Интересные факты о пушкине в лицейские годы. Лицейские годы Пушкина
Интересные факты о пушкине в лицейские годы. Лицейские годы Пушкина
Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.
Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.
Детские годы Пушкина интересные факты. 10 фактов из жизни Пушкина, которые от нас всегда скрывали
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина изучена и описана сотнями исследователей со всего мира. Известны мельчайшие детали его творчества, быта и личных отношений, восстановленные по личным записям, воспоминаниям современников и архивным документам. Но нам рассказывают далеко не все факты, касающиеся жизни поэта, наверное, чтобы не разрушить ореол его исключительности и гениальности.
Между тем Пушкину было не чуждо ничто человеческое — у поэта были свои странности и недостатки. Мы считаем, что они не могут повлиять на авторитет гиганта русской словесности, поэтому скрывать их нет никакого смысла. Итак, приступим:
1. Пушкин был невысокого даже для своего времени роста — всего 166 см. При этом поэт имел прекрасную осанку и умел правильно одеваться, что позволяло этой особенности не бросаться в глаза. Во время балов и светских раутов, на которые было принято приходить с женами, Александр Сергеевич старался держаться от Натальи Гончаровой подальше, так как та была заметно выше его.
2. В детстве поэт не отличался усердием в получении знаний и в элитный по тем временам Царскосельский лицей попал лишь благодаря усилиям своего авторитетного дяди — Василия Львовича. Говоря проще, юного Сашу протолкнули в учебное заведение «по блату». При этом писать и читать на французском языке Пушкин начал раньше чем на русском, а уже в юности знал около 10 языков.
3. Мы привыкли представлять поэта эдаким жгучим красавцем с курчавой шевелюрой и модными бакенбардами. Но современники считали Пушкина малопривлекательным, о чем, кстати, говорят и портреты поэта, сделанные в первой половине XX столетия. Даже родной брат поэта как-то написал, что тот был крайне непривлекательным мужчиной. Но то, что Александр Сергеевич нравился женщинам — не подлежит никаким сомнениям.
4. С самого раннего детства Пушкин был озорником и непоседой. Его шалости иногда бывали опасны — в 4 года совсем еще юного гения едва не затоптал императорский конь. В более зрелом возрасте Александр Сергеевич не утратил взрывного характера и любил разные веселые затеи, шутки и розыгрыши.
5. Пушкин был легкомысленным и не слишком деликатным. В одном из первых писем к будущей супруге Наталье Гончаровой, поэт без экивоков указал, что она является его 130 по счету любовью.
6. Александр Сергеевич любил дуэли и никогда не упускал возможности в них поучаствовать. По одним сведениям, в его жизни было 27 поединков, а по другим — 33. Кроме этого, Пушкину невероятно везло, разумеется, кроме последней роковой сатисфакции на Черной речке.
7. Все знают, что предок Пушкина был родом из Эфиопии. Но мало кому известно, что в далекой африканской стране это помнят и гордятся своим земляком. В Аддис-Абебе даже установлен памятник Пушкину, возле которого всегда лежат живые цветы.
8. Пушкина часто представляют как эдакого пламенного патриота и славянофила. Это было не совсем так. Как и большинство дворян своего времени, поэт имел пристрастие ко всему французскому и даже писал на чужом языке стихи и прозу.
9. Со школьной скамьи нам известны строки из поэмы «Евгений Онегин»: «Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей». Пушкин панически боялся сломать длинный ноготь на мизинце, который в то время считался высшим шиком. В путешествиях поэт защищал его специальным золотым наперстком.
10. Гений русской поэзии имел пристрастие к азартным играм, а в особенности к картам. Везло за карточным столом Пушкину далеко не всегда, поэтому большую часть своей короткой жизни великий поэт финансово нуждался. После смерти Александр Сергеевич оставил немало долгов, которые выплатил за него император Николай I. И это после строк «И у позорного столпа. Кишкой последнего попа. Последнего царя удавим».
Родители Пушкина интересные факты. Мать Пушкина
Портрет Н О Пушкиной работы К де Местра
Мать поэта Пушкина Надежда Осиповна (урождённая Ганнибал 1775-1836) – дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной. Внучка любимца Петра I – Ибрагима (Абрама) Ганнибала.
В детстве и юности она с матерью жила то в Петербурге, то в загородном Кобрине, полученном Марией Алексеевной Ганнибал по суду от мужа.
Надежда Осиповна воспитывалась дома, была начитана, прекрасно владела французским языком.
Выйдя замуж за капитана Измайловского полка Сергея Львовича Пушкина (1770–1848), Надежда Осиповна приобрела девичью фамилию своей матери (это была другая ветвь той же семьи).
Венчание состоялось осенью 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Супруги прожили вместе 40 лет. У них было восемь детей, из которых выжили трое: Ольга, Александр, Лев.
Женщина, обладавшая необычной красивой внешностью, всегда оживленная, веселая, она свободно чувствовала себя в светском обществе. Её называли прекрасной креолкой. У нее были желтые ладони. Это была капризная, резкая, взбалмошная дама, и эти черты характера принято приписывать её африканскому происхождению, хотя и русские барыни умели придираться, гневаться и даже драться не хуже эфиопок.
Жизнь этой, как её ещё называют, «балованной» женщины проходила между светскими забавами и частыми беременностями.
Семья была неласковой. Отношения между Пушкиным и его матерью всегда были прохладными. Ни семейные письма, ни другие свидетельства не оставили нам никакого ласкательного имени, которым бы называли Александра Пушкина. Сашка, monsieur Alexandre, Александр, позже Пушкин – вот как звали его родные.
Любимцем старших Пушкиных был сын Лев, и многое сходило ему с рук, хотя близок с матерью и он не был. Старшему же сыну, Саше, часто и сурово доставалось от матери.
В этом мальчике было что-то, что раздражало нетерпеливую Надежду Осиповну. Ей хотелось, как и многим матерям, чтобы её сын был приятным, покладистым ребенком, чтобы он был, как все. А это ему было трудно с самых ранних лет. Мать хотела угрозами и наказаниями победить раздражавшую её упрямую лень, заставить мальчика принять участие в играх его сверстников.
У Саши Пушкина была скверная привычка тереть ладони. Надежда Осиповна за спину завязывала ему ручки и так оставляла на целый день, даже не позволяла есть.
Мальчик часто терял платок; мать приказывала пришить его к курточке, и потом мальчика заставляла выйти в гостиную, что задевало больно его детское самолюбие. При столкновениях с гувернерами неизменно мать брала их сторону. Суровость капризной воспитательницы не смягчалась ни чуткостью, ни любовью. Мать Пушкина ни умом, ни сердцем не понимала сына, никогда и ничем не облегчила противоречия и трудности, с детства кипевшие в его своеобразной, нежной и страстной душе.
Холодно и неуютно было ему и в детстве, и позже под родительским кровом. Однако, нигде не оставил он ни одного слова упрека матери, но нигде и не обмолвился он о ней нежным словом.
Пребывание в Михайловской ссылке с семьей «только удвоило» его огорчения. По-видимому, Надежда Осиповна разделяла мнение мужа, упрекавшего Александра в развращении ядом атеизма Ольги и Льва.
Тем не менее, позднее и мать, и отец гордились талантом старшего сына.
Живя в Петербурге, в последующие годы Пушкин навещал их довольно часто. Надежда Осиповна в переписке с дочерью Ольгой рассказывала о встречах с сыном и его очаровательной женой и дружелюбно отзывалась о них.
Пушкин сблизился с матерью во время последней её болезни, а после её смерти тяжело переживал утрату. Единственный из всей семьи он сопровождал тело матери для погребения в Святогорский монастырь. Тогда же рядом с её могилой он купил участок земли для себя.
Пушкин и его мать, по меткому выражению приятеля поэта А. Н. Вульфа, «лежат теперь под одним камнем, гораздо ближе друг к другу, чем были при жизни».
Пушкин лицейские стихи. Лицейские стихотворения, печатавшиеся в позднейшие годы
Александр Сергеевич Пушкин
Лицейские стихотворения, печатавшиеся Пушкиным в позднейшие годы
Амур и Гименей
Сегодня, добрые мужья,
Повеселю вас новой сказкой.
Знавали ль вы, мои друзья,
Слепого мальчика с повязкой?
Слепого?… Вот? Помилуй, Феб!
Амур совсем, друзья, не слеп:
Но шалуну пришла ж охота,
Чтоб, людям на смех и назло,
Его безумие вело.
Безумие ведет Эрота:
Но вдруг, не знаю почему,
Оно наскучило ему.
Взялся за новую затею:
Повязку с милых сняв очей,
Идет проказник к Гименею…
А что такое Гименей?
Он сын Вулкана молчаливый,
Холодный, дряхлый и ленивый,
Ворчит и дремлет целый век,
А впрочем добрый человек,
Да нрав имеет он ревнивый.
От ревности печальный бог
Спокойно подремать не мог;
Все трусил маленького брата,
За ним подсматривал тайком
И караулил супостата
С своим докучным фонарем.
Вот мальчик мой к нему подходит
И речь коварную заводит:
«Развеселися, Гименей!
Ну, помиримся, будь умней!
Забудь, товарищ мой любезный,
Раздор смешной и бесполезный!
Да только навсегда, смотри!
Возьми ж повязку в память, милый,
А мне фонарь свой подари!»
И что ж? Поверил бог унылый.
Амур от радости прыгнул,
И на глаза со всей он силы
Обнову брату затянул.
Гимена скучные дозоры
С тех пор пресеклись по ночам;
Его завистливые взоры
Теперь не страшны красотам;
Спокоен он, но брат коварный,
Шутя над честью и над ним,
Войну ведет неблагодарный
С своим союзником слепым.
Лишь сон на смертных налетает,
Амур в молчании ночном
Фонарь любовнику вручает
И сам счастливца провожает
К уснувшему супругу в дом;
Сам от беспечного Гимена
Он охраняет тайну дверь…
Пойми меня, мой друг Елена,
И мудрой повести поверь!