Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Error message

Notice: Undefined offset: 1 in mainsitesettings_read_more_block() (line 1215 of /home/admin/web/test.ru-best.com/public_html/sites/all/modules/_custom/mainsitesettings/mainsitesettings.module).

Чем занимаются Крестьяне. Русская пореформенная деревня глазами агрохимика А. Н. Энгельгардта

29.03.2020 в 05:28

Чем занимаются Крестьяне. Русская пореформенная деревня глазами агрохимика А. Н. Энгельгардта


А. Н. Энгельгардт - русский публицист-народник и агрохимик в 1870-х давал такую оценку крестьянам:« настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги… Всё у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздаёт в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами » Энгельгардт А.Н. Из деревни: 12 писем, 1872-1887. М., 1987. С. 355-356.
Далее ссылки на это издание с указанием в тексте номера страницы.
Читать - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/ Я говорю только о том, что доподлинно знаю, а в настоящем письме говорю о положении крестьян в "Счастливом уголке"; в каких-нибудь восьми, десяти деревнях. Эти деревни я знаю хорошо, лично знаю в них всех крестьян, их семейное и хозяйственное положение. Но к чему говорить о каких-нибудь восьми, десяти деревнях, которые составляют каплю в море бедствующего крестьянства? Какой интерес может представить то обстоятельство, что в каких-нибудь восьми, десяти деревнях какого-то "Счастливого уголка" положение крестьян за последние десять лет улучшилось?… В наших местах крестьянин считается богатым, когда у него хватает своего хлеба до "нови". Такой крестьянин уже не нуждается в продаже своего летнего труда помещику, может все лето работать на себя, а следовательно, будет богатеть, и скоро у него станет хватать хлеба не только до "нови", но и за "новь". И тогда он не только не будет запродавать свою летнюю работу, но еще будет покупать работу мужика бедного, каких не в дальнем расстоянии от "Счастливого уголка" множество. Если у крестьянина хватает своего хлеба до "нови" и ему не нужно прикупать, то он обеспечен, потому что подати выплатит продажею пеньки, льна, льняного и конопляного семени, лишней скотины и зимним заработком; если же к тому есть еще возможность заарендовать земли у помещика для посева льна или хлеба, то крестьянин богатеет быстро.Затем степень зажиточности уже определяется тем временем, когда крестьянин начинает покупать хлеб: "до рождества, до масленой, после святой, только перед "новью". Чем позднее он начинает покупать хлеб, тем зажиточность его выше, тем скорее он может обойтись теми деньгами, которые заработает на стороне зимою, осенью, весною, тем менее он обязывается летними работами у помещика. Чем ранее мужик приест свой хлеб, чем ранее он вычхается, по выражению старост и приказчиков, тем легче его закабалить на летнюю страдную работу, тем легче надеть ему на шею хомут, ввести его в оглобли.В течение десяти лет, что я занимаюсь хозяйством, я только один раз продал свою рожь гуртом на винокуренный завод, обыкновенно же всю рожь я запродаю на месте окрестным крестьянам. Так как рожь моя отличного качества, хорошо отделана, чиста и тяжеловесна, то крестьяне прежде всего берут рожь у меня и тогда только едут покупать рожь в город, когда у меня все распродано. Продавая рожь по мелочам крестьянам в течение десяти лет, я аккуратно записывал, почем продавал рожь, кому и когда, так что по этим десятилетним записям я могу судить, когда кто из окрестных крестьян начинал покупать хлеб, сколько покупал, по какой цене, покупал ли на деньги или брал под работу и под какую именно: зимнюю или летнюю.Так как ближайшим соседним крестьянам нет никакого расчета брать хлеб где-либо помимо меня, то мои записи представляют расходные книги соседних крестьян и дают прекрасный материал для суждения о положении этих крестьян за последние десять лет, восполняемый близким, личным знакомством с этими покупателями моего хлеба и вместе с тем производителями его, так как работы в имении производятся тоже большею частью соседними крестьянами.

Чем занимаются Крестьяне в мертвых душах. Сочинение: Крестьяне в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

(353 слова) Н.В. Гоголь определил жанр произведения «Мёртвые души» как поэма. Поэтому для более глубокого понимания замысла произведения необходимо обращать внимание на оба начала – лирическое и поэтическое. Так, в лирических отступлениях автор затрагивает важные социальные темы. Судьба крестьянства – одна из них.  

В образе крестьянства проявляется неоднозначность авторской позиции. С одной стороны, Гоголь пишет о трудолюбии, доброте народа, а с другой, о его необразованности, пристрастии к пьянству, рабской натуре.

В седьмой главе Чичиков, склонившись над списком купленных душ, начинает размышлять о жизни крепостных крестьян. Вдруг умершие герои становится живее помещиков, которым они когда-то принадлежали. Читатель узнает о плотнике Степане, «трезвости примерной». Автор пишет о его богатырской силе, любви к труду. Однако Гоголь сатирически выражает вероятную смерть персонажа: «шлепнулся оземь» с перекладины. Узнает о Петре Савельеве Неуважай-Корыто, принадлежавшем Коробочке. С сожалением автор рассуждает о его смерти: в «кабаке ли» или «среди дороги» переехал обоз. Крестьяне предстают перед читателями сформировавшимися личностями с определенными чертами характера.  

В эпическом начале поэмы «Мёртвые души» изображены страдания русского народа. Совершая визиты помещикам, главный герой — Чичиков становится свидетелем жестокого обращения господ со своими слугами. Так, из-за своей скупости Плюшкин «выжимал все соки» из крепостных крестьян. Он хотел заполнить все амбары хлебом, который впоследствии гнил. Плюшкин часто бранил своих слуг, и, по словам Собакевича, даже морил их голодом. Нищая, тяжелая жизнь крепостных крестьян вызывает сострадание у автора.  

Однако Н.В.Гоголь также показывает отрицательные черты характера русского народа. Кучер Чичикова, Селифан, как многие мужики, любит выпить («Ты пьян, как сапожник!»). Герой невнимательно следит за дорогой, даже иногда пропускает нужные повороты (в итоге даже приходится изменять маршрут, заезжать к другим помещикам). В образе Селифана воплощается рабская покорность: он терпит все оскорбления, считает   необходимым наказывать мужика за проступки – «порядок нужно наблюдать». К сожалению, в этом и состоит трагедия русского народа – в неспособности изменить своё нелёгкое положение, в готовности постоянно нести свою тяжелую ношу.  

Несмотря на противоречивое отношение автора к крестьянам, образ народа вводится на контрасте. По мнению Н.В.Гоголя, «мертвые души» — не крепостные, которых скупает Чичиков, а светское общество губернского города N, чиновники, помещики. Образ народа становится воплощением трудолюбия, добра, правды. Неслучайно в конце поэмы появляется символ птицы-тройки, стремящейся вдаль. Автор верит в преображение народа, в его духовное воскресение.

Чем занимаются Крестьяне зимой. Что делали русские Крестьяне зимой?

В холодное время года большинство крестьян в деревнях находили себе множество полезных занятий, чтобы хоть как-то улучшить свой нелегкий быт. Отсутствие хлопот в огороде не означало, что людям нечем было заняться. Зима всегда являлась временем, когда жители деревень могли переделать дела, на которые у них летом просто не было времени.

Чем занимаются Крестьяне. Русская пореформенная деревня глазами агрохимика А. Н. Энгельгардта

Холодными русскими зимами большинство мужчин плотничали, ведь вся мебель в доме изготавливалась своими руками. К этому ремеслу отцы приучали сыновей еще с раннего детства, чтобы те в будущем смогли обеспечить себя и свои семьи самыми необходимыми вещами: лавками, столами, хозяйственной утварью. Многие мужики умели делать сани, которые отлично продавались потом на ярмарках. Зимой глава семьи обычно ездил в лес за дровами, ведь печки требовали большого их количества. Даже имея запасы дров, редко какой мужик сидел дома в ясную морозную погоду. В лесу можно было найти много чего интересного для кустарного изготовления мебели и не только. Так особенно ценились прялки, которые делались не из древесины, а из корней деревьев. Это сейчас нам непонятно, почему это приспособление для изготовления нитей так сильно ценилось нашими предками, а тогда прялка была в каждом доме. Вместо работы в огородах женщины брали шерсть, состриженную со своей скотины, и пряли из нее нитки.

Чем занимаются Крестьяне. Русская пореформенная деревня глазами агрохимика А. Н. Энгельгардта 01

Помимо шерсти женщины пряли нитки и изо льна, чтобы затем ткать из них полотно. Из шерстяных нитей вязали носки, варежки и другие теплые вещи. В семьях, где было много детей на вязание уходило все свободное от обычных хлопот время. Поэтому очень важно было иметь у себя в доме хорошую прялку. Интересно, что это приспособление в народе называли «корневухами», ведь самая лучшая прялка изготавливалась из цельного корня березы или сосны. Как мальчики с детства начинали плотничать, так и маленькие помощницы с юных лет приучались к этому ремеслу. Выходя замуж девушка всегда брала с собой прялку, которая входила в обязательный список приданного.

Чем занимаются Крестьяне. Русская пореформенная деревня глазами агрохимика А. Н. Энгельгардта 02

Помимо хозяйственных забот люди с нетерпением ждали зимних праздников, когда народ мог ненадолго забыть о тяжелом труде. Так на Коляду веселые ряженные обходили все избы в деревне, где их угощали пирогами, сладостями и хмельными напитками. Свои костюмы ряженые готовили к празднику заблаговременно. Хозяева с нетерпением ждали колядующих, ведь сам древний обычай колядование – был призван принести в дом благополучие и защитить живущих здесь от всех бед и несчастий. Кроме того, колядовать было весело и интересно!

Чем занимаются Крестьяне. Русская пореформенная деревня глазами агрохимика А. Н. Энгельгардта 03

Чтобы было еще веселее, перед праздниками начиналось приготовление сусла для хмельного пива. Рожь собиралась из каждого деревенского дома, а затем проращивалась. Изготовлением сусла занимались только самые ответственные люди, которые умели на глаз поддерживать нужную температуру будущего хмельного напитка. Как только сладкое и густое сусло было готово, его начинали раздавать всем жителям деревни. Особенно щедро одаривали стариков и детишек, считалось, что этот напиток обладал целебными свойствами. Само же пиво созревало к празднику Николы зимнего, после чего и начиналась его праздничная дегустация с веселыми плясками и песнями.

Чем занимаются Крестьяне. Русская пореформенная деревня глазами агрохимика А. Н. Энгельгардта 04

Чем занимаются Крестьяне в деревне клин.

Типо, эбстракт: данная работа - экономический обзор положения крестьян в двух небольших деревнях Рязанской губернии в 1885 году. Обзор сделан на основе вдумчивого анализа Сборника статистических сведений по Рязанской губернии  в двух выпусках: первый содержит Статистические таблицы сведений об экономическом положении селений и общин, а второй подробные текстовые описания деревень и общин, сделанные по определённым шаблонам сельскими учителями, каждым по своей округе.

 

Задумывалось это всё для моей родословной книги, здесь обезличенная сокращённая версия, с разставленными особым образом акцентами. Рассматриваются две деревни, расположенные поблизости одна от другой, из которых происходили мои прадед и прабабка. Поэтому всё очень детально.

 

Статья имеет познавательную направленность – мало кто представляет себя сейчас как и чем жили тогда крестьяне. Смысл же моих личных акцентов в том, чтобы показать, что выводы о крайней бедности русской деревне при царях, причём, с цифрами, которые я видел у многих авторов, основаны часто на поверхностном понимании табличных цифр, без каких-либо попыток непредвзято в них разобраться.

 

Многие авторы (в их числе, например, авторы советского школьного учебника, по которому я учился) на самом деле опираются на одного всем известного автора с его мутным сочинением «Развитие капитализма в России» (1899), основанном на том же самом земском обследовании крестьянских хозяйств, которое рассматриваю и я.

 

Рассмотрим, к примеру, такую цифирь:

Безлошадные крестьянские хозяйства: 27,3 %, с 1-й лошадью: 28,6 %, с 2-мя лошадьми: 22,1 %, с 3-мя и более лошадьми: 22 % .

 

Могло ли быть на самом деле такое, чтобы четверть с лишним КРЕСТЬЯНСКИХ хозяйств обходились без лошади? Верны ли выводы Ленина о расслоении крестьян в той пропорции, как это ему видится? Решайте сами.

 

 

 

Деревня 1

Деревня 1 расположена в 11 верстах от города. Приходская церковь за 5 верст.

Деревня расположена на старинном проезжем тракте, который образует в ней широкую улицу, а с одной стороны от неё находятся ещё пара проулков. За прошедшие полтора века планировка деревни практически не изменилась. Постоянных жителей в деревне в последнее время числится около двух десятков, остальные - «дачники».

 

Моё отношение к деревне. И к революции. Сразу обозначу, чтобы не было недомолвок. У моих родственников в 1885 году было там, вероятно, два двора, оба выходивших на тракт. Двор прапрадеда располагался в центральной части деревни, по правую руку. В его доме, когда брата прадеда раскулачили и выслали в Казахстан вместе с семьёй, устроили клуб. Двор брата прапрадеда располагался тоже в центре, но по левую руку, по диагонали. Его потомков не раскулачивали, последние из них покинули деревню после войны.

 

Население. Деревня 1 была среднего (по тогдашним местным меркам) размера.

Население в 1858 г. – 326 человек (160м+166ж).

В 1859 году – 323 человека, 35 дворов.

В 1869 году – 339 человек.

В 1885 году – 372 (177м+195ж).

 

В деревне была одна община государственных крестьян (в некоторых деревнях число общин достигало десяти), но не на собственных землях, а на казённых. Насколько я понимаю, деревню населяли бывшие «черносошные» крестьяне, т.е. никогда не знавшие крепостной зависимости – в истории деревни не известно ни одного помещика.

 

Грамотных 54 мужчины и 4 женщины, учащихся (в школе) нет. Некоторые дети учились у крестьянина своей деревни с платою по 2 рубля в зиму. В их числе был, по всей видимости, и прадед (ему исполнилось тогда 11 лет). Уровень грамотности, пожалуй, низковат: немногим больше половины взрослых мужчин, хотя выше чем в деревне 2. Школы своей не было до середины 20-х годов, хотя  до ближайшей школы было далеко.

 

Домохозяйства. В деревне насчитывалось 60 формальных домохозяйств, но дворов 53 (считался двор, огороженный забором), однако, изб было 66. В 52 домохозяйствах имелось по 1 избе, в 7 по 2 избы, 1 д/х «бездомовое».

 

Сопоставляя эти цифры можно предположить, что 6 изб стояли либо вне каких-либо дворов, либо в тех же дворах, будучи записаны на домохозяев, которые были родственниками хозяину двора. По тогдашней методике, если одно длинное строение состояло из двух тёплых срубов (с печами), соединённых холодными сенями, то это считалось как 2 избы. При 66 избах было 28 клетей, т.е. пристроек, как правило, соединённых с основной избой сенями. Иными словами, если в такой пристройке имелась печь, то она считалась отдельной избой, а если нет – то клетью. Если крестьянская изба была без такой пристройки, то, скорее всего, в нём жила либо очень маленькая, либо очень бедная семья. Можно посчитать и по другому: из 52 дворов в 35 были пристройки, из которых 7 отапливаемых и 28 «клетей» или «горниц», и 17 дворов с одиночными избами. Хотя, это всё умозрительно – теоретически, могли и две горницы к одной избе пристроить.

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

Данная презентация рассказывает учащимся о значимости для русского крестьянина такого времени года как осень. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС НА РУСИ ОПОВЕЩАЛ О НАСТУПЛЕНИИ ОСЕНИ. Осень - время уборки урожая. " Рожь поспела - берись за дело". ЖАТВА СЧИТАЛАСЬ ЖЕНСКИМ ЗАНЯТИЕМ. ЭТО ВРЕМЯ НАЗЫВАЛИ СТРАДОЙ, ОТ СЛОВА «СТРАДАНИЕ».ЖАТВА ПОДВОДИЛА ИТОГ ВСЕМУ МНОГОДНЕВНОМУ ТРУДУ КРЕСТЬЯНИНА. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОСЕННИХ РАБОТЛЮДИ УСТРАИВАЛИ ПРАЗДНИКИ, ЯРМАРКИ, свадьбы.

«Осень в жизни крестьянина»

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

КРЕСТЬЯНСКАЯ ОСЕНЬ

Подготовила: Негробова Е.Н.,

Учитель истории и обществознания

КГКОУ «Вечерняя (сменная) шола №2»

с. Шипуново Алтайский край

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС НА РУСИ ОПОВЕЩАЛ О НАСТУПЛЕНИИ ОСЕНИ.

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ОСЕНЬ – ВРЕМЯ УБОРКИ УРОЖАЯ.

«РОЖЬ ПОСПЕЛА – БЕРИСЬ ЗА ДЕЛО»

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ЖАТВА СЧИТАЛАСЬ ЖЕНСКИМ ЗАНЯТИЕМ. ЖЕНЩИНЫ НАДЕВАЛИ БЕЛЫЕ РУБАХИ, ПОДПОЯСЫВАЛИСЬ И, ВЗЯВ В РУКИ СЕРПЫ, ШЛИ РОЖЬ ЖАТЬ. РЕБЯТИШЕК ОСТАВЛЯЛИ ДОМА, А ГРУДНИЧКОВ БРАЛИ НА ПОЛЕ.

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

РАБОТАЛИ КРЕСТЬЯНКИ С ЗАРИ И ДО ЗАХОДА СОЛНЦА, СЖИНАЛИ (СРЕЗАЛИ СЕРПОМ) СОЗРЕВШИЕ КОЛОСКИ. ЭТО ВРЕМЯ НАЗЫВАЛИ СТРАДОЙ, ОТ СЛОВА «СТРАДАНИЕ».

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ЛОМОТА В СПИНЕ, ДА ЗАТО ХЛЕБ НА СТОЛЕ.

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

КРЕСТЬЯНСКИЙ ОБЕД ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ.

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ЖАТВА ПОДВОДИЛА ИТОГ ВСЕМУ МНОГОДНЕВНОМУ ТРУДУ КРЕСТЬЯНИНА

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

В НАРОДЕ БЫЛ ТАКОЙ ОБЫЧАЙ: К ПРАЗДНИКУ УРОЖАЯ УКРАШАТЬ ПЕРЕДНИЙ, Т.Е. КРАСНЫЙ УГОЛ ИЗБЫ ПОСЛЕДНИМ ДОЖИНАЛЬНЫМ СНОПОМ.

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОСЕННИХ РАБОТЛЮДИ УСТРАИВАЛИ ПРАЗДНИКИ, ЯРМАРКИ,

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина
Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ОСЕНЬЮ ПОСЛЕ УБОРКИ УРОЖАЯ ИГРАЛИ СВАДЬБЫ, А ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ ОСЫПАЛИ ЗЕРНОМ НОВОГО УРОЖАЯ

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ, ЗЕМЛЕ, ХЛЕБЕ:

Гумно не солома красит, а зерно.

День прозевал - урожай потерял. 

Крестьянин без земли, как дерево без корня.

Землю уважай, она дает урожай.

Чем занимаются Крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина

Чем занимаются Крестьяне во франции. Что ели французские Крестьяне в 17 веке?

Чем занимаются Крестьяне во франции. Что ели французские Крестьяне в 17 веке?

Жизнь французского крестьянина, жившего в XVII веке, не была легкой. У него было так мало земли, что ее едва хватало на то, чтобы обеспечивать семью. Крестьяне работали на угодьях господина и редко могли позволить себе наесться вволю. Они жили впроголодь, рискуя в любой момент погибнуть от возникающих время от времени эпидемий.

Крестьяне были на самом дне социальной лестницы. Они вынуждены были платить налог, а так как денег у них часто не было, им приходилось идти к ростовщику и брать в долг. И дома, и в работе на барина они все делали вручную, а жили в плохоньких домишках, где питались жидким супом с салом или субпродуктами.

Несмотря на наличие во Франции большого количества орешников и фруктовых деревьев, крестьяне все равно не могли обеспечить ими семьи. В урожайные годы они могли запастись зерном. Но когда урожая не было, есть было попросту нечего.

Хлеб

Современный крестьянский хлеб представляет собой пьянящую смесь зерен ржи и пшеницы. У крестьян 17 века хлеб не был таким вкусным. Зерна тогда грубо обмолачивали, иногда не вынимая из полученной муки и попавшие туда стебли пшеницы. В муку специально добавляли кору деревьев или даже опилки для придания хлебу сытости. Это было выгодно, особенно если семья крестьянина была большой. В 17 веке крестьяне, в основном, ели черный ржаной хлеб, а вовсе не белый пшеничный.

Мясо

У некоторых крестьян была возможность иметь небольшой клочок земли и выпасать на нем скот. Так как куриное мясо они ели только по праздникам, а другие виды мяса сильно солили и хранили, они регулярно не получали достаточного количества витаминов С и D, а также минералов, поэтому страдали от цинги и других болезней.

Сыр

Сегодня сыр является визитной карточкой Франции. Его в этой стране существует множество сортов и видов. В XVII веке французские фермеры изготавливали только два вида сыра: мягкий и твердый. Если у крестьянина была корова, у него была возможность делать из молока не только сыр, но и масло.

Фрукты и овощи

Рацион крестьянина зависел от региона, где он проживал. Например, в южных регионах страны было больше фруктов, поэтому у крестьян там рацион был гораздо более разнообразным. Фрукты и овощи не только ели в свежем виде, но и солили впрок.

В окрестностях города Кале выращивали цветную капусту, артишоки и цикорий. В супы добавляли лук, чтобы сделать их вкуснее и гуще. Суп крестьяне ели каждый день.

Картофель попал во Францию во времена правления короля Людовика XVI, но в качестве овоща использоваться не стал. Поначалу люди не знали, что у картофеля надо есть клубни, находящиеся в земле. Они пробовали есть плоды, появляющиеся на стеблях растения после цветения. Так как плоды ядовиды, народ, естественно, травился. Только в 18 веке картофель во Франции стал популярен.

Напитки

Самым популярным напитком в 17 веке во Франции было вовсе не вино, а сидр. Если вино крестьянам и продавалось, то оно было настолько разбавлено водой, что и винного вкуса в нем не оставалось.

В те времена во Франци произрастало огромное количество яблонь. Яблоки собирались на протяжении всего западного побережья страны, поэтому сидр, получаемый из них, был очень среди крестьян популярен.

Пользовалось популярностью и пиво. Его изготавливали во Фландрии и Лотарингии. В период неурожаев, правда, пиво делать было запрещено, потому что часть собранного зерна предназначалась для посева на будущий год.

Тяжелая крестьянская жизнь

Художники XVII века писали картины французской крестьянской жизни, часто романтизируя и обожествляя изображаемые образы. На самом деле, жизнь крестьян была совсем другой. Только кому это было интересно?

Существует одна французская история, согласно которой крестьянина спросили, что бы он сделал, если бы был королем. На что он не стал отвечать, что женился бы на принцессе. Он сказал, что стал бы есть сало до тех пор, пока не насытится им полностью.