Интересные истории и факты о шахматах. История шахмат
Интересные истории и факты о шахматах. История шахмат
Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
Индийские корни
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264− 1 ≈ 1,845×1019зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
Арабские преобразования
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур , а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость.
При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – chess, в Испании – el ajedrez, в Германии – Schach, во Франции – échecs. Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
Шахматы для слепых
Обзор
Шахматный набор для незрячих (слепых) или слабовидящих людей. Полностью соответствует стандартам ФИДЕ о шахматах для слепых, и для людей с ослабленным зрением.
Фигуры выполнены из дерева, в основании каждой фигуры находятся штырьки для вставки в отверстия шахматной доски. Также нижняя часть чёрных и белых фигур различается, это чувствуется на ощупь: в нижней части белых фигур окантовка с углублением, а у чёрных нет.
Что касается доски, то чёрные клетки выпуклые, слегка приподняты в отношении белых клеток, поэтому на ощупь легко отличить чёрные клетки от белых. В центре каждой клетки — отверстие для вставки фигур, и у этого есть два преимущества: во-первых, если передвигая фигуру, случайно задеть рукой соседние фигуры, то они не сдвинутся с места, а во-вторых передвигая фигуру, сразу понятно, что поставил её на нужную клетку.
Также внутри доски есть ячейка для хранения фигур, в которую можно сложить фигуры после окончания игры. Сбоку доски — железный замочек, который предотвращает произвольное раскрытие.
Данный шахматный набор подходит не только для личного использования, но и может использоваться в турнирах по шахматам для слепых.
Размер набора в разложенном виде — 40x40 см., в сложенном — 40x20 см.
Высота короля — 10.5 см., высота пешки — 4.5 см. (высота указана без учёта штырька снизу)
Ручная работа. Сделаны в России.
Характеристики
Доска | |
Размер доски (Д x Ш x В) | 40 × 40 × 3 см |
Размер клетки | 4.5 см |
Складная или цельная? | складная |
Цвет чёрных клеток | охра |
Цвет белых клеток | светло-жёлтый |
Место для фигур | Имеется — единое пространство для всех фигур |
Фигуры | |
Высота короля | 10.5 см |
Высота пешки | 5.5 см |
Диаметр основания короля | 3.5 см |
Диаметр основания пешки | 3 см |
Материал фигур | цельная сосна |
Есть утяжелитель? | Нет |
Глянцевые или матовые | глянцевые |
Материал основания | кожзаменитель |
Цвет основания | чёрный |
Цвет чёрных фигур | тёмно-коричневый |
Цвет белых фигур | светловато-жёлтый |
_ | |
Производитель | Россия |
Арт. |
История шахмат. Рождение. Игры-гонки.
Настольные игры разного рода чрезвычайно широко распространены и имеют очень глубокие корни — их следы прослеживаются вплоть до 5-го тысячелетия до нашей эры. К сожалению, ранняя индийская литература носила исключительно религиозный характер, а в более позднее время в моду вошёл стиль с туманными и витиеватыми аллегориями. Поэтому судить о существовании и особенностях индийских игр приходится, в основном, по редким упоминаниям отдельных терминов.
Один из таких терминов — " аштапада «, обозначавший нераскрашенную квадратную доску размером 8x8 клеток, а также игру на этой доске. Аштапада упоминается, например, в »Брахмаджала-сутте" — древнейшем буддийском тексте, написанном на языке пали (предшественнике санскрита) в середине I тысячелетия до н. э., и в «Рамаяне» — санскритском эпосе IV века до н. э. Более поздняя «Балабхарата» (переложение «Махабхараты») рассказывает подробности поединка между Юдхиштхирой и Шакуни — представителями враждующих родов Пандавов и Кауравов. В этом поединке чёрные и красные фигурки («сари») передвигались по аштападе в соответствии с бросками двух костей (тоже чёрной и красной). Сари могли быть выставлены на доску, захвачены в плен и освобождены. Речь идёт об игре типа гонок.
Игры-гонки — вероятно, самые популярные и наиболее древние из настольных игр — построены по единому принципу. Фигуры передвигаются вдоль определённого маршрута в соответствии с бросками кости (раковин, зёрен и т. п.). Если фигура, совершая ход, встаёт на поле, занятое фигурой противника, то последняя снимается с доски и начинает свой путь заново. На некоторых полях (обозначаемых обычно крестиком) фигура защищена от взятия, и ход фигуры противника на данное поле не разрешён. Выигрывает тот игрок, кто первым пройдёт заданный маршрут всеми своими фигурами.
В качестве примера игры типа гонок можно привести сатуранкам , некогда популярный на Цейлоне и в Южной Индии. В сатуранкам играют 2-4 игрока на доске 9x9; каждый имеет по две фишки. Фигуры должны пройти по маршруту, сходящемуся от краёв к центру. Для определения хода используются две продолговатых четырёхсторонних кости, грани которых помечены цифрами 1, 3, 4 и 6. Сумма, набранная в результате броска, может быть по усмотрению игрока разделена между его фишками в любой пропорции или использована для хода одной фишкой. Фишка, которой остаётся 1, 3 либо 4 хода до финиша (например на поле f6 на рисунке), может быть удалена с доски только броском-дублем (дубль-1, дубль-3 и дубль-4 соответственно). Фишка, побитая фишкой противника, снова вводится в игру только с начального поля и только броском дубль-1.
Наиболее любопытной особенностью сатуранкама является его название — очевидное искажение санскритского слова «чатуранга». Эта деталь свидетельствует, что шахматы (которые назывались в Индии именно чатурангой) состоят в определённой связи с игрой типа гонок. Шахматные историки расходятся во мнении о том, насколько тесной была эта связь, но шахматы, несомненно, позаимствовали у игры-предшественницы доску-аштападу.
Интересные факты про шахматы для детей. История шахмат для детей
Шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Для многих она является любимым увлечением. Есть люди, которые занимаются шахматами профессионально, и игра становится неотъемлемой частью их жизни. Во многих странах шахматные турниры признаны как отдельный вид спорта. Регулярные соревнования проходят по всему миру.
История появления шахмат
Появилась эта необычная игра примерно 2000 лет назад в Индии. Однако, называлась она иначе – Чатуранга. С тех пор ее правила менялись, и в настоящее время современная игра представляется немного иначе. Слово «шахматы» происходит из персидского языка от двух слов «шах» — «король» и «мат» — «мертв».
Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.
Легенды создания игры
Существует несколько версий происхождения этой игры. Рассмотрим две основные.
Версия 1
Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало.
И вот, однажды, пришел во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принес он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы.
Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале.
Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зерен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.
Версия 2
Есть еще не менее интересная версия появления такой игры. Жил был сильный властитель. Много лет он воевал, разбивая все армии своих противников с помощью обученных боевых слонов. Однажды наскучили ему эти битвы. И объявил он своему народу, что желает, чтобы придумали ему новое занятие, да поинтересней.
Каких только интересных вещей ему не приносили из золота и драгоценностей, но ничего его не увлекало. Но вот, однажды, пришел во дворец небогатый Шах и принес деревянную доску и деревянные фигурки. Правитель сначала рассердился, кричал, что это за дар такой простой, деревянный.
Но Шах объяснил правила этой игры и научил короля, как действовать. Понравилась властителю эта новинка. Почти сразу он выигрывать стал. И каждый раз, как правитель приближался к фигурке короля, кричал: «Шах», то есть «Король», а когда побеждал еще добавлял: «Шах! Мат!», то есть «гибель королю».
Шахматы в Европе и России
В Европе и России (в то время на Руси) шахматы появились в 9-10 веке. В это время игра некоторым образом видоизменилась, правила стали другими. В том виде, в котором мы знаем шахматы сейчас — сама игра сформировалась только в 18 веке. И с тех пор изменений практически не было.
На Руси шахматы быстро завоевали популярность и играли в нее и ремесленники, и даже бояре, и царские особы. Появились умельцы, которые изготавливали доски и фигуры для этого популярного увлечения. Их называли шахматниками. Увлечение было столь велико, что иностранные гости Русского государства, удивлялись такому интересу к шахматам.
Первый серьезный шахматный турнир в России прошел в конце 19 века в Санкт-Петербурге. С тех пор стали регулярно проводиться соревнования среди сильнейших шахматистов. Стали появляться имена прославившихся игроков, которые одержали множество побед.
Такие имена как Ботвинник Михаил, Смыслов Василий, Таль Михаил, Борис Спасский, Карпов Анатолий, Гарри Каспаров вошли навсегда в историю о шахматах. Они стали известны не только в России, но и далеко за рубежом.
Виды шахмат
В период исторического развития шахмат постепенно появлялись некоторые изменения, правила. Современность тоже внесла свои коррективы и в результате мы можем познакомиться с интересными разновидностями шахмат.
- Заочные шахматы – играем удаленно. В данном виде участники находятся на расстоянии друг от друга (в разных городах). Связь, какие ходы выполняются, держат по телефону, другими техническими средствами связи, например, через сообщения.
Интересные факты о чемпионах мира по шахматам. Лучшие игроки по Chessmetrics
Chessmetrics — это система оценки шахматистов, которая была разработана Джеффом Сонасом. Рейтинг учитывает частоту проведения матчей. По словам Сонаса, «как только вы проведете месяц без игры, ваш рейтинг Chessmetrics начнет падать».
При этом Сонас отметил, что невозможно объективно сравнивать силу игроков разных эпох. При составлении рейтинга он взял за основу периоды доминирования шахматиста над соперниками в различные отрезки времени.
При подсчете очков учитывается процент побед игрока над другими шахматистами, взвешенный с учетом рейтингов других игроков и времени, прошедшего с момента матча. Увеличение производительности на 10% эквивалентно увеличению рейтинга на 85 очков.
Chessmetrics в декабре 2004 года оценил рейтинги производительности шахматистов с учетом прошлых лет. Он учитывал пиковые результаты за одно-, пяти-, десяти-, 15- и 20-летние периоды.
Наилучший результат за однолетний период показал Бобби Фишер (2881), вторым по этому показателю является Каспаров (2879), третьим — Михаил Ботвинник (2879). Однако в остальных периодах доминировал Каспаров.
В рейтинге Chessmetrics всех времен восемь советских гроссмейстеров вошли в топ-10. Гарри Каспаров доминировал в рейтинге. Следом за ним идут Карпов и Эмануил Ласкер.
В этом рейтинге нет лучшего шахматиста второго десятилетия Магнуса Карлсена. К январю 2005 года 14-летний норвежец достиг на пике 2653 в Chessmetrics.
Сонас не раз признавал, что рейтинг условный, и он лишь пытается объективнее рейтинга Эло отразить список сильнейших. Эксперты согласны с мнением, что Chessmetrics объективнее Эло.
В 2006 году экономисты Чарльз Моул и Джон Най использовали рейтинги Chessmetrics при прогнозировании игр прошлых лет. «Ретроспективная оценка позволяет устанавливать рейтинги, которые представляют собой беспристрастные оценки истинной силы игроков», — написали они в свой книге «Советский сговор? Статистический анализ чемпионата по шахматам 1940–1964 гг.».
Интересные факты о шахматных фигурах. История
Считается что шахматы это игра которая развилась из игры Чатуранга . Думаю все знают про классическую легенду когда мудрец попросил за изобретение шахмат заполнить шахматную доску зернами пшеницы, так чтобы на каждой следующей клетке зерен было в 2 раза больше чем на предыдущей (если вдруг кто-то не знает ее, то она есть по ссылке на список мифов который приведен в самом начале статьи). В этом случае масса всех зерен пшеницы была бы равна 1 199 038 364 791 120 кг. Кстати, дети воспринимают плохо воспринимают подобные цифры, ведь их надо с чем-то сравнивать, а опыта еще мало. Поэтому лучше обьяснить массу сравнением, например сравнив его с годовым урожаем на всей планете. А это урожай пшеницы собранной за 1800 лет.
Первые свидетельства об игре "Шахматы" находятся приблизительно около 600 года нашей эры. Именно в это время фигуры имитировавшие реальность приобрели формы. Само упоминание встречается в легенде VI века в персидской поэме Шахнамэ (Книга царей). Легенда была о том, как индийский раджа, плативший дань могущественному персидскому шаху Хосрову, отправил к нему гонца с посланием, написанном на шелке и драгоценными подарками. Среди них была великолепная доска для игры и фигуры. В послании заключался вызов придворным шаха: они должны были объяснить смысл этой индийской игры. В случае успеха раджа обещал увеличить размер дани; если же мудрецы не смогут разгадать загадку, то дань предлагалось выплачивать шаху. Вызов был принят. Самый мудрый визирь шаха, Бузургмихр, думал день и ночь, затем объявил решение: "Доска - это поле битвы, с одной стороны располагается шах со своей армией, рядом с ним находится его визирь, впереди выстраиваются в ряд солдаты, готовые к наступлению, следом боевые кони, по сторонам от них - колесницы. Все фигуры расставлены в боевом порядке". Бузургмихр также указал, как двигается каждая фигура. Он выиграл, и индийский раджа вынужден был платить шаху обещанную дань.