Легенды о шахматах и шахматной доске. Легенда о шахматах №1 «Гав и Талханд»
- Легенды о шахматах и шахматной доске. Легенда о шахматах №1 «Гав и Талханд»
- Шахматы история фигур. Начало пути
- История шахматной доски. Кто придумал шахматы: история происхождения
- Шахматные легенды.
- В легенде о шахматах говорится, что изобретатель этой игры. Давным-давно.
- По древней легенде мудрец, который изобрел шахматы. Легенда №2 “Про шахматы и зерно”
- История шахмат для детей. Подписи к слайдам:
- Согласно легенде изобретатель шахмат 50 кг. Ошибка императора
Легенды о шахматах и шахматной доске. Легенда о шахматах №1 «Гав и Талханд»
Эта легенда описана тысячу лет назад персидским поэтом Фирдоуси в эпосе «Шахнаме» («Книга царей»).
Жили в древней Индии два брата-близнеца, два царевича — Гав и
Талханд. И, как это часто бывало в истории, разгорелась между ними борьба за
власть. В поэме говорится, что царица не могла отдать никому из них
предпочтение, т.к. одинаково сильно любила обоих сыновей. Это мне, конечно,
понятно. Непонятно другое — почему в таком случае она не разделила свое царство
пополам. Разделила бы и отдала каждому сыну полцарства. Но она этого не
сделала, и в результате каждый царевич собрал себе войско, и был объявлен бой,
который должен был определить сильнейшего. И было ясно, что бой будет не на
жизнь, а на смерть, т.к. фактически никто не мог оттуда сбежать — поле боя
устроили на берегу моря и со всех сторон окружили глубоким рвом с водой.
В поэме опять же говорится, что пока шел бой, царица не спала, не ела.
Переживала. Стало быть, знала про этот бой и наблюдала издалека.
Талханд в этом бою погиб.
Когда царице сообщили о смерти Талханда, она впала в отчаяние и стала упрекать
Гава, что тот погубил своего брата. Тут как-то не прослеживается логика. Она
что, не понимала, что один из ее сыновей погибнет в этом бою? Напрашивается
вывод, что, видимо, условием боя было — не убивать царевичей. Как в шахматах —
разгромить войско, но самого короля трогать нельзя, можно только объявить мат.
Если так, то логика есть.
При разборках выяснилось, что Гав не убивал Талханда. На его теле не было ни
одной раны. Талханд умер от зноя, голода и жажды, потеряв сознание, сидя на
своем слоне.
При чем же здесь шахматы? А вот при чем.
Царица потребовала, чтоб ей показали все в подробностях — как развивался бой, и
как так получилось, что Талханд погиб, не имея ран. Гав, чтобы
реабилитироваться в глазах матери, созвал самых мудрых мобедов. Мобед — это
священнослужитель в зороастризме. (Члены семейки были зороастрийцами. В Индии
до сих пор небольшой процент населения исповедует эту древнюю религию.)
Итак, мобеды прибыли — и всю ночь, не смыкая глаз, вникали в суть дела:
изучали, какой формы было поле битвы, где располагались рвы, как проходил бой,
как перемещались шахи и их войска и прочие подробности. После чего из эбенового
дерева они сделали квадратную доску, изображающую поле битвы, а из слоновой
кости вырезали и расставили на доске фигуры — два войска лицом друг к другу.
На той доске было нарисовано 100 клеток (как мы знаем, на современной шахматной
доске 64 клетки — 8 по горизонтали и 8 по вертикали).
Передний ряд — пехота, за ней — конница. Шах располагался в центре своего
войска во втором ряду. Рядом с ним стоял наставник, самый мудрый ближайший
помощник. Далее — два слона. Рядом со слонами стояли верблюды. Дальше — два
коня. А по краям — две боевые птицы Рух. Из текста ясно, что был еще и третий
ряд — пехота (см. ниже — выделенные красным строчки), т.е. если верить этой
легенде, в первоначальных шахматах фигуры стояли не в два, а в три ряда.
Наставник, верблюды, птица Рух… очень интересно!
Шахматы история фигур. Начало пути
Чатуранга – так называлась игра-предшественница шахмат, которую придумали для военачальников в Индии еще в VI веке нашей эры. Это был, современным языком выражаясь, симулятор военных сражений. На деревянных досках 8х8 и даже 10х10 клеток велись настоящие бои. В них участвовали фигурки-прообразы нынешних шахматных фигур – раджи, советники, слоны, кони, колесницы и пешки.
В отличие от современной игры, где участвуют чаще всего только два игрока, в древней чатуранге сражение велось между четырьмя участниками. Соответственно, свои позиции на доске занимали сразу четыре комплекта фигур, раскрашенных в красный, черный, желтый и зеленый цвета.
Раджи сейчас называются королями, советники – ферзями, а колесницы – ладьями. Названия остальных фигур – слонов, коней и пешек - остались без изменений.
Вплоть до конца 570-х годов шахматы оставались исключительно местной, индийской, игрой. Однако заглянул как-то в гости к правителю Индии персидский шахиншах Хосров и увез потом с собой подарок – деревянную доску, а к ней - комплект точеных фигурок.
В Персии шахматы не просто прижились и полюбились: там игра получила новое название – шатрандж - и новые правила. Название с годами трансформировалось во всем известные «шахматы», что на древнеперсидском языке означало «король умер».
Постепенно в игре появились и новые правила, во многом сходные с современными. В Индии для того чтобы сыграть партию в шахматы, требовались четыре игрока и игральная кость, чтобы определить очередность вступления участников в игру. Персы внесли в правила первые серьезные изменения – сократили число игроков до двух и отменили вброс кости.
Причины просты и банальны: Коран запрещает любые игры, где исход зависит не от осознанных действий человека, а от случайных комбинаций цифр или точек. Кроме того, найти для игры сразу четверых желающих труднее, чем двух, – вот персы и «рационализировали» подаренную им игру. С тех пор в шахматы чаще всего играют по двое, да и вброса кости не требуется: партию всегда начинают белые.
История шахматной доски. Кто придумал шахматы: история происхождения
История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.
Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.
Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.
Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре, так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.
Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.
Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранге присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.
Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранге могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.
Первая версия происхождения
Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.
Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.
(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.
Вторая версия происхождения
Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.
Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.
Шахматные легенды.
Каким бы сказочным ни было содержание мифа, всё же между ним и сказкой всегда имеется чёткое различие - мифы питали историю, а сказки - нет.
По сути, многие мифологические сюжеты приближены по смыслу к историческим фактам, но в полном смысле слова историей не являются, так как они бездоказательны.
Их роль состояла в том, что они формировали совершенно новое явление в ментальном поле тогдашних культур -
историческое сознание, внимание и уважение к прошлому, понимание того, что прошлое - это "состарившееся будущее"…
Зеленев Евг. Ил.
Легенды сопровождают историю шахмат с первых упоминаний о них. Шахматные легенды рассказываются в древних манускриптах Ирана, а в последующем арабскими авторами.
Эти легенды открывают происхождение шахмат и значении игры, "управляемой разумом".
Эта страница для тех, кто любит историю шахмат и эту замечательную игру.
- О лекаре Барзуйе. (по книге Калила и Димна)
- Математика древнейших цивилизаций Африки, Др. Междуречья и Др.Индии и её связь с настольными играми.
- , проверка её методами древней математики.
Буддийская "колесница" в индийских играх. (по книге Альфонса X Мудрого) - Максим Нечитайлов. Легенда о шахматной игре (из аль-Марракуши): Как пишет Абд ал-Вахид ал-Марракуши… Эта история о том, как король Альфонсо VI пришел с войной в земли эмира Толедо и что из этого вышло. Абд ал-Вахид ам-Марракушй - писатель, историк, однофамилец известного астронома… Он родился в 581/1185 г. в Марокко, учился в Фесе, побывал в Андалусии, совершил хадж в Мекку и затем обосновался в Египте, где находился, между прочим, во время взятия Дамиетты крестоносцами (617—619/1220—1222 гг.). Его основное сочинение „Китаб ал-му'джиб фй (талхйс) ахбар ахл ал-маг-риб" („Удивительная книга с изложением рассказов про жителей Запада") посвящено истории династии Алмохадов с кратким введением о предшествующих событиях и написано около 621/1224 г. Работа известна благодаря изданию Рейнхарта Дози - Dozy. History of the Almohades (Лейден, 1847, 2 изд., 1881), а затем и французскому переводу Фаньяна.
В легенде о шахматах говорится, что изобретатель этой игры. Давным-давно.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.
Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
Сисса бен Дахир (Сасса бен Дахир) – мифический индийский мудрец, которому приписывается изобретение шахмат. Упоминается в ряде сочинений на арабском, персидском, тюркском языках, где изложены легенды о происхождении шахмат. Попытки отождествлять Сисса бен Дахира с историческими личностями научного подтверждения не получили.
– Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, – сказал царь.
– Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, – продолжал царь.– Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
– Не робей, – ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
– Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.
Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
– Повелитель, – сказал Сета,– прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
– Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
– Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью 4, за четвертую – 8, за пятую – 16, за шестую – 32.
–Довольно, – с раздражением прервал его царь.– Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моею милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.
– Повелитель, – был ответ, – приказание твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
Царь нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
Вечером, отходя ко сну, царь еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
– Повелитель, – ответили ему,– математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
– Почему медлят с этим делом? – гневно воскликнул царь. – Завтра, прежде чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю.
Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его.
– Прежде чем скажешь о твоем деле, – объявил Шерам,– я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.
– Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час,– ответил старик.– Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико.
– Как бы велико оно ни было, – надменно перебил царь, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана.
– Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца.
– Назови же мне это чудовищное число, – сказал он в раздумье.
– Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель !
Арабская (X век) и персидская (XIV век) миниатюры. Обратите внимание: доска одноцветная!
Черно-белая доска – это уже более позднее изобретение европейцев.
По древней легенде мудрец, который изобрел шахматы. Легенда №2 “Про шахматы и зерно”
Это самая, пожалуй, распространенная история о том, как жил-был в Индии один брамин, и однажды он придумал шахматы. Просто взял и изобрел их. На досуге. В свободное от своих браминских дел время. И индийскому царю это изобретение так пришлось по душе, что он сказал брамину:
– О, великий изобретатель сей прекрасной игры, мудрейший из мудрейших, проси любую награду, все исполню.
Так или примерно так сказал индийский царь в восхищении.
Хотя в некоторых вариантах этой истории накручена еще идеологическая подоплека – якобы брамин вовсе не просто так изобрел те шахматы, а с великой тайной целью. Царь тот, оказывается, так плохо управлялся с государственными делами, что привел свое царство в упадок, а советы всяких мудрых браминов он не слушал. И чтобы мягко и деликатно показать царю, что один он в поле не воин, и что без помощи остальных государственных фигур (и даже пешек!) он ничего не сможет поделать, вот с этой великой целью и придумал брамин на досуге шахматы.
Намек царем был понят правильно, и решил он брамина отблагодарить за преподнесенный урок житейской мудрости.
Была там эта идеологическая подоплека или нет, в любом случае результат налицо: “Проси любую награду, все исполню”.
А брамин не будь дурак… Некоторые варианты этой истории добавляют, что это был тот самый брамин, который изобрел степень числа. Тот самый это был брамин или нет – нам не ведомо, но уж точно возведение в степень ему было известно (в отличие, видимо, от царя). И он легко так говорит:
– О, великий царь! Я маленький скромный брамин, и много богатств мне не надобно. Дай мне просто немного зерна, да и хватит. Совсем чуть-чуть. Положи на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую – два зернышка, на третью – четыре… и так далее… постоянно удваивая.
Странный какой-то брамин, – подумал царь, – ну да ладно. Не хочет много зерна – не надо. Дам ему сколько просит.
Положил он на первую клетку одно зернышко, на вторую – 2, на третью – 4, на четвертую – 8, на пятую – 16… и т.д…. Сначала опустел его первый амбар… Потом второй… третий… Царь уже был не рад, что связался с этим ушлым брамином. Ему уже не нужны никакие шахматы! Он уже отдал брамину все зерно, которое было в его стране, а к 64-ой клетке еще и близко не подобрался!..
И с тех пор всем детям в школе при изучении возведения числа в степень задают по математике одну и ту же задачку – про несчастного царя, ушлого брамина и зерно на шахматной доске.
История шахмат для детей. Подписи к слайдам:
ИСТОРИЯ ШАХМАТ для детей
Шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Для многих она является любимым увлечением. Есть люди, которые занимаются шахматами профессионально, и игра становится неотъемлемой частью их жизни. Во многих странах шахматные турниры признаны как отдельный вид спорта. Регулярные соревнования проходят по всему миру. Шахматы принадлежат к категории интеллектуальных игр, которая популярна по всему миру, проводятся соревнования. В России шахматы являются поистине народной игрой еще с советских времен. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения шахмат и кратко проследим их эволюцию вплоть до наших дней.
Легенды создания игры Версия 1 Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало. И вот, однажды, пришел во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принес он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы.
Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале. Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зерен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.
Шахматы в Европе и России В Европе и России (в то время на Руси) шахматы появились в 9-10 веке. В это время игра некоторым образом видоизменилась, правила стали другими. В том виде, в котором мы знаем шахматы сейчас — сама игра сформировалась только в 18 веке. И с тех пор изменений практически не было. На Руси шахматы быстро завоевали популярность и играли в нее и ремесленники, и даже бояре, и царские особы. Появились умельцы, которые изготавливали доски и фигуры для этого популярного увлечения. Их называли шахматниками . Увлечение было столь велико, что иностранные гости Русского государства, удивлялись такому интересу к шахматам. Первый серьезный шахматный турнир в России прошел в конце 19 века в Санкт-Петербурге. С тех пор стали регулярно проводиться соревнования среди сильнейших шахматистов. Стали появляться имена прославившихся игроков, которые одержали множество побед. Такие имена как Ботвинник Михаил, Смыслов Василий, Таль Михаил, Борис Спасский, Карпов Анатолий, Гарри Каспаров вошли навсегда в историю о шахматах. Они стали известны не только в России, но и далеко за рубежом.
Согласно легенде изобретатель шахмат 50 кг. Ошибка императора
Дав согласие на выплату вознаграждения, раджа совершил большую ошибку. Мозг в уме не смог даже примерно прикинуть общий размер вознаграждения, которое нужно было заплатить изобретателю шахмат.
Давайте посмотрим, как сильно ошибся император.
После заполнения двух полных рядов (напомню, что размер шахматной доски 8 х 8 клеток), у изобретателя шахмат было на руках 65 тысяч зерен или около 1 300 грамм риса.
На сколько дней хватит этого риса? На день? Если питаться скромно (индусы ведь мало кушают) - то неделю можно протянуть. Мы прошли четверть пути, а у изобретателя шахмат еды всего на семь дней!
Теперь попробуйте сами посчитать, сколько риса будет после заполнения дополнительного ряда? Возьмите предыдущее число (65 тысячи зерен или 1,3 кг) и удвойте его восемь раз!
Ответ: 330 кг риса, которого хватит на пару лет жизни.
После двух рядов у нас было риса на неделю. Но после заполнения третьего - у нас достаточно риса на два года. Думаю император в это время стал немного нервничать.
Что произойдет, если мы заполним еще один - четвертый ряд? 85 тонн риса. Изобретателю шахмат потребовалось бы больше тысячи лет, чтобы съесть столько риса в одиночку. И мы только прошли половину пути на доске. Раджа начинает понемногу седеть.
После пятого ряда - рис равен половине веса Титаника.
После шестого ряда - на шахматной доске должно быть столько риса, сколько весят все легковые автомобили в мире (миллиард машин). Даже не представляю как себе это представить.
После седьмого ряда, риса нужно столько, сколько весит вся Москва ( источник ). Это больше 300 млн. тонн.
После восьмого ряда нам нужно риса …. 370 млрд. тонн. Насколько это много? Давайте закончим сравнение тоже рисом. Средний мировой урожай риса в мире составляет 500 млн. тонн в год. Чтобы заплатить вознаграждение изобретателю шахмат, нужно отдавать весь урожай риса на планете в течение более 700 лет!
Согласно легенде, изобретатель шахмат получил вознаграждение в 50 кг. Ошибка императора.
Дав согласие на выплату вознаграждения, раджа совершил большую ошибку. Мозг в уме не смог даже примерно прикинуть общий размер вознаграждения, которое нужно было заплатить изобретателю шахмат.
Ошибка императора
Давайте посмотрим, как сильно ошибся император.
Ряд | Количество зерен | Вес риса (кг) |
---|---|---|
1-2 | 65 000 | 1,3 |
3 | 330 000 | 33 |
4 | 1 260 000 | 125 |
5 | 5 050 000 | 505 |
6 | 10 500 000 | 1 050 |
После двух рядов у нас было риса на неделю. Но после заполнения третьего - у нас достаточно риса на два года. Думаю император в это время стал немного нервничать.
Что произойдет, если мы заполним еще один - четвертый ряд? 85 тонн риса. Изобретателю шахмат потребовалось бы больше тысячи лет, чтобы съесть столько риса в одиночку. И мы только прошли половину пути на доске. Раджа начинает понемногу седеть.
После пятого ряда - рис равен половине веса Титаника.
После шестого ряда - на шахматной доске должно быть столько риса, сколько весят все легковые автомобили в мире (миллиард машин). Даже не представляю как себе это представить.