История семейной жизни французского композитора жоржа бизе. Музыка
История семейной жизни французского композитора жоржа бизе. Музыка
В период обучения Бизе сотворил свои первые музыкальные композиции: "Симфонию до мажор", которая была неизвестна до 1933 года, когда ее нашли в архивах Парижской консерватории, и комическую оперу "Дом доктора".
Композитор Жорж Бизе
После конкурса, организованного Жаком Оффенбахом, владельцем театра "Буфф-Паризьен" на Монмартре, публика познакомилась с начинающим композитором. Участникам конкурса было предложено написать комедийный музыкальный спектакль с участием четырех персонажей. Победителю была обещана золотая медаль и 1200 франков. Бизе представил свою оперетту "Доктор Миракль" жюри и разделил приз с Шарлем Лекоком.
В 1857 году начинающий композитор написал кантату «Кловис и Клотильда» для ежегодного конкурса Академии изящных искусств. Он стал лауреатом Римской премии, получил грант и отправился на стажировку в Рим. Бизе был очарован красотой Италии, увлекся оперой, влюбился в музыку Моцарта и картины Рафаэля. В соответствии с условиями гранта, композитор должен был создать кантату, но вместо этого он написал комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гамма» в Риме.
Жорж Бизе
В 1960 году Бизе был вынужден прервать свою зарубежную стажировку из-за болезни матери и вернуться в Париж. В течение следующих трех лет композитор столкнулся с трудностями в своей творческой карьере. Жорж вынужден был зарабатывать на жизнь, создавая развлекательную музыку для кафе-концертов, переписывая оркестровые партитуры известных произведений для фортепиано и проводя частные уроки.
Бизе, получивший Римскую лавру, должен был написать комедийное произведение для театра "Опера-Комик", но по личным причинам это было невозможно. В 1961 году его мать умерла, а через полгода умер его учитель Фроманталь Галеви. В 1863 году, преодолевая свои переживания, композитор создал лирическую оперу "Искатели жемчуга", а затем оперу "Пертская красавица" на основе сюжета Вальтера Скотта.
Дмитрий Хворостовский и Кастроново исполняют дуэт из оперы «Искатели жемчуга»
В 1970-х годах Бизе стал очень популярным. В театре "Опера Комик" была представлена премьера "Джамиле", которую критики и зрители оценили за тонкий стиль и изящество арабских мотивов. В 1872 году композитор написал музыку для драмы Альфонса Доде "Арлезианка". Постановка не была успешной и была переделана автором в оркестровую сюиту.
Опера "Кармен" стала вершиной творчества Бизе, но при жизни автора она не была оценена. В 1875 году премьера провалилась и вызвала негативную реакцию прессы, постановку назвали скандальной и аморальной. Тем не менее, спектакль был показан 45 раз в течение первого года. Зрители пошли на него из любопытства, которое возросло вдвое после смерти композитора.
Увертюра к опере Жоржа Бизе «Кармен»
Бизе не успел получить признание за свои произведения. Через год после премьеры появились первые положительные отзывы. Рихард Вагнер и Иоганнес Брамс оценили "Кармен". Петр Ильич Чайковский смотрел постановку несколько раз в течение года и писал:
«Бизе — художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением. И что за чудный сюжет оперы! Я не могу без слез играть последнюю сцену!».
Героиня стала любимой зрителями благодаря музыкальному портрету, составленному из звуков хабанеры, поло и сегидильи. Куплеты тореадора вызвали теплые чувства у публики.
Годы жизни жоржа бизе. Georges Bizet
…Мне нужен театр: без него я ничто.
Ж. Бизе
Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества — « Кармен » — до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.
Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда раскрылось разностороннее дарование Бизе: он был ярким пианистом-виртуозом (сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже приобретая известность, занимался у С. Франка).
В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор, комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль», которая тоже была отмечена премией.
В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».
С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части… Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к черту!» Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его « Искатели жемчуга » (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы… Школа избитых рулад и лжи умерла — умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения — и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Бизе пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.
Какая по характеру тема роковой страсти кармен. Бизе. Опера «Кармен»: разбор 1 действия
Оперу открывает увертюра. Есть два варианта рассмотрения формы: рондо (мы по ней смотрим) и сложная трёхчастная с сокращённой репризой. Господствуют мажорные краски. Начинается в А-dur, здесь звучат важнейшие лейттемы (4 штуки).
Первая тема - тема народного веселья/народа, лейтмотив (будет звучать в 4 действии). Характер радостный, черты марша в двудольном размере. По форме завершена. Изложена в форме квадратного периода (8+8) повторношо строения. Завершена однотонально. Своеобразие заключается в том, что в конце звучит неожиданная модуляция в до мажор.
Первый эпизод по форме рондо начинается в fis-moll. Черты марша и скерцо. Лёгкая изящная тема, p. Тема тоже будет повторена в 4 действии (подготовка к празднику карриды), но не имеет названия. Внутри темы есть яркие динамические контрасты.
Возвращается рефрен - тема народа.
Второй эпизод - лейтмотив Эскамильо (тореодора) в F-dur. Марш горделивый, очень устойчивая тема (в ней воплощен гордый характер тореодора). Есть определённая певучесть. В модуляционном плане гибкая тема (F-d-a-A-F). Первый раз исполняется на р, второй раз tutti в насыщенной, полнозвучной фактуре, очень торжественно.
Рефрен.
Кода (Andante moderato) - яркий контраст по отношению ко всем прозвучавшим темам. Тема роковой страсти Кармен (лейтмотив, пронизывающий всю оперу. Звучит каждый раз иначе), здесь звучит как тема рока. Ре минор (одна из важнейших тональностей), здесь дважды гармонический (повышенные 4 и 7, 2 ув.2, цыганская(/венгерская) гамма, (упоминали в связи с Листом)). Очень напряжённо звучит. Тему излагают виолончели в густом регистре на ff, на фоне тремоло более высоких струнных, басы играют пиццикато (усиливает трагических характер темы). Первое построение заканчивается в F. Есть певучесть, светлые фрагменты. Структура: 8 тактов, заканчивается в D, второе построение тоже 8 тактов, начинается в f, заканчивается As.
Затем тема дробится на построения по два такта. 2+2: первые 2 в As, вторые в b, оба заканчиваются на доминанте. 5 тактов дробятся по одному, дробление тоже усиливает напряжение. 1+1+3. К концу всё более неустойчивое звучание.
Вся увертюра обрывается на ум. вв. 34 аккорде в d. Не имеет каденционного завершения. Как бы предсказана судьба Кармен (резко оборвётся).
Первое действие
1 номер: хор солдат
Открывает вступление. Светлый колорит. Основано на доминантовом органном пункте (предыкт к B, основной теме хора).
Вступает хор солдат. Тенора и басы, только мужчины. Солдаты в данный момент свободны от службы, наблюдают за происходящим. Тема звучит тихо на р, в основе синкопированный, хромающий ритм. Иногда появляются фанфарные обороты. Тема скерцозно-танцевального характера, немного черты марша (четный размер). Интонации весёленькие, черты оперетты. Хор имеет черты рондо (сам хор - рефрен). Из солдат выделена фигура сержанта Моралеса. Его эпизод в g, баритон комиентирует ситуацию. Он же начинает рефрен, хор подхватывает. Второй эпизод - появление Микаэллы, невесты Хосе (un poco animato). a - тема Микаэллы. Изящная. Основана на скользящих вниз хроматических интонациях, pp, стокатто. Интонационно созвучна хабанере. Микаэлла пришла в город навестить Хосе, передать письмо от матери. Солдаты её замечают. Некий диалог Моралеса с Микаэллой, сообщает что Хосе на службе. Это как бы ещё один эпизод (рефрена нет). У Моралеса соло: тема Е-dur, в ритме марша, яркая. Поёт возможно немного красуясь. Черты трёхчастной формы (иногда эту тему рассматривают как центр номера). В конце номера прозвучит рефрен. По форме и тонально замкнут. Черты рондо, трёхчастной.
Источник: https://interesnyefakty.com/stati/kratkaya-biografiya-kompozitora-zhorzha-bize-tvorchestvo
Жорж бизе кармен. История создания
Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты; крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере — воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость — эти черты Кармен новеллы Мериме в опере были устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. И, наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо, драматизм их судеб. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.