Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

10 фактов об игре в шахматы » интересные факты. 10 интересных фактов из истории шахмат

08.07.2023 в 10:11

10 фактов об игре в шахматы » интересные факты. 10 интересных фактов из истории шахмат

10 фактов об игре в шахматы » интересные факты. 10 интересных фактов из истории шахмат

  • Шахматы были придуманы в Индии во времена империи Гуптов (IV-VI век). Точнее, это был прообраз современных шахмат – игра Чатуранга. Через некоторое время игра стала популярна в персидском Государстве Сасанидов, которое было завоевано арабами-мусульманами в VII веке – поэтому игра вскоре получила признание и на Среднем Востоке, а оттуда шахматы попали в Европу и Россию.
  • Выражение «шах и мат» происходит из персидского языка: фраза «шах мат» означает король мертв.
  • Старейшая запись шахматной партии датируется X веком; она была сыграна между историком из Багдада и его студентом.
  • Первая шахматная доска с чередующимися светлыми и черными клетками, которая всем знакома сегодня, впервые появилась в Европе в 1090 году.
  • Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником: церковь запрещала священнослужителям играть в шахматы , но он решил обойти запрет и, чтобы прятать у себя шахматный набор, придумал складную доску, которая смотрелась как корешки двух книг, когда лежала на полке.
  • Шахматные фигуры не выглядят как реальные солдаты, слоны, кони, королевы и короли, потому что игра пришла в Европу через мусульманский Восток, а ислам запрещает делать скульптурные изображения людей или животных. Так что в арабских странах шахматные фигуры приобрели более неопределенный вид – и он не сильно изменился в Европе.
  • Вторая книга, которая была напечатана на английском языке, посвящена шахматам .
  • Иван Грозный играл в шахматы . По одному из преданий, он скончался за шахматной доской.
  • Первая компьютерная программа, играющая в шахматы , была написана в 1951 году Аланом Тьюрингом. Однако мощность компьютерных процессоров в то время была невелика, и ни на одном из них невозможно было запустить эту программу. Поэтому Тьюринг использовал бумагу, ручку и калькулятор, чтобы производить программные вычисления во время игры (на расчет одного хода у него уходило от нескольких минут до получаса). Эту шахматную программу прозвали «бумажная машина» Тьюринга.
  • Компьютерная программа, выигравшая первый чемпионат мира среди шахматных программ (1974), называлась Каисса – в честь поэтической покровительницы и музы шахмат.

Интересные факты о чемпионах мира по шахматам. Кто дольше всего удерживал чемпионство

Российский гроссмейстер Александр Алехин является первым отечественным чемпионом мира. Четвертый обладатель мировой шахматной короны удерживал (1927–1935, 1937–1946) звание на протяжении 17 лет, уступая по этому показателю только немцу Эмануилу Ласкеру, который сохранял чемпионство 27 лет.

Алехин мог бы стать рекордсменом среди россиян по продолжительности чемпионства и количеству завоеванных чемпионских титулов (19), однако в 1925 году он сменил гражданство на французское. Уже в 1927 году он завоевал шахматную корону под флагом Франции.

15 лет удерживал звание шестой чемпиона мира Михаил Ботвинник, который завоевал корону в 1948 году и уступил ее в 1957 соотечественнику Василию Смыслову. В 1958 году Ботвинник вернул звание чемпиона, однако вскоре вновь уступил его Михаилу Талю (1960), которого победил в матче-реванше (1961). Ботвинник удерживал чемпионство еще два года (до 1963), пока окончательно не уступил его девятому чемпиону Тиграну Петросяну.

Двенадцатый чемпион мира Анатолий Карпов удерживал шахматную корону на протяжении 11 лет (1975–1985). Столько же продлилась беспроигрышная серия норвежца Магнуса Карлсена (2013–2023), которая завершилась в этом году из-за отказа 16-го чемпиона защищать корону.

Гарри Каспаров (Минюст внес его в реестр иноагентов) удерживал титул чемпиона мира на протяжении девяти лет. Кроме того, почти беспрерывно с 1986 по 2005 год он занимал первую строчку рейтинга лучших шахматистов мира.

В 1993 году из-за несогласия с политикой, проводимой FIDE, Каспаров основал Профессиональную шахматную ассоциацию (ПША), после чего федерация лишила его звания чемпиона мира и исключила из своих рейтингов. Долгое время звание чемпиона мира разыгрывалось по версии ПША и FIDE. По линии ПША в 1993 году Каспаров выиграл титульный матч у англичанина Найджела Шорта (12,5:7,5). Тринадцатый чемпион мира защищал титул ПША до 2000 года, пока не уступил его Владимиру Крамнику.

Все о шахматах. Купите хорошие шахматы. Это важно

Конечно, если вы собираетесь играть исключительно в интернете, можно обойтись и без этого, но все же доску лучше купить. Во-первых, играть с живым человеком приятно и полезно — в чате вам вряд ли удастся по-настоящему тщательно разобрать с соперником только что сыгранную партию. Во-вторых, это удобно — попробуйте сыграть блиц на телефоне, и вы поймете, о чем речь. В-третьих, это красиво — человека, который не держал в руках деревянного или хотя бы пластикового короля, сложно назвать шахматистом. 

Выбор, разумеется, зависит от бюджета. Можно купить деревянные фигуры «Стаунтон» (по имени знаменитого английского шахматиста XIX века, принимавшего участие в разработке их дизайна). Можно «гроссмейстерские» — с деревянной доской. Или пластиковые китайские с доской из клеенки. Главное, фигурки должны быть достаточно крупными и тяжелыми (не падать, если вы их случайно слегка заденете) и свободно помещаться в клетки шахматной доски. Важно также, чтобы король и ферзь заметно отличались друг от друга.

История шахмат. Кто придумал шахматы: история происхождения

История шахмат. Кто придумал шахматы: история происхождения

История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.

Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.

Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.

Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре, так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.

Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.

Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранге присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.

Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранге могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Первая версия происхождения

Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.

Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.

(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.

Вторая версия происхождения

Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.

Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.

Интересные факты о шахматных фигурах. Наполеон и Франклин проиграли в шахматы механическому турку

Шахматная машина «Турок» на рисунке Карла Готлиба фон Виндиш из книги «Briefe über den Schachspieler des Hrn. von Kempelen», 1784. Изображение: Wikimedia Commons

В 1770 году Вольфганг фон Кемпелен изобрёл и подарил императрице Австрии Марии Терезии большой стол с механической куклой в одежде турка. Манекен шевелил рукой и двигал шахматные фигурки на доске, играя лучше любого живого гроссмейстера.

Почти 84 года роботурка демонстрировали в Европе и Америке, и он победил немало сильных соперников, в том числе разных государственных деятелей. Среди них оказались Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Получается, аппарат был оснащён первой в мировой истории версией искусственного шахматного интеллекта, ставшего прообразом знаменитого Deep Blue? Не совсем так.

Просто под столом располагалась камера, где сидел живой шахматист и дёргал за рычаги, управляя роботом.

Нейросети с ИИ тогда ещё не изобрели, поэтому Вольфгангу фон Кемпелену пришлось пойти на хитрость.

Среди тайных операторов турка были сильнейшие шахматисты XVIII века, в том числе Иоганн Альгайер, Аарон Александр, Уильям Льюис и Гиацинт Бонкур. Последний, кстати, как‑то пришёл на сеанс простуженным и всё время кашлял , и звуки эти испугали присутствовавших на игре зрителей.

Фон Кемпелен после этого матча добавил в турка много лязгающих металлических колёс и щёлкающих механизмов, которые были предназначены для создания шума, маскирующего присутствие живого оператора внутри.

Вопросы по шахматам с ответами. Викторина "Что ты знаешь о шахматах?"

Данная викторина для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с вопросами и загадками.

Викторина

"Что ты знаешь о шахматах"

Научиться играть в шахматы - легко,

но трудно научить играть хорошо.

Х.Р.Капабланка

Подготовка и организация викторины

Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ - 0 баллов.

Длительность викторины 30-35 минут.

Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.

Материалы: Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и задания по практике игры.

Ход викторины:

Педагог: Сегодня, у нас будет проходит викторина "Что ты знаешь о шахматах". На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).

Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номеров, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).

После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.

Приложение №1

Контрольные вопросы и практические задания к викторине

“ Что ты знаешь о шахматах”

Что такое МАТ? (Шах королю, и он не может спастись от шаха).

Каких знаменитых шахматистов ты знаешь? (А.М. Чичорин, Р. Капабланка, Л. Алехин, Г. Каспаров, А. Карпов и др.).

Во сколько очков оценивается ладья, слон, ферзь? (5, 3, 9).

На каком расстоянии могут сблизиться короли? (Одна клетка).

С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г).

Как бьет пешка? (Впереди себя, наискосок).

Какая фигура может перескакивать как через свои фигуры, так и через фигуры противника? (Конь).

8. Как называется результат беспроигрышной партии? (Ничья).

9. Что такое рокировка? (Это ход двумя фигурами одновременно).

10. Что такое шах королю? (Это такая позиция, когда любая фигура противника объявляет бой королю).

Цель шахматного боя? (Поставить МАТ королю противника).

Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).

Какая фигура может превратиться в другую любую фигуру и как? (Пешка).

Что такое шахматное поле? (Это квадратная клеточка белого или черного цвета на шахматной доске).

Может ли пешка перейти с белого поля на черное? (Да).

Сколько на шахматной доске всего слонов? (4).

Может ли ферзь ходить как слон? (Да).

Назвать поле, где стоит данная фигура (Задание на демонстрационной доске).

Исправь ошибку в расстановке фигур на доске.

Назови место расположения пешки, которая может пройти Ферзя (Задание на демонстрационной доске).

Назови фигуру, которая поставила шах королю противника и ее месторасположения на доске (Задание на демонстрационной доске).

Поставлен ли мат королю противника или нет. Объясни ситуацию. (Задание на демонстрационной доске).

Назови фигуру и ее месторасположения, которая сделала “вилку”.

Загадки о шахматах

1. Стою на самом краю, 2. Я силой и мощью своей

Путь откроют – пойду. Лишь по прямым полям

Только прямо хожу, И линиям прокладываю путь.

Как зовут, не скажу. И горе тем, кто на пути моем

(Ладья) Пытается “вздремнуть”.

(Ладья)

3. Не живет в зверинце, 4. Когда мы станем в строй,

Не берет гостинцы, Нас спутает любой.

По косой он ходит, Но лишь начнется бой.

Хоботом не водит. У каждого путь – свой.

(Слон) (Белопольные и

Чернопольные Слоны)

5. Два братца в одной армии служат,

А встретиться друг с другом не могут.

(Белопольные и

Чернопольные Слоны)

6. Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

(Слон любого цвета)

7. Передвигается не косо и не прямо,

А буквой “Г” – так шахматисты говорят.

(Конь)

8. Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

(Король)

9. Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Научиться играть в шахматы - легко, но трудно научить играть хорошо.

Подготовка и организация викторины

Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ - 0 баллов.

Длительность викторины 30-35 минут.

Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.

Материалы

Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и заданиями по практике игры.

Ход викторины

Педагог: Сегодня, у нас будет проходить викторина "Что ты знаешь о шахматах". На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).

Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номером, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).

После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.

О шахматах. Шахматы в Европе

После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.

К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.

Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.

Шахматы для детей интересные факты. Как привить ребенку любовь к шахматам?

Итак, мы выяснили, какие преимущества есть у шахмат. Теперь же давайте разберемся, как лучше замотивировать ребенка к изучению данной игры.

На данный момент не существует единого мнения о том, какой возраст является наиболее оптимальным для начала обучения детей. Некоторые эксперты полагают, что начинать нужно как можно раньше, в то время как другие рекомендуют возраст от 7 лет .

Самая распространенная причина, по которой родители не учат своих детей играть в шахматы, заключается в том, что эта игра кажется им очень сложной для детского мозга. При этом многие взрослые сами не умеют играть, а если и умеют, то идея научить ребенка шахматам кажется им пугающей.

Мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут заинтересовать ребенка и повысить его мотивацию к игре, сделав процесс приятным как для ребенка, так и для взрослого.

Не зацикливайтесь на правилах

Правила предназначены для разъяснения того, что вы можете и чего не можете делать, чтобы придать игре нужный уровень сложности, сохранить интерес и ощущение справедливости среди игроков. При этом они должны делать игру интересной и не перегружать ее.

Когда ребенок впервые учится играть в шахматы, определенные правила могут сделать этот процесс слишком сложным. Если какое-то правило мешает весело провести время, просто отбросьте его до тех пор, пока не появится смысл добавить его обратно.

Например, если ребенок, который только учится, хочет заставить все фигуры двигаться, как пешки, вернуть сделанный ход или поменяться сторонами в середине игры, позвольте ему сделать это. Смысл в том, чтобы удерживать внимание юного игрока в процессе обучения, развлекая его. Если определенные правила не позволяют этому произойти в данный момент, отложите их на потом.

Не пытайтесь выучить все правила сразу. Гораздо веселее начать с игры по упрощенным условиям. Как только вы освоите их, вы можете постепенно добавлять другие, пока в конечном итоге не будете играть по всем правилам стандартных шахмат.