Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Из за чего Пушкин вызвал на дуэль Дантеса. Почему Пушкин вызвал на дуэль гея Дантеса вместо любовника своей жены Николая I ?

29.02.2020 в 04:08

Из за чего Пушкин вызвал на дуэль Дантеса. Почему Пушкин вызвал на дуэль гея Дантеса вместо любовника своей жены Николая I ?

О пушкинском авторстве сказки "Конёк-Горбунок" впервые заявил пушкинист Александр Лацис в 1993 году, продолжил его изыскания писатель, критик, исследователь литературных мистификаций Владимир Козаровецкий.
18-летний Ершов до публикации сказки ничего не писал, а уровень его произведений, опубликованных впоследствии, ясно указывает: он не мог создать «Конька-горбунка». Пушкин же, в свою очередь, не мог опубликовать сказку под своим именем, не мог даже показать её своему личному цензору – Николаю I. В этом произведении Пушкин не только подсмеивался над царём, но и пошёл, как никто до него, далеко: открыто заявил, что государство обречено, пока декабристы не прощены и не отпущены на волю.
Сказка даже под именем Ершова продержалась всего тринадцать лет и была запрещена под предлогом «несоответствия современным понятиям и образованности». Но имели место и другие причины, по которым сказку невозможно было подписать Пушкину.
Во-первых, сказка была предупредительным выстрелом в адрес Николая I, который как раз в это время стал усиленно обхаживать жену поэта. А во-вторых, Пушкину ни при каких условиях не сошло бы с рук изображение царского прислужника – «хитрого Спальника», под которым предполагался шеф жандармов Бенкендорф.
Пушкин сказку никому не отдавал: он только попросил Ершова об услуге чтобы тот поставил своё имя на произведении. Причём не бесплатно: Ершову за это участие в мистификации заплатили 500 рублей, по тем временам сумма немалая. В то же время Пушкин сделал всё возможное, чтобы мы когда-нибудь догадались об истинном авторе и восстановили его имя на сказке.
После знакомства с женой Пушкина Николай начинает одаривать его милостями. Восстановил его в должности и назначил оклад в семь раз больше причитающегося по званию, да ещё и без обязанности являться на службу. А также допустил поэта к секретным архивам, разрешил ему писать историю Петра. Пушкин понимал, что милостями осыпается не он сам, а его жена – первая красавица Петербурга. Поэт видит, ситуация становится опасной: царь не скрывает своего интереса к Наталье Николаевне, и этот интерес становится предметом обсуждения двора. Под угрозой честь семьи. Жена, не понимая пушкинского беспокойства о чести, на волне успеха вовсю флиртует с царём. Пушкин пытался её образумить.
Видя «неадекватность» Пушкина, царь переносит свои отношения с Натальей Николаевной из Аничкова дворца на квартиру Идалии Полетики. А императрица, помогая мужу перевести стрелки на Дантеса, поощряет кавалергарда, чтобы тот открыто ухаживал за Натальей Николаевной.
Зная сексуальную ориентацию Дантеса, о его интересе к женщинам говорить сложно. Одно несомненно: он понимал, что прикрывает Николая. Пытаясь сохранить лицо, он ухаживал за Натальей Николаевной шаржированно, как бы делая вид, и это, разумеется, приводило Пушкина в бешенство. Поэт презирал Дантеса за участие в позорных играх вокруг жены. И, поскольку вызвать монарха на дуэль было невозможно, Пушкин вызвал Дантеса.
Подробности читайте в свежем номере "Аргументов недели".

Письмо Пушкина дантесу. Пушкин пишет Геккерну

10.07.12
"Вернёмся к анонимным письмам. Вы, конечно, догадываетесь, что они вас касаются.
2-го ноября вы узнали от вашего сына новость, которая вам доставила большое удовольствие. Он сказал вам, что вследствие одного разговора я взбешён, что моя жена опасается…, что она теряет голову. Вы решили нанести удар, который вам казался окончательным. Анонимное письмо было составлено вами и (…)
Я получил три экземпляра из десятка, который был разослан."
2-го ноября Жорж Дантес рассказал Геккерну о его разговоре с Пушкиным о Наталье Николаевне. Что мог сказать (знать) Дантес, если Пушкин пишет: "я взбешён, … моя жена опасается…, … она теряет голову"?
К этому времени Дантесу могло быть известно о внимании царя к Натали. Здесь возможно влияние "дружбы" А. Трубецкого: Вспомним рассказ о записке ("Без меня меня женили") в конце лета 1836 года. Самому Дантесу было уже к тому времени отказано от дома.
ПРЕДПОЛАГАЮ. Мог быть нелицеприятный разговор о домогательствах Дантеса к Натали, а он в ответ высказался о том, что Пушкин не к нему по этому поводу должен обращаться. Такая "новость" доставила большое удовольствие Геккерну. Я это предполагаю из последующего содержания письма Пушкина: "Вы решили нанести удар, который вам казался окончательным."
То есть, решительный, "окончательный удар" ПОДТВЕРЖДАЛ то, о чём мог говорить или о чём мог намекать Пушкину 2-го ноября Дантес. В анонимном письме подтверждалось, что "Кавалеры … светлейшего ордена рогоносцев… под председательством … его превосходительства Д.Л. Нарышкина … избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена", что подтверждалось подписью "секретаря" И. Борха.
Мало того, что проводилась параллель Нарышкин - Пушкин, связанная с царствующей особой. Но как объяснить "подпись" Борха? Тут иная параллель, окончательный удар, как отравленная стрела…
И.М. Борх, известный своим мужеложством, - супруг Л.М. Голынской, родственницы Натальи Николаевны. И эта отравленная стрела отсылалась в сторону… Пушкина.
И тогда не случайна последняя строчка в неотправленном письме Пушкина к Геккерну:
"Я хочу, чтобы вы дали себе труд самому найти основания, которые были бы достаточны для того, чтобы побудить меня не плюнуть вам в лицо и чтобы уничтожить самый след этого подлого дела, из которого МНЕ ЛЕГКО БУДЕТ СОСТАВИТЬ ОТЛИЧНУЮ ГЛАВУ В МОЕЙ ИСТОРИИ РОГОНОСЦЕВ."
Пушкин прямо заявляет, что объявит рогоносцем Геккерна и докажет это. Можно ли этому заявлению не верить? Выходит, что Наталья Николаевна здесь вообще была ни при чём…
Странный треугольник получается: Геккерн - Дантес - Пушкин.
Это письмо - реконструированный черновик. Написано было 21 ноября 1836 года. Стараниями Жуковского письмо не было отослано.
В письме к Геккерну от 26 января 1837 года, которое считалось неслыханно оскорбительным, этих строк уже не было.
Пушкин выразился более корректно, но точно попал в самое больное место Геккерна: "Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или ТАК НАЗЫВАЕМОГО СЫНА…".

Правила дуэли Пушкина. Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Что выпил Пушкин перед дуэлью с дантесом. Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке —, как это было

8 февраля (27 января по старому стилю) состоялась дуэль между Александром Пушкиным и французским военнослужащим Жоржем Дантесом, в результате которой поэт получил смертельное ранение.

Фото: «Дуэль Пушкина с Дантесом». Алексей Наумов, 1884 год

Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века, человек, который по сути заложил основы реализма как литературного направления, — Александр Сергеевич Пушкин —погиб 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года из-за серьезного ранения, полученного им во время дуэли с французским военным деятелем Жоржем Шарлем Дантесом.

Что выпил Пушкин перед дуэлью с дантесом. Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке —, как это было Жорж Шарль Дантес.

Поводом для дуэли стало анонимное оскорбительное сочинение, которое Пушкин получил за три месяца до этого. В Пасквиле — а всего их было три — автор в подробностях рассказывал адресату о тайных отношениях его супруги — Натальи (в девичестве Гончаровой) — и кавалергардского поручика барона Жоржа Дантеса, одного из иностранцев, который в то время проходил службу в России. В финале послания сам по себе напрашивался крайне позорный для Пушкина вывод — его записывали в «орден рогоносцев», что сулило ему насмешки, перешептывания за спиной и прочие издевательства.

Чтобы защитить свою честь, Пушкин немедленно вызвал Дантеса на дуэль. Оппонент принял вызов, но позднее, через усыновившего его голландского посланника барона Геккерна, попросил отсрочки на две недели. Поэт пошел на встречу потенциальному оппоненту, но через какое-то время узнал, что Дантес предложил свои руку и сердце Екатерине Гончаровой — сестре его супруги, и аннулировал вызов.

Что выпил Пушкин перед дуэлью с дантесом. Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке —, как это было

Тест: Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

Свадьба Дантеса и Гончаровой состоялась 22 января (10 января) 1837-го, но и после этого события Дантес не прекратил активно ухаживать за женой Пушкина, чем предсказуемо злил поэта. Масло в огонь подливал и голландец Геккерн, распускавший в обществе слухи о романе Дантеса и Пушкиной и ее регулярных изменах «мужу-рогоносцу».

В конце концов практически доведенный до отчаяния Пушкин написал гневное письмо Геккерну, полное угроз и оскорблений. Тот ответил и от имени Дантеса вызвал публициста-грубияна на дуэль.

Условия поединка были, как бы сказали тогда, смертельными, кто-то один в тот день должен был умереть — на этом настаивал сам Пушкин. Барьер отделял соперников на 10 шагов, поднять пистолет и выстрелить мужчины могли в любой момент, приближаясь друг к другу.

Около пяти часов вечера 8 февраля (27 января) он и Дантес встретились на поляне на окраине Санкт-Петербурга — Черной речке. Секундантом со стороны Дантеса был секретарь французского посольства виконт Лоран д’Аршиак, со стороны Пушкина — подполковник Константин Данзас.

Что выпил Пушкин перед дуэлью с дантесом. Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке —, как это было Дуэльные пистолеты времен Пушкина из музея А. С. Пушкина.

Оружие было выдано, соперники разошлись, прозвучал сигнал, и Дантес выстрелил первым. Пуля, выпущенная из его пистолета, попала Пушкину в живот — поэт упал на снег, приподнялся, опираясь на руку, подозвал к себе Дантеса и выстрелил в ответ, произнеся: «Браво!». К счастью Дантеса, ранение его было несерьезным — пуля угодила в руку, которой он прикрывал грудь. Александр Сергеевич Пушкин же пострадал куда серьезнее.

Что выпил Пушкин перед дуэлью с дантесом. Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке —, как это было Последний выстрел А. С. Пушкина.

Поэта доставили домой, он пытался скрыть свои страдания, чтобы не беспокоить супругу. Прибывший по вызову врач констатировал неизбежность трагического исхода — об этом сообщили и Пушкину, он распорядился пригласить к нему священника.

Через двое суток после дуэли на Черной речке Александр Сергеевич Пушкин скончался — лежа в кровати, в окружении семьи и родных, в своей квартире на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге.

Два следующих дня гроб с телом Александра Пушкина оставался в квартире — проститься с ним пришли сотни самых разных людей — от прислуги до военных и чиновников. В ночь с 11 на 12 февраля (30 на 31 января) тело поэта перенесли в церковь Придворно-Конюшенного ведомства, где на утро состоялось его отпевание. 18 февраля (6 февраля) 1837-го Пушкина похоронили — у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря. Позднее на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта.

В феврале 2019 года депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров направил обращение на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой инициировать расследование причин и обстоятельств гибели поэта Александра Пушкина. По мнению народного избранника, великий поэт мог стать жертвой заговора и дуэль была лишь инструментом для его устранения.

Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли Пушкина

Место дуэли в 1830-е гг. находилось в загородной местности, недалеко от дач, которые на зиму были пустынны.
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли ПушкинаХронология дуэли Пушкина описана В.Вересаевым, Н.А. Тарховой , Г. Седовой на основании воспоминаний Данзаса, Жуковского.
Пушкин выехал из своей квартиры в начале четвёртого часа дня. Вначале он надел бекешу, пальто наподобие дублёнки, но потом вернулся и сменил её на шубу. Почему так? Возможно, поэт посчитал, что на улице холодно, и в бекеше будет на морозе рука дрожать, трудней прицелиться. Около четырёх часов Пушкин встретился с Данзасом в кондитерской Вольф и Беранже на Невском, и в санях отправились на Чёрную речку. По пути на Дворцовой набережной они встретили сани с супругой поэта, которая возвращалась домой от подруги. Данзас наделся, что встреча могла бы изменить ситуацию. Но близорукая Пушкина не заметила, кто ехал во встречных санях, Пушкин смотрел в другую сторону, а сам Данзас не решался привлечь внимания Наталии Николаевны.
Сани Пушкина проехали мимо Петропавловской крепости, на Каменноостровском проспекте им встречались знакомые, возвращавшиеся с катаний на островах. Вечерело. Некоторым встречным показалось странно, что Пушкин едет куда-то на окраину в такой час, особенно беспокоилась А.К. Воронцова-Дашкова.
Примерно в 16.30 к месту дуэли одновременно прибыли оба дуэлянта. Секунданты и Дантес вытоптали в снегу дорожку в 20 шагов длиной и обозначили барьеры. Примерно в 5 часов вечера противники начали сходиться. Пушкин подошел к барьеру и прицелился, Дантес, ещё не дойдя до барьера, выстрелил. Пушкин упал, секунданты и Дантес бросились к нему. Но Пушкин остановил их, намереваясь сделать выстрел. Все остановились. Данзас подал Пушкину выпавший во время ранения пистолет, Пушкин приподнялся на левый локоть и выстрелил. Дантес упал. Пуля попала ему в пуговицу. В карете Геккерна раненого Пушкина отвезли в квартиру поэта на Мойке
Летом природа ничем не напоминает о разыгрывавшейся давней трагедии. Точное место определить трудно, предполагаемое место было показано Данзасем спустя много лет. Была ещё одна версия места дуэли по рассказам местного дворника, который якобы юыл свидетелем дуэли. Поклонники Пушкина пытались отметить место дуэли самостоятельными значками, затем был поставлен постамент с бюстом Пушкина.
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли ПушкинаВ 1937 году на месте дуэли был установлен обелиск.
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли ПушкинаМемориал состоит из обелиска и двух камней напротив друг друга (издали напоминающих места для дуэлянтов)
На одном камне мемориальная надпись, посвященная Пушкину
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли ПушкинаНа втором камне не памятная доска Дантесу, конечно, а стихи Лермонтова «На смерть поэта».
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли ПушкинаВокруг кусты белого шиповника
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли ПушкинаПриятный парк, но тоже испорченный газонокосилками
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли ПушкинаДобираться до места дуэли лучше от метро Пионерская пешком минут 10, а от метро Чёрная речка на транспорте в сторону Коломяжского проспекта 2-3 остановки. От парка на другой стороне Коломяжского проспекта находилась наша гостиница.

Дуэль Пушкина стихи. Пушкин и дуэли

       Пушкин и дуэли.
Хоть сослан был младой поэт,
В самом разгаре юных лет,
Уж чувствовал себя кумиром.
И Кишинёвский тусклый свет,
Дразнил немало наш поэт,
И в карты крупно он играл,
А как- то Зубову сказал,
- Что он играет против правил,
И зря "ва-банк", ему он ставил.
- "Извольте сударь объясниться!"…
- "Ну, что ж, за мной не залежится"…
И вот уж едут в виноградник,
Дуэлей местных всех рассадник,
С названием сладостным в "малину",
Найдя для драки сей причину.
Стреляет Зубов - офицер,
Но мимо, плох его прицел.
А Пушкин вовсе не стреляет,
И дуэлянта вопрошает,
Не чувствуя ничьей вины,
-" Сударь, Вы - удовлетворены?
И Зубов, ждавший в ответ выстрел,
Обняться бросился тут быстро.
Но Пушкин,отстранясь, при том,
Ответил холодно кивком.
А как-то раз, средь танцев в свете,
Неуважение отметив,
Разгорячённый от вина,
Ставров - герой Бородина,
Полковник, в орденах мундир,
Над егерями командир,
К барьеру Пушкина зовёт,
А на дворе метель метёт.
Стреляют дважды на рассвете,
Но им мешает сильный ветер,
И отложив сию дуэль,
Уж ресторана ищут дверь.
И в заведеньи "Никколети",
Утих и ссоры буйный ветер,
И Алексеев - друг поэта,
Их тут же помирил при этом.
-"Полковник, я Вас уважал",
герою Пушкин там сказал -
"Поэтому и вызов Ваш ,
Я тот час принял не как блажь".
На что полковник отвечал:
-"Под пулями не раз стоял,
Вы пишите стихи умело,
Но также Вы в дуэлях смелы".
Не раз был Пушкин на дуэли,
Но пули мимо пролетели,
А вот январским стылым днём,
На Чёрной речке, пуля в нём.
Представить страшно нам теперь,
Когда в распущенные нравы,
Вдруг сохранилась бы дуэль,
Как дело чести, без забавы.
Когда за оскорбление мужчина,
За слово пулей отвечал,
И без разбора звания,чина,
К барьеру запросто вставал.
Когда отказом от дуэли,
Суда был строже приговор.
Те кто позора не хотели,
Стреляться шли за каждый вздор.
Да, в наше время нет дуэлей,
К барьеру больше не зовут,
А на словах все осмелели,
И брань нещадную несут.
Порой так хочется,чтоб слово,
Как в тот далёкий, славный век,
Могло ответить пулей снова,
Чтоб цену знал им человек.

Дуэль Пушкина и лермонтова. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ

Уважаемые коллеги.

Прошу простить меня за эту статью, опыт написания рецензии на фильм у меня даже не околонулевой, а отрицательный. Тем не менее, рискну, уж больно тема благодатная. Фильм этот имеет самое прямое отношение к нашему сайту, так как снят в жанре альтернативной истории. Зная печальную историю отечественного кинопопаданчества («Мы из будущего» и «Туман»), я настроился на очередную лжеисторическую клюкву с толпой всезнающих и всеумеющих попаданцев и был приятно удивлен. Попаданцев там нет, от слова совсем. Фильм называется «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Фильм идет почти два часа. Не сказать, что он смотрится на одном дыхании, тем не менее выглядит вполне достойно. Пожалуй самое главное в этом фильме, что несмотря на всю свою альтернативность, он снят с огромной любовью к главным героям, а режиссеру удачно удалось избежать того, что мы знаем как безруковщина и михалковщина. А кто же в этом фильме главные герои? Как видно из названия фильма, это «наше все» Пушкин и «почти все» Лермонтов.

Дуэль Пушкина и лермонтова. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ

Фильм начинается с 1857 г. «Простите, — спросите Вы, а причем здесь Пушкин и Лермонтов? Они вроде бы уже того…». Так в этом и есть главная интрига. Да, Россия, но Россия совершено иная. Нам неизвестная. В этой альтернативной реальности Россия каким-то невероятным образом выиграла Крымскую войну. В этой России Пушкин не погиб на дуэли в 1837 г., а благополучно дожил до 1857 г. В этой России очаровательнейшая Наталья Николаевна Пушкина раз в год ездит на одну ей известную могилу, где покоится Дантес, убитый на дуэли её мужем. В этой России смерть обошла стороной и Лермонтова. И наконец, в этой России не погиб в 1829 году другой великий тезка Александра Сергеевича – А. С. Грибоедов, отличившийся на дипломатическом поприще. В этой реальности А. С. Грибоедов задумывает второе издание своего «Горя от ума» — «Дым отечества», в которой Чацкий через 20 лет возвращается в Россию и находит, что в ней ничего не изменилось. В конце концов он снова уезжает за границу, прихватив с собой Софью. В этой России полковник Мартынов отличился в Севастополе. Вот такая странная эта Россия. Жив и император Николай I. Именно он поручает Пушкину написать многотомную «Историю дома Романовых».