Интересные факты о Микеланджело Буонарроти
Интересные факты о Микеланджело Буонарроти
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения.
Сегодня мы представляем вам подборку самых интересных фактов об итальянском скульпторе, одном из крупнейших мастеров эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти.
1) Как пишет американское издание The New York Times, хоть Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте.
Обратите внимание
2) Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мертвых людей и их внутренности.
3) До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе: « Поистине скорбь смотреть на нее ». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: « Всякий художник хорошо пишет самого себя ».
4) Одна из самых великих работ — свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов и т. д. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.
«Оплакивание Христа», Микеланджело Буонаротти. Собор Святого Петра, Ватикан.
5) Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (На тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры — это единственная.
6) Микеланджело не общался с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии.
7) Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: « Он страшен. С ним нельзя иметь дела ».
8) Микеланджело писал стихи:
И даже Феб объять не в силах разом Своим лучом холодный шар земной. А нам подавно страшен час ночной, Как таинство, пред коим меркнет разум. Бежит от света ночь, как от проказы, И защищается кромешной тьмой. Хруст ветки иль курка щелчок сухой Не по нутру ей — так боится сглаза. Глупцы пред нею падать ниц вольны. Завистлива, как вдовая царица, Она и светляков сгубить не прочь. Хотя предубеждения сильны, От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь.
Интересные факты о Леонардо да Винчи. Интересные факты из жизни Леонардо да Винчи
В раннем детстве мальчика разлучили с матерью-крестьянкой. Леонардо забрал отец-нотариус на воспитание. Как незаконнорожденный, мальчик не носил фамилии в нынешнем понимании данного слова. «Да Винчи» всего лишь означало, что родился будущий изобретатель в городе с таким названием.
В 1466 году в возрасте 14 лет юный художник приехал во Флоренцию − интеллектуальный центр всей Италии и нанялся подмастерьем в мастерскую Верроккьо. Изучал премудрости черчения, химии, металлургии, работу с такими материалами как: металл, гипс, кожа. Одновременно с ним проходили обучение такие ныне известные личности, как: Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло. А через 6 лет Леонардо стал квалифицированным мастером.
Левша от рождения, да Винчиписал особым образом писал, используя «зеркальное отражение». Самые первые записи талантливого ученого практически невозможно прочесть. Более того, Леонардо писал, прибегая к слуховому методу, то есть мог соединить сразу несколько слов в одно или же, наоборот, разделить одно на слоги. Благодаря такой особенности, многие труды ученного до сих пор не расшифрованы.
По мнению историков и исследователей жизни знаменитого итальянца, Леонардо да Винчи не употреблял мяса. Такие выводы сделали на основе некоторых высказываний самого ученого. У художника было много увлечений, даже кулинария и искусство сервирования. Долгое время занимал пост распорядителя придворных пиров, облегчил труд поварам, изобретя особые кулинарные приспособления.
Леонардо да Винчи не любил спешки, не торопился заканчивать произведения и никогда не исправлял. Например, если картина повреждалась, да Винчи даже не пытался восстановить полотно, тем самым позволяя течению жизни вмешиваться и вносить коррективы.
Интересные факты о Рафаэле санти. Любопытные факты и цифры о Рафаэле
13 аркад, расписанных 52 фресками на библейские сюжеты, возвели во внутреннем дворе Ватикана по проекту и эскизам Рафаэля. Эти лоджии имеют неофициальное название "Библии Рафаэля".
20 художников, расписывавших парадные комнаты папского дворца, уволил понтифик Юлий II, после того как увидел работу Рафаэля "Афинская школа". В дальнейшем "ватиканские станцы" (от итальянского stanza - комната) расписывали уже Рафаэль и его ученики. К слову, среди уволенных был один из первых учителей Рафаэля - Пьетро Перуджино.
56 фигур можно насчитать на фреске "Афинская школа". В их числе древнегреческие философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников. Так, например, Платон похож на Леонардо да Винчи, Гераклит напоминает Микеланджело, а художник Апеллес - самого Рафаэля.
6 пальцев, согласно распространенной версии, имеет на правой руке папа римский Сикст II, изображенный Рафаэлем на картине "Сикстинская мадонна". Если присмотреться, становится видно, что "шестой палец" - это часть внутренней стороны ладони. Но любители выискивать тайные символы продолжают настаивать, что Рафаэль таким образом подчеркивает, что это именно епископ Рима святой Сикст (то есть, шестой).
1 час простоял (вернее, просидел на софе) в 1821 году в Дрезденской галерее перед "Сикстинской мадонной" Василий Жуковский. Столько времени ему понадобилось, чтобы испытать катарсис и придумать формулировку "гений чистой красоты", которая станет позднее знаковой уже в исполнении Пушкина.
"Я ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображение, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею" - Описывал Жуковский пережитый опыт.
10 лет "Сикстинская мадонна" находилась в СССР. В мае 1945 советские военные обнаружили ее вместе с другими картинами в заброшенной каменоломне в 30 километрах от Дрездена. После войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея. В 1955 "Сикстинскую мадонну" показали московской публике, после чего она и другие шедевры дрезденского собрания были переданы властям ГДР.
136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста - такова высота купола собора святого Петра в Ватикане. Это самый высокий купол в мире. Рафаэль был назначен главным архитектором собора в 1514 году.
За 29 721 250 фунтов стерлингов был продан с аукциона Sotheby’s рисунок Рафаэля "Голова молодого апостола" к картине "Преображение".
500 000 итальянских лир - именно на этой банкноте цитируются изображения Рафаэля.
37 лет было Рафаэлю, когда он умер в Риме в 1520 году. Современные исследователи полагают, что смерть могла наступить в результате лихорадки, которой художник заразился, посещая раскопки. Хотя современник художника Джорджо Вазари свидетельствует, что Рафаэль умер "после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно".
Пьета Микеланджело в Соборе Святого Петра, Ватикан
Находящаяся в ватиканском Соборе Святого Петра скульптурная композиция «Пьета» является одним из известнейших творений великого итальянца Микеланджело Буонарроти. Скульптура «Оплакивание Христа» – первая работа двадцатичетырехлетнего Микеланджело, которую он высек из мрамора для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.
В 1496 году, когда молодому начинающему скульптору исполнился 21 год, он приезжает в Рим, где очень быстро обзаводится влиятельным покровителем в лице богатого банкира и коллекционера древностей Якопо Галли. Именно он помог Микеланджело заключить контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты (итал. pieta — милосердие). Согласно с договором скульптура должна была быть готова в течении года со дня его подписания. Однако, работа заняла больше времени, чем ожидалось – над «Пьетой» Микеланджело трудился около двух лет.
Скульптурная группа «Пьета» является одним из наиболее законченных и гармоничных творений великого итальянского мастера. Обычно в подобных скульптурах изображается сразу несколько персонажей. В работе Микеланджело представлены только двое – Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, тело которого лежит на ее коленях. Соединение в единую композиции двух, выполненных в полный рост скульптур представляло для скульптора особую сложность – нужно было не нарушить естественных пропорций и равновесия.
Не смотря на все трудности, Микеланджело прекрасно справился со своей работой и создание «Пьеты» прославило его на всю Италию. Столь превосходное исполнение скульптурной группы сделало абсолютно понятным тот факт, что молодой мастер превосходит талантом всех своих современников и даже соперничает с великими скульпторами древности.
Интересно , что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
В истории гениального творения Микеланджело не обошлось без инцидентов. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии совершил нападение на скульптуру «Пьеты» и нанес ей 15 ударов скальным молотком. Сумасшедший возомнил себя восставшим из мертвых Христом. Как только присутствующие в соборе прихожане осознали происходящее, безумец был схвачен и передан властям.
К сожалению, скульптуре был причинен серьезный ущерб – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, нанесен ряд других мелких повреждений. После этого прискорбного случая отреставрированная «Пьета» была помещена под пуленепробиваемое стекло.
Великолепная работа великого итальянского мастера Микеланджело Буонарроти и по сей день украшает собой Собор Святого Петра, вызывая восторг и восхищение всех гостей Ватикана.
Давид Микеланджело. Давид скульптура Микеланджело
Давид — одна из самых известных скульптур в мире, работа великого итальянского художника и скульптора Микеланджело Буонарроти (1475-1564).
Скульптура Давида была выполнена в период 1501-1504 гг. Высота мраморной статуи составляет 5,17 м. Впервые была представлена публике 8 сентября 1504 года на площади Синьории перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. На этой площади скульптура стояла вплоть до 1873 года, после чего была заменена на копию. Оригинал статуи в настоящее время находится в Академии изящных искусств во Флоренции.
Статуя изображает обнажённого ветхозаветного царя Давида, который готовится к схватке с Голиафом. Молодой Давид, который стал царём Иудеи и Израиля, вступил в поединок с огромным воином Голиафом, который был потомком великанов (рефаимов). Давид победил Голиафа с помощью пращи, попав камнем ему в лоб, после чего отрубил ему голову. После данной победы израильские и иудейские войска изгнали со своей земли филистимлян. Именно этот ветхозаветный сюжет и решил увековечить в скульптуре Микеланджело. Здесь Давид готовится к схватке с воином, который превосходит его по силе, однако по всему виду он полностью сохраняет спокойствие. Мышцы Давида напряжены, а брови сдвинуты, что придаёт выражению его лица нечто устрашающее, и говорит о том, что каким бы ни был грозным его противник, сила духа Давида сломит все преграды. Через левое плечо герой перекинул пращу.
Интересно, что Микеланджело отошёл от установившихся тогда правил изображения героев уже после победы над врагом. Если в классическом виде того времени герои представили в торжественном образе, когда уже одержали победу, то Микеланджело совершил некое новшество, изобразив героя перед схваткой. Таким образом в скульптуре совместились сразу два образа. С одной стороны, все знают об исходе этой схватки, и скульптура выглядит торжественно. С другой стороны, Давид вызывает ощущение ожидания, некой интриги развязки событий, как будто та самая легендарная битва ещё не прошла, а только-только наступит.
Стоит также отметить, что скульптура Голиафа является символической. В этом образе Микеланджело изобразил не только ветхозаветную историю, но также отразил бытовавшие в те времена настроения. Считается, что под Голиафом, с которым должен сразиться Давид, здесь подразумеваются французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, которые пытались захватить город. «Давид» в этом смысле здесь выступает как образ легендарного защитника, который выйдет победителем даже из неравного поединка.
Сегодня «Давид» Микеланджело Буонарроти считается вершиной искусства скульптуры, а также величайшим шедевром искусства эпохи Возрождения.