронома, изготовил слуховые трубки, которыми Бетховен активно пользовался до прихода полной глухоты.
В последнее десятилетие своей жизни Людвиг общался с помощью записок.
Для того чтобы хоть как-то ощущать музыку, композитор зажимал во рту деревянную палочку и приставлял ее к роялю, чтобы чувствовать вибрации инструмента.
После полной потери слуха Бетховену понадобилось некоторое время, чтобы научиться сочинять и в таком состоянии.
Шесть последних сонат для фортепиано (№№27-32), четыре струнных квартета, два струнных квинтета и грандиозная Девятая симфония стали не просто лебединой песней стареющего композитора, а взрывом сверхновой для музыкального искусства XIX и ХХ веков.
Кто из композиторов написал свои лучшие произведения, будучи глухим
Людвиг ван Бетховен – один из величайших немецких композиторов всех времён. Будущий музыкальный гений родился в 1770 году в Бонне в семье придворного музыканта. С самого детства его обучали игре на различных инструментах: органе, скрипке, клавесине и флейте.
В двенадцать лет Людвиг становится помощником органиста при дворе, а знаменитый немецкий композитор Кристиан Готлоб Нефе берет его к себе в ученики. Позже среди наставников Бетховена были также композиторы Франц Йозеф Гайдн, Иоганн Георг Альбрехтсбергер и Антонио Сальери.
В 1792 году Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену и уже за первые несколько лет жизни в новом городе успел завоевать себе славу пианиста-виртуоза. Именно в Вене музыкант написал свои самые выдающиеся произведения: Лунную сонату, Патетическая сонату, несколько концертов и увертюр.
В 1796 году у композитора начались проблемы со слухом. Воспаление среднего и внутреннего уха вызвали «тиннитус». Этот звон в ушах мешал Людвигу воспринимать и оценивать не только музыку, но и обычную речь. В последствии состояние усугубилось и Бетховен начал стремительно терять слух.
В 1802 году Людвиг ван Бетховен для улучшения своего состояния по совету врача переезжает в небольшой и тихий городок Гейлигенштадт. Однако такое лечение, к сожалению, не помогло и композитор возвращается обратно в Вену. Тогда его друг, механик и изобретатель Иоганн Непомук Мельцель, изготовил слуховые трубки, которые помогали Бетховену распознавать речь. В настоящее время коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена хранится в его доме-музее в Бонне.
Несмотря на ощутимое ухудшение слуха Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. Однако к 1814 году он был уже почти полностью глухим. Из-за недуга композитор в последние годы своей жизни практически прекратил концертные выступления и мог общаться только при помощи «разговорных тетрадей». В них содержались беседы Бетховена со своими друзьями о музыке, политике, обществе и многих других вопросах.
Для создания музыки композитору приходилось улавливать вибрацию инструмента. Для этого Людвиг ван Бетховен использовал деревянную палочку: один конец которой он держал в зубах, а другой прикладывал к инструменту. Симфония № 9, прозвучавшая в 1824 году, вызвала настоящий восторг у слушателей. Весь зал стоя приветствовал гения, но сам Бетховен смог увидеть лишь овации.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене. Проститься с гением пришли более двадцати тысяч человек.
Людвиг ван Бетховен своим творчеством и великими композициями доказал, что никакая тугоухость не может стать помехой для настоящего искусства!
Какой композитор был известен своими эксцентричными привычками и поведением
Композитор просил музыкантов топать ногами, изображая марширующих солдат, играть на струнах обратной стороной смычка, чтобы получить звук выстрелов из орудий, поместить бумагу между струнами, чтобы добиться эффекта гула малых барабанов, и фальшиво воспроизводить популярные народные песни, имитируя толпу поющих пьяных солдат.
Эти методы больше ассоциируются с композиторами-модернистами ХХ века. Однако сюита "Баталия", о которой идет речь, была написана австрийцем Генрихом Бибером в эпоху барокко в далеком 1673 году.
Сюита поделена на части.
0:00 Часть первая называется Sonata и представляет из себя звукописное изображение военных приготовлений. Музыканты здесь стучат смычками по инструментам, имитируя шаги солдат. А некоторые еще и топают.
1:45 Во второй части солдаты в шумном пабе весело проводят время перед сражением. А по-простому - они напились и радуются, поют песни. В музыке каждый из голосов (их всего восемь) играет народную мелодию, представляющую какую-то часть Европы. Каждый - в своем темпе и тональности, а вместе получается что-то несусветное. И играть это, кстати, огого как сложно! Фиг совпадешь, когда все разное играют.
2:35 Presto. Третья и пятая части с одинаковым названием "Presto" обрамляют четвертую часть "Марш", и возможно, были призваны связать воедино звуковые полотна различного характера.
3:18 Mars (Марш). Между струн баса кладется кусок бумаги, что создает шум при игре, похожий на звук барабана.
4:37 Снова короткое Presto.
5:39 Ария, в которой происходит резкая смена декораций. Ночь перед битвой предстаёт в музыке этой части лирическими настроениями, в которых угадываются молитвенные излияния души.
7:50 Битва. Центральная часть сюиты. Здесь виолончели щелкают струнами, изображая звук пушки. Причем инструменты они направляют друг на друга, имитируя стрельбу. В общем, это надо видеть! В итоге мы понимаем, что наши герои ранены и убиты.
8:41 Плач раненых. Заканчивается все довольно паршиво. Никакого хеппи-энда и ура-патриотизма! Наоборот, Бибер здесь воссоздает мотив боли и страдания, порождённый войной.
Современникам Генрих Бибер был известен как скрипач-виртуоз и нестандартный, необычный композитор, своего рода аввнгардист. С карьерой у него все складывалось на ура: он был более чем востребован при жизни, ему подражали и его ставили в пример. Впрочем, и на любовном фронте у него все сложилось удачно. Он был счастливо женат и имел 11 детей, из которых, правда, до совершенолетия дожили только четверо. В общем, интересный был товарищ во всех смыслах.
Какой композитор был знаменит своей ненавистью к шуму и пытался избегать его любой ценой
Вердикт: это отчасти правда.
Бетховен не получил систематического школьного образования. Он недолго учился в частной школе и при монастыре, но довольно безуспешно. Преподавание строилось на муштре, зазубривании катехизиса и латыни — это вызывало у мальчика протест. К тому же его отец считал, что школа — пустая трата времени.
Будучи уже взрослым, Бетховен пытался восполнить пробелы в образовании. Он учил французский и итальянский, изучал историю, астрономию и философию. В 1789 году восемнадцатилетний Людвиг даже стал студентом философского факультета Боннского университета. Он увлекался античной литературой, любил Гете, Шиллера, Гердера, Шекспира и многих других авторов. Впрочем, он так и не овладел математикой, освоив только сложение и вычитание, и писал с ошибками.
Его музыкальное образование тоже не было систематическим, но Бетховену повезло с учителями (если не считать отца), которые также выступали в роли его продюсеров. Одним из его первых учителей в Бонне был Кристиан Готлоб Нефе, известный немецкий композитор и органист. Переехав в Вену, Бетховен начал учиться у других знаменитых музыкантов. Йозеф Гайдн не только преподавал ему музыку, но помогал войти в светские салоны Вены и одалживал деньги. Антонио Сальери учил сочинять вокальную музыку в итальянском стиле. Бетховен также высоко ценил свои занятия с композитором Иоганном Георгом Альбрехтсбергером. По воспоминаниям современника, венские педагоги так отзывались о своем ученике:
«Все трое высоко ценили Бетховена, но были единодушного мнения о его занятиях. Каждый говорил: Бетховен был настолько своенравен и упрям, что ему приходилось узнавать на собственном горьком опыте то, что он никогда бы не воспринял как предмет изучения» Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М., 2007. .
Сам Бетховен признавался издателю Готфриду Гертелю:
«Не существует трактата, который для меня оказался бы слишком ученым. Нисколько не претендуя на собственно ученость, я с детства, однако, стремился постигнуть то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой. Позор артисту, который это не считает для себя обязательным, хотя бы в меру своих сил» Из письма Готфриду Гертелю. Вена, 22 ноября 1809 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 1. М., 2011. .
Кто из композиторов написал свое самое известное произведение, будучи в тюрьме
«Реквием» – одно из самых знаменитых и наиболее значимых произведений великого австрийского композитора. Авторство этого произведения многие считают спорным, что порождает большое количество гипотез и по сей день.
Доподлинно известно одно: Моцарт умер в 35 лет от неизвестного заболевания, так и не завершив «Реквием». По мере ухудшения своего самочувствия композитор все больше убеждался в том, что пишет заупокойную мессу для себя самого.
«Реквием»: месса, написанная на заказ
Вот уже более 220 лет история «Реквиема» будоражит сердца людей. Но не каждый знает, что это произведение писалось на заказ, и одним из требований заказчика было сохранение имени автора в тайне.
Это произошло в июле 1791 года, когда в дом Моцарта пришел человек, закутанный в черный плащ. Он заказал композитору создание заупокойной мессы, заплатив ему аванс (от 50 до 100 дукатов). После окончания работы Моцарт должен был получить столько же.
Написание произведения в условиях строжайшей анонимности было унизительным для великого композитора. Но плачевное материальное положение заставило Моцарта принять предложение.
Кто был таинственным заказчиком?
Человек в черном плаще был подручным графа Франца фон Вальзегга и действовал от его лица. Сам граф был известным любителем музыки и неплохо играл на виолончели и флейте. Он нередко устраивал в своем доме приемы, на которых исполнял различные произведения и ставил небольшие театральные постановки. Но больше всего ему хотелось добиться композиторского признания.
Поскольку сам Франц фон Вальзегг не обладал особыми музыкальными способностями, он посылал своего слугу в дома известных композиторов, анонимно заказывая у них различные произведения. После он переписывал партитуры своей рукой, выдавая за собственные сочинения.
Такая же судьба ожидала и очередной заказ графа: заупокойную мессу «Реквием», которую Вальзегг присвоил себе, указав на партитуре: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга». Это произведение он хотел исполнить в память о своей супруге Анне фон Фламберг.
История написания и вопрос авторства
Работая на «Реквиемом», Моцарт параллельно сочинял и другие произведения. В результате этого работа постоянно прерывалась. В 1791 году была написана опера «Милосердие Тита», «Волшебная флейта» и кларнетовый концерт для Штадлера.
Закончив все срочные заказы, Вольфганг Амадей вернулся к написанию «Реквиема» с особым рвением. На время работы он даже отказался брать учеников. Однажды жена композитора была вынуждена забрать у него партитуру, поскольку чрезмерные перегрузки пагубно сказывались на его здоровье.
Состояние Моцарта постепенно ухудшалось, и он не мог отделаться от мысли, что его отравили. Во время одной из прогулок он заявил, что пишет «Реквием» для себя, поскольку скоро умрет.
Композитор успел закончить лишь первый раздел произведения. По свидетельствам вдовы и друзей Моцарта, он продолжал работать над «Реквиемом» вплоть до самой смерти. С 20 ноября он не поднимался с постели, а потому писал мессу лежа.
5 декабря Моцарт скончался, так и не завершив работу. Его вдова Констанция боялась, что заказчик «Реквиема» не только откажется выплачивать гонорар за неоконченное произведение, но и потребует вернуть задаток. Поэтому она попросила дописать «Реквием» Йозефа Эйблера – известного композитора, талант которого был высоко оценен Вольфгангом Амадеем.
Он смог добавить несколько разделов оркестровки, но в итоге отказался от работы. Тогда партитура попала в руки к Францу Ксаверу Зюсмайеру (ученик Моцарта). Он закончил произведение, именно в таком виде оно и было передано заказчику.
Судьба произведения
Констанция долгое время настаивала на том, что «Реквием» был полностью написан Моцартом. Так считалось до 1838 года, когда были найдены все части оригинальной партитуры, написанной рукой Вольфганга Амадея. Несмотря на множество правок, внесенных в оригинал, даже после беглого его осмотра становилось понятно, какие именно части итогового произведения были написаны Моцартом. Спустя год Констанция публично призналась в том, что Зюсмайер принимал участие в написании «Реквиема».
Среди исследователей творчества Моцарта распространено мнение о том, что композитор лично консультировал Зюсмайера касательно завершения «Реквиема». Предчувствуя скорую кончину, Вольфганг Амадей хотел, чтобы работа была закончена человеком, которому он доверял. Однако дискуссии о степени участия Зюсмайера в создании «Реквиема» ведутся и по сей день.
Подписывайтесь на наш Дзен-канал. Еще больше интересных статей.
Какой композитор стал известен благодаря тому, что его музыку использовали в кино
Музыка в кино играет исключительную роль. Хороший сценарий и грамотная режиссура, несомненно, важнее. Но если у тебя в руках сильная музыка, воздействие фильма увеличивается многократно. Лучшие мелодии живут своей жизнью, публика даже не всегда знает, что их любимая музыкальная тема была в какой-то картине. Сегодня мы попробуем назвать лучших композиторов кино, а вы, возможно, впервые увидите лица некоторых из них.
Мы назовем их лучшие произведения и предложим их вашему вниманию (активно кликайте по ссылкам — названия фильмов — по ним ссылки на музыку на YouTube).
Критерии следующие:
— значительный вклад в кино — большое количество музыки, написанной для фильмов, и большое количество известных мелодий
— узнаваемость мелодий — берем не только количество и выслугой лет, но и качеством
20. Томас Ньюман
Американский композитор, который написал музыку к более, чем 60 фильмам. 11 номинаций на Оскар и ни одной победы пока (правда, в его активе 5 выигранных Грэмми). Самые известные его произведения (здесь и далее по ссылкам — музыка на YouTube):
с 80-х по наши дни Томас Ньюман написал музыку к также таким фильмам как «Дорога перемен», «ВАЛЛ-И», «Эрин Брокович», «Народ против Ларри Флинта», «Запах женщины», «Координаты Скайфолл» и предстоящей новой части бондианы — «Спектр» .
Но, пожалуй, самым известным произведением Ньюмана является музыка к фильму «Красота по-американски»:
19. Никита Богословский
Никита Богословский — один из патриархов музыки для кино. Он написал массу произведений как для художественных и анимационных, так и для документальных фильмов. Но самое главное, что некоторые его песни настолько «всегда были с нами», что порой кажется, что песни эти народные. «Любимый город (может спать спокойно)», «Спят курганы темные», «Шаланды, полные кефали», «Темная ночь» — все эти песни, известные с детства, написал Никита Богословский, хотя кажется, что их автор или народ, или, в крайнем случае, Марк Бернес (поскольку часто авторство приписывают исполнителю).
—
Какой композитор был известен народной музыкой и тем, что создавал музыку с пением птиц
Людмила Соина
Конспект занятия «Образ птиц в музыке композиторов-классиков»
Образ птиц в музыке композиторов – классиков .
Цель: Приобщение детей к высоким образцам музыкальной культуры и искусства.
Задачи:
• Воспитание основных навыков слушания классической музыки через эмоциональной восприятие мира птиц
• Обогащение музыкального восприятия посредством различных видов музыкальной деятельности
• Развитие музыкальной культуры дошкольника
Дети под музыку входят в зал .
Публикация «Конспект занятия „Образ птиц в музыке композиторов-классиков“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
Муз.рук: Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите слушать сказки? Хотите, я расскажу сказку – не простую, а музыкальную ? Тогда слушайте.
Однажды на свет появился маленький пушистый желтый комочек.
(Слайды 1,2) . (Звучит «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).
Быстро рос цыпленок, и незаметно из маленького комочка он превратился в красивого яркого Петушка – Золотого гребешка! (Слайд 3)
(Звучит лейтмотив Золотого петушка из оперы «Сказка о золотом петушке» Н. А. Римского - Корсакова).
Пришла весна. Наш петушок стал совсем взрослым. Ему захотелось познакомиться с другими птицами , о которых он слышал в курятнике, и найти самую главную птицу – птицу счастья ! В это время все перелетные птицы возвращались на родину, домой. (Слышится голос скворца - фонограмма) .
Слышите? Чей это голос? Одними из первых возвращаются скворцы. (Слайды 4,5) . Давайте споем о них песню.
Дети исполняют песню «Скворушка» муз. Ю Слонова, сл. Л. Некрасовой.
Слышится голос жаворонка – фонограмма.
Ребята, а это кто? Это голос жаворонка. (Слайды 6,7) . Они тоже возвращаются к нам весной из теплых стран. А композитор Петр Ильич Чайковский сочинил пьесу для фортепиано «Песня жаворонка» . Давайте ее послушаем. (Звучит «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Скажите, ребята, а какое настроение у этой пьесы?
Звучит фонограмма «Стук дятла» .
Узнали, чей это стук? (Слайды 8,9) . Мы с вами оказались в летнем лесу. Дятлы – прекрасные музыканты . Они бойко выстукивают по дереву свою «механическую песню» . Поиграем вместе с дятлом на деревянных инструментах!
Проводится пальчиковая игра «Дятел» .
Есть птица с таким красивым голосом, который можно слушать и днем и ночью. Назовите ее! (Соловей) . (Слайды 10,11) . Да, это соловей. Послушайте романс Александра Алябьева на слова Антона Дельвига Соловей, в котором композитор передал искрящиеся переливы пения соловья. (Звучи романс «Соловей» ).
На свете есть прекрасна птица – она плавно скользит по воде и красиво машет крыльями. Назовите ее! (Лебедь.) (Слайды 12,13,14) . Многие композиторы и поэты выразили свое восхищение этой птицей , воплотив образ прекрасного лебедя в своей музыке . Послушайте, какое стихотворение о лебеде написала Агния Барто. Стихотворение называется «Лебединое горе» .
В холодном парке, среди льдин,
Зимует лебедь – он один!
Не повредил ли он крыло? Сломал быть может?
Бедняга! Вот не повезло – летать не может.
Я возле лебедя стою.
Я знаю всю его семью.
С большим семейством лебедят он плыл куда-то,
И вдруг над парком как взлетят все лебедята!
В холодном парке среди льдин
Остался лебедь – он один!
А я все думаю о нем, бегу к нему на водоем.
Решил я притвориться: я тоже лебедь-птица .
Я тоже белый, весь в снегу.
Я выгнул шею, как могу.
Заносит снегом водоем,а я кричу: «Послушай,
Мы будем плыть с тобой вдвоем, но только я – на суше»!
Я поднял руку, как крыло. Но ничего не помогло.
Какой композитор создал свои бессмертные произведения почти в полном слепоте
Будущий композитор родился в Бонне 16 декабря 1770 года в многодетной семье тенора придворной капеллы Иоганна ван Бетховена. Его дед, тоже Людвиг, обладал прекрасным басом и был придворным капельмейстером.
Рождение в семье потомственных певцов предопределил судьбу мальчика. Первым учителем музыки Людвига стал отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то и ночью. Гениальных способностей, как у виртуоза Моцарта, у Людвига не наблюдалось, но талант к музыке имелся. Его и развивал первый настоящий учитель музыки – композитор Кристиан Готлоб Нефе.
После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось бросить школу, однако он успел выучить латынь, итальянский и французский, много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, а также современных поэтов – Уильяма Шекспира, Гете, Фридриха Шиллера.
Позднее в одном из писем Бетховен признался: «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на ученость в собственном смысле слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».
Впервые Людвиг выступил на публике в семь лет 26 марта 1778 года. Отец привез мальчика в Кельн и сказал, что ему всего шесть лет, желая подчеркнуть уникальность сына. Юный музыкант поверил словам отца и с тех пор считал себя младше на полтора года, чем на самом деле: полагал, что документ принадлежал его старшему брату Людвигу, умершему в младенчестве.
Когда Бетховену исполнилось 12, он впервые опубликовал свои произведения. Это был сборник вариаций для клавишных инструментов, который в итоге и сделал его самым популярным пианистом в истории. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». В 14 лет Людвиг был вынужден работать помощником органиста в придворной капелле, чтобы материально поддерживать семью.
- Песня «Сурок». Исполняет Иван Козловский
В1787 году Бетховен посетил Вену и встретился с Моцартом. Услышав его импровизацию, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» В этом же году умерла мать Людвига, а отец сильно запил. Юноша вернулся в Бонн, устроился на должность альтиста в придворном оркестре и взял на себя заботу о младших братьях.
Вскоре у Бетховена появились покровители – семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, он учил музыке. Благодаря им Людвиг присутствовал на музыкальных собраниях, посещал салоны и был настолько признателен за поддержку, что до конца своих дней поддерживал близкие отношения, особенно с Лорхен и ее мужем.