Что такое барокко. Характерные черты барокко
Что такое барокко. Характерные черты барокко
«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».
В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.
Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».
Ж.Ламур фонтан и решетки. Нанси. 1752 г.
Источник: Искусство. Базовый уровень. 11 класс. Данилова Г.И.
Остановимся на основных чертах барокко:
слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);
стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;
создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;
текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;
заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;
обилие мелких деталей;
создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;
атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).
Барокко в музыке кратко. Барокко
Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма. Представители — Вивальди, Бах, Гендель. Ведущее положение у жанров кантаты, оратории, оперы. Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров).
Католическая церковь в период барокко ослабила контроль над политикой, благодаря чему именно в эпоху барокко и зародилась светская музыка. Благодаря Корелли и Вивальди, концерты перестали являться исключительно церковной музыкой. Каждый солист получил возможность при помощи концерта показать свое мастерство.
В самом начале эпохи барокко композиторы Кавальери и Монтеверди написали первые оперы.
Величайшим композитором периода барокко стал Иоганн Себастьян Бах. Он открыл в музыке безграничные возможности в плане создания произведений. Именно благодаря Баху появилась первая соната, а клавесин, предшественник фортепиано, стал основным музыкальным инструментом.
В эпоху барокко каждый музыкант был обязан придавать тому, что зафиксировано в нотах, свои собственные украшательства. Музыкант, не включивший в свое исполнение ни одной импровизации, считался бы в те времена скучным.
Барокко. Наиболее известные произведения (50)
- № 1: Антонио Вивальди "Времена года. Зима: I. Allegro non molto (Декабрь)"
Классическая музыкаРекламу пива снова разрешили, а значит, мы готовимся опять услышать из всех телевизоров этот шедевр Вивальди, как аккомпанемент к "восхитительному" бархатному вкусу недорогих сортов.
Что означает слово барокко. Значение слова «
несклон.. худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не; чудимый, дикообразность.
Ударение: баро́кко
- ср.нескл.
- Стиль в европейском искусстве конца XVI в .- XVIII в., отличавшийся декоративной пышностью, живописностью и причудливостью форм.
- Отличающийся обилием декоративных деталей, вычурностью и причудливостью форм (о стиле в искусстве).
(итал. barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости. Барокко свойственны,,образов,,к величию и пышности, к совмещению реальности и, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли,, культовая, оратория);-к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо,,в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л., Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры () и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).
Что такое рококо. Значение слова «рококо»
РОКОКО́ , нескл., ср. Архитектурный и декоративный стиль, возникший в первой половине 18 в. во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. Мебель в стиле рококо. □ Весь стиль рококо --- имел черты какой-то мелочности, бонбоньерочности, искусственности, фривольности, легкомыслия. Луначарский, История западноевропейской литературы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. ниже). Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «…поскольку Е. И. В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).
Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры.
В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами „Амуры божества любви“ превращаются в — putti — рококо».