Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Что изменилось в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения

11.11.2019 в 14:20

Что изменилось в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения

9

Реферат

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения - одна из самых ярких в истории мирового искусства. Возрождение (Ренессанс) является переходным периодом в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные ее черты - антифеодальный, антиклерикальный характер; гуманистическое мировоззрение; обращение к культурному наследию античности.

Экономические и социальные изменения, связанные с зарождением капиталистических отношений, привели к возникновению нового прогрессивного мировоззрения - гуманизма. Гуманистов воодушевляла вера в творческие силы человека, беспредельную мощь знаний и ума. Прежде всего, Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Именно пафос·утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности; красоты действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значимость, величественный, героический масштаб.

Возрождения ставило своей целью дать представление об устройстве земного и небесного мира. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма, пантеизма, были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Х. Колумб, В. Де Гама, Ф. Магеллан), астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно), анатомии. Главным и новым было то, что представления о мире уже не трактовались как непостижимая, недоступная людскому разуму тайна. Новые науки и культура проникнуты верой в человека, в силу его творческих возможностей. Подтверждение тому - удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, шедших новыми путями творчества. Имена «великих титанов» Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело можно считать символами культуры Ренессанса. Их творчество привело к тому, что в эпоху Возрождения создаются художественные произведения, знаменующие переворот в духовном развитии человечества. Именно искусство Ренессанса является самым ярким знаком общекультурной переориентации общества. В нем сильно и колоритно выразился новый эстетический и этический идеал - образ универсального человека, создающего самого себя.

Искусство эпохи Возрождения. Четырнадцатый век

В XIV веке произошел ряд катастроф, которые привели Европейскую экономику к рецессии. В это время закончился средневековый теплый период и начался малый Ледниковый период . Изменение климата повлияло на сельскохозяйственное производство. Уменьшились урожаи, что приводило к голоду , усугубляющемуся быстрым ростом населения. Столетняя война между Англией и Францией подорвала торговлю по всей Северо-Западной Европе, особенно когда в 1345 году, король Англии Эдуард III отказался от своих долгов, что привело к банкротству двух крупнейших Флорентийских банков Барди и Перуцци . Война на востоке нарушила торговые пути, Османская империя начала расширяться по всему региону. Наиболее разрушительное влияние оказала черная смерть , которая косила население густонаселенных городов Северной Италии. Во Флоренции, например, от чумы население в 45,000 снизилось в течение следующих 47 лет на 25—50 %.

Распространение Чёрной смерти в Европе в 1347—1353 годах

Именно в этот период нестабильности в Италии жили мастера Возрождения Данте и Петрарка . Ростки искусства эпохи Возрождения появились в реализме Джиотто . Как это ни парадоксально, некоторые из этих бедствий способствовали зарождению эпохи Возрождения. Черная смерть выкосила треть населения Европы. В результате дефицита рабочей силы происходило увеличение заработной платы, люди стали тратить больше денег на предметы роскоши. В начале XV века заболеваемость Бубонной чумой в Европе начала снижаться, население вновь начало расти. Новый спрос на товары и услуги привел к росту количества банкиров , торговцев, квалифицированных ремесленников . Ужасы Чёрной смерти и неспособность Церкви оказывать действенную помощь приводили к снижению влияния церкви на население. Развал банков Барди и Перуцци открыл семейству Медичи путь к правлению во Флоренции.

Войны в конце XIV века между Флоренцией и Миланом сплотили народ. Люди представляли войны, как конфликты между свободными Республиками и деспотическими монархиями, между идеалами Греческой и Римской Республиками и Римской империей и средневековыми царствами. Важной фигурой в разработке идеологии Возрождения был итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных  —  Леонардо Бруни . Времена кризиса во Флоренции были периодом, когда творили знаменитые мастера раннего Возрождения, такие как Гиберти , Донателло , Рафаэль и Брунеллески . Распространяемые в это время в народе республиканские идеи, оказали огромное влияние на всю эпоху Возрождения.

Эпоха Возрождения кратко. Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.

Перечислимосновные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм : основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность : критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности : использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такиеглавные направления:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Великие гуманисты Европы
  • 2. Распространение реформации в Европе, контрреформация (7 класс)
  • Гелиоцентризм : распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм : утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм : представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм : уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Эпоха Возрождения философия. Вопро. Философия эпохи Возрождения

    Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

    совершенствование орудий труда и производственных отношений;

    кризис феодализма;

    развитие ремесла и торговли;

    усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

    укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

    появление первых парламентов;

    отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

    повышение уровня образованности в Европе в целом;

    великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

    научно-технические открытия.

    Основные направления философии эпохи Возрождения:

    гуманистическое  (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    неоплатоническое ( сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    натурфилософское  (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

    реформационное  (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

    политическое  (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

    утопическо-социалистическое  (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Культура эпохи Возрождения кратко. Культура эпохи Возрождения

Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности.

Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества.

В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

Истоки возрождения

Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.

Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры.

Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.

Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их — черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками.

Чудо Возрождения — естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они — поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения.

Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов — вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.

Среди определений Возрождения нет общепризнанного.

Мыслители, писатели) историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки.