История правил хорошего тона: от Средневековья до наших дней
- История правил хорошего тона: от Средневековья до наших дней
- Связанные вопросы и ответы
- Какие были основные правила хорошего тона в Средневековье
- Как изменились правила хорошего тона в эпоху Возрождения
- Какие были основные элементы хорошего тона в эпоху Просвещения
- Как менялся образ хорошего тона в эпоху романтизма
- Какие были основные правила хорошего тона в эпоху модерна
- Как изменились правила хорошего тона в эпоху послевоенного периода
- Какие были основные элементы хорошего тона в эпоху постмодернизма
История правил хорошего тона: от Средневековья до наших дней
Сидеть или лежать за столом? Что делать с обглоданной костью? Облизывать ли ложку, перед тем, как передать ее соседу? Как сморкаться, если перед тобой только скатерть? На эти и другие сложнейшие вопросы люди искали ответы столетиями — обсуждали с философами, писали трактаты, сочиняли поэмы. Рассказываем, как сложились европейские правила этикета, к которым мы так привыкли, что даже не всегда замечаем
18+
Слово «этикет» в современном значении появилось только в XVI веке — так в Испании, а потом и во Франции называли протоколы поведения при дворе. Но сама идея, что необходим свод правил, который определяет действия человека в той или иной ситуации, в том числе — за столом, существовала задолго до этого. И если в Средние века было достаточно хотя бы не сопеть за едой, как зверь, и не чавкать, будто барсук Если кто во время еды сопит, как зверь,
И чавкает, будто барсук,
И ведет громкую беседу,
В каждом из этих трех случаев поступает неблагопристойно.
Бонвичино да Рива, «Стих, что столом правит», пер. Т. Е. Егоровой , то уже в Викторианскую эпоху этикет кодифицировал сложную систему социальных и гендерных отношений.
Согласно теории социолога Норберта Элиаса, жесткий кодекс самоограничения в отношении естественных эмоций, инстинктов и физиологических проявлений вырабатывался постепенно — этот процесс был точным отражением развития западной цивилизации. Постепенно возникло стремление к учтивости (во французском языке она обозначается понятием civilité ), которое объединило европейцев. Civilité стала новым социальным фундаментом не только для европейского единства, но и для новой группы, на которую оно опиралось, — придворного общества. Выработанные членами этой группы правила поведения сначала распространялись в столицах, центрах общественной жизни, а потом постепенно доходили и до провинции. Принципиальных различий между европейскими странами в отношении этикета не было, хотя, естественно, существовали свои региональные обычаи. Если единым языком Церкви была латынь, то для того, чтобы говорить о манерах, стали использовать итальянский, а потом французский — то есть те языки, на которых говорило придворное общество Нового времени.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие основные принципы хорошего тона были известны в Средневековье
Ответ: В Средневековье основными принципами хорошего тона были уважение к старшим, благочестие, благоразумие, скромность и честность. Люди стремились к сохранению достоинства и уважения к себе и окружающим, что отражалось в их поведении и общении.
Вопрос 2: Как менялись принципы хорошего тона с течением времени
Ответ: С течением времени принципы хорошего тона менялись, адаптируясь к изменяющимся общественным нормам и ценностям. Например, в эпоху Возрождения стали акцентироваться на культуре, образованности и изяществе. В эпоху Просвещения стали придавать большое значение рациональности, критическому мышлению и свободе личности. В наше время принципы хорошего тона включают в себя уважение к разнообразию, ответственность за свои действия и заботу о окружающей среде.
Вопрос 3: Как принципы хорошего тона отражались в литературе Средневековья
Ответ: В литературе Средневековья принципы хорошего тона отражались в героических поэмах, романах о рыцарях и сказаниях о святых. В этих произведениях подчеркивалась важность чести, благородства, верности и благочестия. Также в литературе отражались социальные нормы и правила поведения, которым следовали герои и героини.
Вопрос 4: Как принципы хорошего тона влияли на общественную жизнь в Средневековье
Ответ: Принципы хорошего тона в Средневековье оказывали большое влияние на общественную жизнь. Они определяли социальные нормы и правила поведения, которым следовали представители различных сословий. Благочестие и честность были важными качествами для всех, независимо от социального статуса. Благоразумие и скромность помогали поддерживать мир и стабильность в обществе.
Вопрос 5: Как принципы хорошего тона изменились в современном обществе
Ответ: В современном обществе принципы хорошего тона адаптировались к новым общественным нормам и ценностям. Например, стали акцентироваться на уважении к разнообразию и равноправии, ответственности за свои действия и заботе о окружающей среде. Также стали важными качествами современного человека - эмпатия, открытость к новым идеям и готовность к диалогу.
Вопрос 6: Как можно развивать принципы хорошего тона в современном обществе
Ответ: Для развития принципов хорошего тона в современном обществе можно следовать следующим советам:
1. Уважать разнообразие и культурные особенности других людей.
2. Быть открытым к новым идеям и готовым к диалогу.
3. Быть ответственным за свои действия и их последствия.
4. Участвовать в общественной жизни и делать свой вклад в сохранение окружающей среды.
5. Поддерживать атмосферу уважения и согласия в своем окружении.
Какие были основные правила хорошего тона в Средневековье
Эпоха Возрождения расширяла интерес к соблюдению манер . Купцы, ремесленники и священнослужители потихоньку начали формировать ту прослойку населения, которая сейчас именуется средним классом. Они пытались пародировать земельную аристократию. И когда последняя делала всё, исходя из необходимости поведения при дворе, средний класс изучал куртуазные манеры для того, чтобы, опять же, доказать свою значимость. Социальные контакты развивались, повсеместно распространялись школы, где детей обучали этикету, который становился неотъемлемой частью жизни широких слоёв населения.
Всё большая демократизация общества привела к появлению той самой вежливости, которую мы все знаем. Пару веков назад этикет был признаком дворянского происхождения, но постепенно он стал терять маркер идентичности класса. Но тут мы сталкиваемся с забавным фактом. Дело в том, что простолюдины подражали своим господам, вследствие чего этим самым господам приходилось совершенствовать свои манеры, усложнять их таким образом, чтобы они оказались вне досягаемости обычных людей. Правила поведения приобретали зачастую абсурдный вид.
В Викторианскую эпоху распространение нравов двинулось в противоположную сторону. Если изначально его можно охарактеризовать как движение сверху вниз (от господ к крестьянам), то новые реалии говорили о движении снизу вверх. Дело в том, что всё богатство благородных нравов распространилось на миллионы людей, создавая ощущение уравниловки. Появилось такое понятие, как джентльмен. Он не был аристократом, но ничего от этого не терял. Средний класс породил этого самого джентльмена – настоящего мужчину по тому времени. Для него была важна добродетель, а аристократический этикет он считал легкомысленной забавой людей, которым всё досталось в наследство.
Викторианцы среднего класса стремились к трезвости, нравственности, у них была особая сексуальная мораль, а также скромность в отношении денег. Демонстрировать своё состояние считалось дурным тоном, пошлятиной. Это всё отличало их от аристократов. Подобная новая форма этикета была обусловлена необходимостью в экономике. Аристократы гордились, что не имеют отношения к обычному труду. Джентльмены гордились тем, что они имеют к труду прямое отношение. В конечном итоге эти две концепции перемешались между собой и дошли до более низких классов.
Как изменились правила хорошего тона в эпоху Возрождения
Перед тем как поздороваться, мужчины снимают перчатку с правой руки, и вот почему.
В эпоху Возрождения вошли в моду кольца с миниатюрными остриями, начиненными смертельным ядом.
Следуя хорошему тону, мужчины снимали перчатку для того, чтобы те, с которыми они здоровались, не боялись, что рукопожатие окажется для них последним.
Женщин такое правило не касалось – им руку не пожимали, а целовали. Однако представительницы прекрасного пола тоже нередко пускали в ход колечки с «сюрпризом».
Из истории развития этикета известно, что во время прогулки дама держится за правую руку своего кавалера (если он не военный).
Дело в том, что в старину на левой стороне мужчина носил шпагу, и его спутница могла помешать ему оперативно применить оружие.
Мужчина всегда пропускает женщину вперед, а вот в общественные места, например в ресторан, он входит первым.
Как объясняют историки, в XVIII-XIX веках в питейных заведениях часто происходили потасовки и прочие безобразия; чтобы обезопасить свою даму от возможных неприятностей, кавалер должен был первым переступить порог и убедиться, что ей ничего не угрожает.
Традиция подавать руку женщине, выходящей из автомобиля или из общественного транспорта, относится к тем временам, когда ездили в каретах.
Само собой, дама в платье до пят покинуть высоченный экипаж без посторонней помощи не могла.
С античных времен в Европе не полагается дарить девушкам и незамужним женщинам орхидеи.
Причина заключается в том, что «орхис» в переводе с латыни означает «некоторую интимную часть мужского организма», а сам цветок, как считалось в древности, повышает «греховную страстность и темперамент».
Какие были основные элементы хорошего тона в эпоху Просвещения
Просвещение – это короткая, но очень яркая эпоха в истории развития Западной Европы, проходившая под знаком популяризации научного знания. Относительно его точной датировки нет единства во мнениях. Как правило, ему отводят период с начала XVIII в. и до Великой Французской революции (1789). Центром движения стала Франция, но очень быстро оно распространилось на другие страны Старого Света. В это время активно происходит процесс секуляризации общества, т.е. освобождение от диктата религиозного взгляда на мир; до огромных масштабов вырастает культ Разума, исповедуемый интеллектуальными кругами Европы. Немецкий философ Иммануил Кант, отвечая на вопрос о сущности Просвещения, утверждал, что в нем происходит "выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине".
С этой целью человеку следует научиться самостоятельно пользоваться собственным разумом открыто и публично, используя его в общественных дискуссиях. Тем не менее Просвещение стремилось не столько к углубленному, а доступному для всех знанию, поэтому так часто различные социальные теории этого времени представляли собой синтез того, что уже было сделано раньше.
В этом плане моральная философия не стала исключением. Ее ведущие теории не были оригинальными, а представляли собой коллекцию ранее существовавших учений. В этой главе мы попробуем несколько доминирующих тенденций в истории этики данного периода.
Этика Просвещения пошла по пути преимущественно эмпиризма и сенсуализма, а не рационализма. Стоит заметить, что этика морального чувства, развивавшаяся как раз в это время, оказала огромное влияние на просвещенческие моральные доктрины. В этом смысле чрезвычайно показательна книга одного из главных действующих лиц французского просвещения Дени Дидро (1713-1784) "Принципы нравственной философии, или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом III***", которая представляет собой авторский перевод трактата Шефтсбери. Ярче всего доктрина нравственного чувства осмыслена в философии другого французского мыслителя Жана-Жака Руссо (1712- 1778). Он полагал, что состояние, в котором находилось человечество до появления государственного принуждения, было близко к нравственному идеалу. В каждом человеке от природы заложена естественная мораль, выраженная в двух принципах: себялюбия (или самосохранения) и сострадания. Они требуют заботиться о собственном благе и не причинять зла другому. После появления государств, а с ними и человеческого общества, из первичных нравственных чувств вырастают такие добродетели, как любовь, благожелательство, милосердие и т.д. Однако нарождающиеся рациональные прагматические отношения уничтожают естественную мораль. Современное общество, по мнению Руссо, есть порождение эгоизма и тщеславия, а науки и искусства лишь закрепляют это нетерпимое с точки зрения морали положение. Тем не менее Руссо верит в возможность установления гражданских добродетелей путем гарантирования основных прав и свобод личности. Но все-таки гражданский мир выглядит весьма шаткой и неестественной конструкцией в сравнении с природной нравственностью.
Как менялся образ хорошего тона в эпоху романтизма
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией , обозначенной появлением паровой машины , паровоза , парохода , фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации , то романтизм утверждает идеал природы , чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма , альпинизма и пикника , призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ « благородного дикаря », вооруженного « народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
. .Какие были основные правила хорошего тона в эпоху модерна
Родиной направления считается Англия. Основоположником модерна называют Уильяма Морриса, главу движения «Искусства и ремесла». Идеей Морриса и его соратников стало желание доказать художественное превосходство ручного ремесла над массовой промышленностью. По мнению участников движения, фабричное производство убивало эстетику и вкус для создателя и потребителя товара.
Новый стиль быстро распространился по континентальной Европе, добрался до США и некоторых стран Южной Америки. Модерн стал реакцией на строгие ограничения и формализм предыдущих эпох. Представители течения внедряли новаторские идеи в искусство, архитектуру и дизайн. Модерн считают переходной фазой от классицизма к современным стилям.
С развитием промышленности появилось много новых технологий и материалов: стекло, железобетон, сталь. В стремлении к новому и уникальному искусству авторы объединяли природу, ремесло и культуру. В картинах преобладали цветочные мотивы, в архитектуре — плавные изогнутые линии, в интерьере — природные орнаменты. Большое влияние на художников оказали изящные японские гравюры .
Густав Климт «Поцелуй». Источник
Чтобы выражать свои мысли в новой эпохе и обсуждать их, творческим деятелям требовалась площадка. Так в Германии в 1896 году появился журнал «Jugend», что в переводе с немецкого означает «молодость». Художники, писатели и дизайнеры представляли в нем свои работы в стиле модерн.
Обложка мюнхенского вестника искусства «Jugend», 1896 год. Источник
В России эпоха развития модерна совпала с Серебряным веком в литературе и «Русскими сезонами» Сергея Дягилева в балете. Оба культурных явления ставили эксперименты и уходили от многолетних традиций. Танец, музыка, костюмы и декорации подавались как единая форма искусства — в этом заключалась характерная черта модерна.
Также в России выпускался свой журнал, посвященный новым веяниям, — «Мир искусства». Его тоже основал Сергей Дягилев совместно с художниками Александром Бенуа, Игорем Грабарем, Борисом Кустодиевым и Николаем Рерихом. Новая творческая площадка объединила тех, кто устал от академизма.
Таким образом, модерн стал интеллектуальной рефлексией в искусстве. Историки называют его не просто стилем, а целой эпохой в жизни общества. Благодаря развитию типографского дела, модерн быстро распространялся среди народа через журналы, афиши и плакаты. Работы получали живое обсуждение, а уникальные предметы декора становились желанной покупкой.
Временные рамки модерна заканчиваются Первой мировой войной. После нее в Европе временно прервалось развитие искусства. Модерн утратил популярность, изящество отошло на второй план.
Как изменились правила хорошего тона в эпоху послевоенного периода
Мы уже начали говорить о том, что постмодернизм – это смешение и совмещение стилей. Из этого базового постулата проистекают многие характеристики постмодернизма. Рассмотрим их все по порядку.
7 основных принципов постмодернизма:
- Эклектика (сочетание несочетаемого) – творцы постмодернизма свободны от шаблонов восприятия и ограничителей в плане того, что в искусстве дозволено, а что нет. Причудливые сочетания того, что было создано ранее, по факту способны сделать революцию в мире архитектуры, дизайна, изобразительного искусства и т.д.
- Плюрализм – постмодернисты признают право на существование всех культурно-художественных средств выражения своих взглядов, национальных и региональных культурных особенностей, однако точно также признают право каждого толковать любые традиции и средства художественного выражения по-своему.
- Интертекстуальность – свободные отсылки к творчеству предшественников, прямые заимствования и вольные трактовки в постмодернизме являются нормой. Даже если из цитат нескольких авторов сложить новое произведение.
- Деканонизация искусства – в связи с отсутствием четких рамок дозволенного, отпала необходимость в канонах как таковых. Именно в рамках постмодернизма зародилась так называемая «эстетика безобразного».
- Антропологический пессимизм – постмодернизм не слишком верит в гуманизм как таковой и, по факту, не воспевает никаких идеалов.
- Культура и искусство как шоу – в понимании постмодернизма искусство должно, прежде всего, развлекать, поэтому зрелищность выходит на первый план.
- Ирония – разумеется, все вышеперечисленное сложно воспринимать всерьез до бесконечности, поэтому постмодернисты склонны ко всему относиться с юмором.
Какие были основные элементы хорошего тона в эпоху постмодернизма
Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры.
Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.
В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов -- она все более становится характерной чертой для целых обществ. Именно поэтому Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год Годом диалога между культурами.