Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Амбивалентность, что это значит. Амбивалентность - норма или болезнь?

14.11.2019 в 05:06

Амбивалентность, что это значит. Амбивалентность - норма или болезнь?

Двойственное отношение к определенному человеку или предмету может говорить о психическом расстройстве, но только, если это происходит чересчур навязчиво. Часто люди настоятельно призывают определиться с "или-или", не понимая, что две противоположности могут мирно уживаться друг с другом.

Амбивалентность - это двойственность, которая подразумевает под собой переживания, сознание того, что человек испытывает противоположные чувства к одному и тому же объекту.

Амбивалентность, что это значит. Амбивалентность - норма или болезнь?

Известный психиатр из Швейцарии Эйген Блейлер считал амбивалентность признаком шизофрении. Он ввел это понятие еще в начале XIX века. А вот Зигмунд Фрейд говорил, что двойственность – это присутствие в душе человека глубинных противоположных побуждений, которые уживаются мирно вместе. Фрейд эти побуждения подразделял на две сферы: «эрос» (жизнь) и «танатос» (смерть). Проще говоря, влечение к жизни и к смерти. На этих двух фундаментальных составляющих строится личность человека.

Амбивалентность - норма или болезнь? На сегодняшний день амбивалентность определена как сложное явление, для которого характерны противоречивые чувства. Это считается нормальным. В частности, в тех случаях, когда человек испытывает к кому-либо двойственные чувства.

Однозначно положительное или негативное отношение к кому-либо говорит о том, что человек идеализирует или обесценивает объект. Об адекватном здравом взгляде на субъект речь в этом случае не идет. Человек, который сознательно идеализирует или обесценивает другого, намеренно не принимает его «изнаночную» сторону.

Амбивалентность в привязанности. Формы

В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.

Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.

Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).

У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.

Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).

Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.

Амбивалентность синоним. амбивалентность

сущ. , кол-во синонимов: 3

  • двойственность

Значения в других словарях

  1. Амбивалентность — (ambivalen tia; Амби- + лат. valens, valentis сильный; син.: амбитендентность, амбитимия, психическая двойственность) в психиатрии — возникновение антагонистических тенденций в психической деятельности, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения. Медицинская энциклопедия
  2. Амбивалентность — (от лат. ambo — оба и valentia — сила) двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти… Большая советская энциклопедия
  3. амбивалентность — (лат.: ambo – два, оба; valens, valentis – значимый, важный, ценный) Совмещение в семантической структуре слова значений, противоречащих друг другу: одолжить – 1. взять в долг; 2. дать в долг. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  4. амбивалентность — орф. амбивалентность, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и valentia — сила) — англ. ambivalency; нем. Ambivalenz. Двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр., антипатию и симпатию. см. АФФЕКТ, ЭМОЦИИ. Социологический словарь
  6. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — (от лат. ambo — оба + valentia — сила). 1. В объективном смысле А. — свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против. воздействиям. Напр. Большой психологический словарь
  7. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и valentia — сила) — двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. Большой энциклопедический словарь
  8. амбивалентность — (от лат. amphi- кругом, с обеих сторон + valentia — сила) -сложное противоречивое состояние личности, двойственность ее переживаний, обычно принимающие характер внутреннего конфликта и выражающиеся в том, что одни и те же явления или объект (напр. Этнографический словарь
  9. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. Ambo – оба и valentia – сила) – наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т.п. Новая философская энциклопедия
  10. амбивалентность — амбивалентность ж. Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия и т.п.). Толковый словарь Ефремовой
  11. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту… Новейший философский словарь
  12. амбивалентность — АМБИВАЛЕНТНОСТЬ и, ж. ambivalent,-e adj.

Амбивалентность при шизофрении. Мир шизофреника

Шизофренический след

Так называемый шизофренический "дефект". Под шизофреническим дефектом понимается устойчивое изменение личности вследствие перенесенной болезни. Это изменение может быть малозаметным: эмоциональная холодность, снижение инициативы, отсутствие энергии, радости жизни, недоверчивость, раздражительность и т. п. Изменение может быть более выраженным: бред мессианства, преследования, изобретательства; сутяжничество, ипохондрия, манерность, чудачества, эмоционально-чувственное отупение, изоляция от людей и т.п. Не зная истории жизни больного, можно устойчивое изменение личности трактовать как психопатическую черту, а не как постшизофренический "дефект".

Само название "дефект" нельзя считать удачным, поскольку оно внушает представление о какой-то потере или недостатке в техническом смысле слов, ведущем к меньшей эффективности или бесполезности машины, в данном случае - человека. Е. Бжезицкий первый обратил внимание на то обстоятельство, что шизофренический "дефект" может иметь социально позитивный характер. Примеров можно найти немало как среди выдающихся, так и обычных людей. Так называемый дефект в таких случаях выражается в посвящении себя целиком и без остатка какой-либо идее: социальной, научной, художественной деятельности.

Незначительный "дефект", нередко остающийся незамеченным при рутинном психиатрическом обследовании, проявляется чаще всего в трех сферах: в жизненной динамике, в отношении к людям и в способности затормаживать свои реакции или в маскировке. Жизненная динамика понижается. Возникает впечатление, что в больном что-то "сломалось", "угасло", что они живут только из чувства обязанности, что обычные человеческие радости их в действительности уже не интересуют, а их смех часто бывает искусственным. Хотя обычно они стыдятся перенесенного заболевания и стараются забыть о нем, однако оно остается сильнейшим переживанием в их жизни и основной точкой отсчета, сравнительно с которой все иные переживания кажутся бледными. В результате этого они проявляют иногда толерантность в отношении тяжелых жизненных ситуаций , например, бывшие шизофреники в общем легче переносили ужасы последней войны и концентрационных лагерей по сравнению с людьми, не имевшими шизофренического прошлого.

Когда снижение жизненной динамики выражено сильнее, мы имеем дело с устойчивым апатоабулическим синдромом. Больные жалуются на то, что "в них что-то умерло", что они "не чувствуют в себе жизни", а лишь "пустоту в себе и вокруг себя", "все им стало безразлично", "не могут ни любить, ни ненавидеть"; они стали апатичными, безынициативными, неспособными принимать решения (абулия).

Отношение к людям изменяется в сторону изоляции, недоверия, подозрительности. Стирается нормальная перспектива социальной среды, благодаря которой одни люди нам ближе, другие же более отдалены и более безразличны. У бывшего больного лицо стало маскообразным. Извращается сложная гамма эмоционально-чувственных отношений. Близкие жалуются на увеличение дистанции, холодность и равнодушие, в то время как чужие поражаются отсутствием дистанции, неожиданной сердечностью или доброжелательностью.

Третий сектор постшизофренического "дефекта" связан с повышением раздражительности, импульсивности и изменчивости настроения. Больной по пустяковым поводам впадает в гнев или угнетенное настроение, реагирует несоразмерной ненавистью и враждебностью. Преобладают негативные реакции, поскольку контакт с окружающим миром неприятен. Реже встречаются несоразмерные эмоциональные реакции с противоположным, положительным знаком - вспышки немотивированной радости, сердечности, любви. Несоразмерность эмоционально-чувственных реакций иногда напоминает интеграционную эмоциональную лабильность и неврастеническую раздражительность. Этот недостаток самообладания или также способности маскировать свои эмоциональные состояния можно объяснить ослаблением процессов торможения в центральной нервной системе. Эти процессы, как известно, нарушаются легче, нежели процессы возбуждения. Они, как представляется, имеют большое значение для сохранения равновесия в работе нервной системы; благодаря им исключается то, что излишне, что нарушает ее актуальную активность. С психологической точки зрения следовало бы ответить на вопрос, в какой степени способность самообладания способствует консолидации структуры личности, в какой степени маска, которая прикрывает ассимиляцию чувств и настроений, предохраняет от нарушения психического равновесия, сама становясь в конечном счете существенным компонентом этой структуры.

Амбивалентность химия. Слово «амбивалентность» то используют, как синоним равнодушия, то относят к тем непонятным терминам, которые смутно помнятся по школьным урокам физики. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» T&P разбираются, что оно означает и как его использовать в повседневной речи.

В первой половине XX века термин использовали в основном в психиатрии, но постепенно он перешел в другие науки и повседневную речь. Примеры амбивалентного поведения в жизни встречаются часто. Например, если человек понимает, что алкоголь вредит здоровью, но не может от него отказаться, то можно говорить об амбивалентном отношении к трезвости. Когда хочется уволиться с нелюбимой работы, но принять решение не получается, потому что она приносит стабильный доход, — это тоже амбивалентность. Литературный пример, который любил приводить Фрейд, — противоречивые чувства Отелло к Дездемоне в трагедии Шекспира.

Первым слово «амбивалентность» использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер. В 1908 году врач опубликовал работу, в которой назвал заболевание, известное как «преждевременное слабоумие», новым именем — шизофрения. Блейлер дал описание основным симптомам шизофренического мышления, среди которых, кроме аутизма, деперсонализации и расстройства ассоциаций, он особенно выделял «амбивалентность» (лат. ambo — «оба», valentia — «сила») — одновременное наличие у человека взаимоисключающих мыслей. Из-за этой двойственности мышления личность раскалывается на две антагонические субличности , и больной идентифицирует себя то с одной, то с другой. Врач писал о таком состоянии следующее: «Любовь и ненависть (у больного. — Прим. ред.) к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга. Больному одновременно хочется есть и не есть, он одинаково охотно исполняет то, что хочет, и чего не хочет, в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как и вы» и «Я не такой, как вы». «Бог» и «черт», «здравствуй» и «прощай» для него равноценны и сливаются в одно понятие».

Амбивалентность пример. Амбивалентность чувств

В отношениях между людьми достаточно часто встречается амбивалентность чувств. Данное понятие определяется психологией как противоречивое отношение субъекта к объекту, предмету, человеку и пр. Он одновременно принимает и отторгает, отказывается от объекта своих чувств.

Амбивалентность пример. Амбивалентность чувств

Впервые данный термин был введен швейцарским психиатром Блейлером, который давал характеристику шизофрении. Однако и у обычного человека наблюдаются подобные переживания. Специалисты связывают амбивалентность с многогранностью внутренних потребностей, которые имеются у одного человека, и разнообразием окружающего мира, который может притягивать и отталкивать одновременно.

З. Фрейд считал данное явление нормой, пока проявляется короткими периодами и не является яркой. В противном случае начинают развиваться неврозы. Человек может чувствовать любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию одновременно. Нередко одно чувство маскируется под другое.

В психологии существует два определения данному явлению:

  • Амбивалентность – это двойственность чувств человека к другому индивиду, явлению или событию. Часто она проявляется в отношении объектов, которые имеют неоднозначное отношение для человека. Это отличается от исключительно положительных или отрицательных эмоций, которые некоторые психоаналитики интерпретируют как идеализирование или обесценивание объекта. Таким образом, амбивалентность чувств считается нормальным явлением.
  • Амбивалентность в психиатрии рассматривается как расщепление личности, которая попеременно испытывает то одни, то противоположные чувства.

Амбивалентные чувства – это эмоции, которые человек испытывает одновременно. Смешанные чувства – это переживания, проявляемые попеременно.

Яркими примерами проявления амбивалентности являются детско-родительские отношения и союзы влюбленных людей. С одной стороны ребенок может желать смерти своим родителям, с другой – нуждаться в них и искренне любить. С одной стороны партнеры могут любить друг друга, но одновременно с этим понимать, что ненавидят.

Чем это можно объяснить? Двойственность чувств можно объяснить тем, что в человеке переплетаются инстинктивные потребности и устои общества, которые внедряются в голову человека. Возьмем, к примеру, любовный союз, где супруги любят и ненавидят друг друга.

  1. С одной стороны они вынуждены играть роли влюбленных, поскольку испытывают в этом потребность. Быть может, они уже не любят друг друга, но поскольку остаются вместе, вынуждены направлять ее на тех, кто находится рядом. Можно это объяснить теми устоями, которые приняты в обществе, где супруги должны любить друг друга, даже если это не так.
  2. С другой стороны супруги ненавидят по причине выявления ситуаций, когда их любимые причиняли им боль. Сознательно они понимают, что их не любят, а иначе не причиняли бы боли. Это вызывает ненависть, которую они стараются скрывать, поскольку могут ею разрушить тот союз, который принимается и поощряется окружающими людьми.

Амбивалентность возникает, когда на уровне инстинктов, сознательных желаний, обстоятельств ситуации и устоев в обществе возникают противоречия. Человек вынужден сохранять то, чего нет, при этом постоянно испытывать то, что в нем периодически вызывается.