Жорж Бизе: 20 фактов о жизни великого композитора
- Жорж Бизе: 20 фактов о жизни великого композитора
- Связанные вопросы и ответы
- Когда родился Жорж Бизе
- Где родился Жорж Бизе
- В каком году умер Жорж Бизе
- Какие произведения являются самыми известными в творчестве Жоржа Бизе
- Какие композиторы оказали влияние на творчество Жоржа Бизе
- Какие были основные достижения Жоржа Бизе в музыке
- Какие события повлияли на жизнь и творчество Жоржа Бизе
Жорж Бизе: 20 фактов о жизни великого композитора
Жорж Бизе (Georges Bizet) — французский композитор, автор оперы «Кармен», которая стала одним из самых известных и популярных музыкальных произведений в мире. В этой статье мы расскажем вам 20 фактов о жизни этого великого композитора.
Биография
1. Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже, Франция.
2. Его отец, Эдмон Бизе, был известным учителем пения, а мать, Алексия Бизе, была пианисткой.
3. В детстве Жорж Бизе учился игре на фортепиано и скрипке.
4. В 1857 году он поступил в Парижскую консерваторию, где учился у известных композиторов, таких как Шарль Гуно и Фроманталь Галеви.
5. В 1863 году Бизе получил Римскую премию за свою кантату «La maison du berger», благодаря чему получил возможность продолжить свое обучение в Италии.
Творчество
6. В 1863 году Бизе написал свою первую оперу «Дидона и Эней», которая была поставлена в Парижской Опере.
7. В 1875 году он написал свою самую знаменитую оперу «Кармен», которая была поставлена в Опера-Комик.
8. «Кармен» стала одним из самых популярных и известных музыкальных произведений в мире и была поставлена более 2000 раз.
9. Бизе написал также множество других опер, таких как «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Иуда Маккавей» и другие.
10. Его музыкальные произведения были написаны в различных жанрах, таких как симфонии, сюиты, марши, хоралы и другие.
Личная жизнь
11. В 1869 году Бизе женился на своей коллеге, певице Розали Карвальо.
12. У пары было двое детей, сын Жан и дочь Жаклин.
13. Бизе был большим поклонником игры в шахматы и часто играл с друзьями и коллегами.
14. Он был страстным путешественником и часто посещал различные страны, такие как Испания, Италия, Германия и другие.
15. Бизе был большим поклонником искусства и часто посещал музеи и галереи.
Смерть
16. 3 июня 1875 года, всего через три месяца после премьеры «Кармен», Жорж Бизе умер от сердечного приступа в возрасте 36 лет.
17. Его смерть была неожиданной и стала большим ударом для музыкального мира.
18. Бизе был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
19. Его имя и музыкальное наследие живут до сих пор, и его произведения продолжают звучать на сценах всего мира.
20. В честь Жоржа Бизе названы улицы, площади и другие объекты в различных городах Франции и мира.
Список литературы
- «Жорж Бизе: Биография», Википедия.
- «20 фактов о жизни Жоржа Бизе», Classic FM.
- «Жорж Бизе: Биография и творчество», Музыкальная энциклопедия.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Кто был Жорж Бизе и что он делал
Ответ: Жорж Бизе был французским композитором, дирижером и пианистом, который родился 25 октября 1838 года в Париже. Он был одним из величайших представителей музыкального импрессионизма, создав множество произведений, которые повлияли на развитие музыки во Франции и мире.
Вопрос 2: Какие произведения создал Жорж Бизе
Ответ: Бизе создал множество произведений, включая оперы, симфонии, камерную музыку и вокальные произведения. Одним из его самых известных произведений является опера "Кармен", которая была впервые поставлена в 1875 году и стала одним из самых популярных оперных произведений в мире.
Вопрос 3: Как повлияла "Кармен" на музыку
Ответ: "Кармен" Бизе оказала огромное влияние на музыку, став одним из самых известных и популярных оперных произведений в мире. Опера проложила путь для развития музыкального импрессионизма и оказала влияние на многих композиторов, включая Дебюсси, Равеля и Стравинского.
Вопрос 4: Какие награды получил Жорж Бизе за свою работу
Ответ: Бизе получил множество наград и признаний за свою работу, включая Орден Почетного легиона и премию Римской академии музыки. Он также был членом Французской академии изящных искусств и был награжден медалью за заслуги перед искусством.
Вопрос 5: Как повлияла личная жизнь Бизе на его работу
Ответ: Личная жизнь Бизе сильно повлияла на его работу. Он был женат на певице Полин Виардо, которая была его музой и вдохновила его на создание многих произведений. Он также был очень дружен с композитором и дирижером Эрнестом Ребером, который оказал большое влияние на его работу.
Вопрос 6: Как скончался Жорж Бизе
Ответ: Жорж Бизе скончался 3 июня 1875 года в возрасте 36 лет. Он умер от туберкулеза, которая была очень распространенной в то время. Его смерть была большим ударом для музыкального мира, и его работа продолжает вдохновлять музыкантов и слушателей по всему миру.
Вопрос 7: Как оценивается работа Бизе сегодня
Ответ: Сегодня работа Бизе считается одним из самых значительных в истории музыки. Его оперы, симфонии и камерная музыка продолжают исполняться по всему миру, и его влияние на музыку остается огромным. Он был одним из самых значительных представителей музыкального импрессионизма и продолжает вдохновлять музыкантов и слушателей по всему миру.
Вопрос 8: Как повлиял Бизе на развитие музыки во Франции
Ответ: Бизе оказал огромное влияние на развитие музыки во Франции. Он был одним из первых композиторов, который начал использовать импрессионистские элементы в своей музыке, и его работа проложила путь для многих других композиторов, включая Дебюсси, Равеля и Стравинского. Он также был одним из первых композиторов, который начал использовать восточные мотивы в своей музыке, что стало одним из основных направлений в музыке во Франции в XX веке.
Когда родился Жорж Бизе
Бизе Жорж (1838—1875) родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию. Бизе блестяще окончил её в 1857 г. по классу композиции Ф. Галеви. Уже на выпускном курсе им была написана оперетта «Доктор Миракль».
При окончании консерватории Бизе получил Римскую премию, которая давала право на длительную поездку за казённый счёт в Италию для совершенствования мастерства. В Италии он сочинил свою первую оперу «Дон Прокопио» (1859 г.).
Вернувшись на родину, Бизе дебютировал на парижской сцене оперой «Искатели жемчуга» (1863 г.). Вскоре была создана следующая опера — «Пертская красавица» (1866 г.) по роману В. Скотта.
Несмотря на все музыкальные достоинства, успеха оперы не принесли, и в 1867 г. Бизе вновь обратился к жанру оперетты («Мальбрук в поход собрался»), А в 1871 г. создал новую оперу — «Джамиле» по поэме А. Мюссе «Намуна».
Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты. После «Арлезианки» Бизе опять обратился к опере — в 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.
Сейчас трудно поверить, что произведение, признанное вершиной французского оперного реализма, обошедшее все оперные сцены мира и ставшее одним из самых любимых и популярных в истории музыки, при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.
После смерти композитора в его бумагах нашли партитуру оперы «Иван Грозный» (1865 г.), которая впервые была поставлена только в 1946 г.
Где родился Жорж Бизе
Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).
Уже во время учёбы в консерватории (1848-1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек - я. Но оказывается, нас двое!»В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком Римскую премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль». В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.
В каком году умер Жорж Бизе
1. Музыка
Жорж Бизе – самый яркий французский испанец в музыке!
Музыка Бизе ослепительна, как южное солнце!
Музыка Бизе пламенна, как любовь Кармен!
Музыка Бизе рельефна, как греческая скульптура.
Бизе пишет музыку с моцартовской лёгкостью.
Блестящие мелодии Бизе приносят ему всемирную славу.
2. «Кармен»
Создать оперу, рядом с которой блекнут оперы великого Моцарта, – не дано ли это только величайшему гению? Такова опера «Кармен» Бизе.
«Кармен» Бизе обладает энергетикой, несравнимой ни с какой другой оперой. Это происходит в силу нескольких причин:
1. её музыку насквозь пронизывает стихия испанских народных песен и танцев, стремительные ритмы и яркие мелодии;
2. её музыка несёт огромный заряд бодрости и бьющую через край радость;
3. герои оперы страстные, отчаянные натуры, бросающие вызов судьбе, их любовь жгучая, неукротимая, как пожар, уничтожающим всё живое. Рядом с «Кармен» можно поставить лишь «Севильского цирюльника» Россини. Место действия обоих опер – Севилья с жарким солнцем и темпераментным народом, обоим операм свойственна жизнерадостность, оптимизм музыки. Но между ними есть и разница: в опере Бизе больше народных по духу арий, да и музыка Бизе испанская, тогда как россиниевская музыка –итальянская.
Бизе вместе с цыганкой Кармен выводит на оперную сцену фабричных работниц, солдат, контрабандистов, тореадоров и пикадоров, воров и преступников! Это не нравится изысканной публике.
Талантливый Бизе воплощает в «Кармен» французскую Испанию, подлинная же Испания существует лишь в музыке Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса.
Не всякая прекрасная музыка добрая: в «Кармен» Бизе она жёсткая, колючая, тогда как в «Травиате» Джузеппе Верди – сочувствующая героям драмы.
В «Кармен» Бизе звучит солнечная, жизнеутверждающая музыка, премьеру которой публика освистывает, как, впрочем, «Севильского цирюльника» Россини и «Травиату» Верди! Три самые выдающиеся оперы терпят крах в день премьеры!
Жизнь Бизе внезапно обрывается в 36 лет: композитор не в состоянии перенести фиаско любимой оперы!
3. Черты стиля
Бизе мыслит в опере простыми и чёткими музыкальными формами, как Жан-Батист Люлли. Несомненно, старинная французская музыка обогащает оперный театр XIX века, и, в том числе, оперы Бизе.
В ясности и чёткости музыки Бизе имеет немало предшественников. Один из них – старинный французский композитор Марк-Антуан Шарпантье.
Реалисты в музыке – это Жорж Бизе, Модест Мусоргский, Сергей Прокофьев. Они отображают подлинную жизнь и затрагивают насущные проблемы общества.
Какие произведения являются самыми известными в творчестве Жоржа Бизе
Бизе вошёл в историю музыки как преимущественно оперный композитор. Он обращался к разным оперным жанрам: большой французской опере («Дон Родриго»), лирической опере («Искатели жемчуга», «Пертская красавица»), одноактной опера-комик («Доктор Миракль», «Гузла Эмира», «Джамиле»), итальянской опере-буффа («Дон Прокопио»). Ключевое произведение Бизе – «Кармен» – единственный законченный образец 4-актной французской опера-комик в его творчестве (по жанровым признакам – чередованию разговорных диалогов и пения, и месту исполнения – театр «Опера-Комик»), однако драматичность сюжета и нехарактерность образов героев (в особенности Хозе, Кармен и Микаэлы) позволили Бизе выйти за рамки жанра и синтезировать черты лирической (в партии Микаэлы и Хозе), комической (образ контрабандистов и использование бытовых жанров, например куплетов), большой французской опер (массовые сцены) и оперетты (например, куплеты с хором у Тореадора и Кармен).
Многие произведения не окончены или утеряны после смерти композитора. Неоднократно Бизе перерабатывал собственные наброски и фрагменты ранних сочинений для новых опер или отдельных произведений. Так, опера «Искатели жемчуга» включает материал из кантаты «Кловис и Клотильда», оперы «Гузла Эмира», «Te Deum» и Похоронного марша (одна из частей 2-й симфонии «Рим» в 1-й редакции); Серенада Смита из оперы «Пертская красавица» – обработка Серенады из оперы «Дон Прокопио»; финал 1-го действия оперы «Кубок Фульского короля» («La Coupe du roi de Thule»; 1869, либретто Л. Галле и Э. Бло, не окончена) перенесён в «Кармен»; финал 4-го действия оперы «Дон Родриго» стал основой для увертюры «Родина»; прелюдия к опере «Кубок Фульского короля» стала отдельным оркестровым произведением под названием «Похоронный марш» («Marche funèbre»).
В оперном творчестве Бизе наследовал своим старшим современникам: Д.-Ф.-Э. Оберу , Дж. Мейерберу , Ф. Галеви , Ш. Гуно. Последний оказал на него особое влияние: «Вы были началом моей жизни как художника. Я вырос из вас. Вы причина, я – следствие» (из письма Бизе к Гуно; Бизе. 1963. С. 326). Хотя первые сочинения («Дом доктора», «Доктор Миракль» и «Дон Прокопио») ещё целиком находились в русле французской и итальянской комической оперы, в них уже прослеживался индивидуальный стиль Бизе, его чувство сцены и мелодическая одарённость. В юные годы образцами для Бизе служили В. А. Моцарт и Дж. Россини : «Я убеждён больше, чем когда-либо, что Моцарт и Россини – два самых великих музыканта. Восторгаясь всеми силами Бетховеном и Мейербером, я чувствую, что моя натура склонна больше любить чистое и лёгкое искусство, чем драматическую страсть» (курсив в оригинале; Бизе. 1963. С. 13). Начиная с оперы «Искатели жемчуга», творчество Бизе эволюционировало в сторону отказа от сценических клише, большей мелодической и гармонической изобретательности, углубления психологизма персонажей. В это время в своих исканиях композитор сблизился с Верди, творчество которого, полное «взрывов страсти» (Бизе. 1963. С. 92), ранее отвергал.
Какие композиторы оказали влияние на творчество Жоржа Бизе
3 июня 1875 года в Париже скончался известный французский композитор Жорж Бизе. За свою недолгую жизнь маэстро написал около 20 опер, три оперетты, несколько оркестровых сочинений, фортепианных пьес, романсов и песен.
Александр Сезар Леопольд Бизе появился на свет в семье учителя пения. В возрасте неполных десяти лет он поступил в Парижскую консерваторию, а уже в 19 лет разделил с Шарлем Лекоком Римскую премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом за оперетту "Доктор Миракль". За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.
Заслуженная слава пришла к композитору всего через год после его безвременной кончины. Его знаменитая "Кармен" стала, как предсказал П. И. Чайковский, "самой популярной оперой в мире". Но "Кармен" стала не только его триумфом, но и причиной гибели. После неудачной премьеры оперы Жорж бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, онемели руки и ноги, затем случился сердечный приступ. Композитор умер, не дожив всего четырех месяцев до феерического успеха "Кармен" в Венской опере. Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставили почти во всех крупных сценических площадках Европы.
Над разговорной оперой "Кармен" Бизе начал работать в 1874 году. В создании своей новой оперы (шестой по счёту) он обратился к известной новелле Проспера Мериме (1845). Некоторые литературоведы склоняются к мнению, что интерес к цыганской тематике у Мериме возник после пушкинской поэмы "Цыганы", которую он позже перевел на французский язык. Сюжет новеллы сводился к цыганской жизни в таборе, где властвовали свои законы: там собирались воры, разбойники и бандиты, там бушевали страсти и сильная горячая любовь, там больше всего ценилась свобода. Баск Хосе полюбил цыганку Кармен, но любовь цыганки недолгая, она не желает подчиняться любви, ей дороже её свобода.
За написание либретто взялись давние соавторы - Людовик Галеви и Анри Мельяк. Драматурги сразу же сделали установку на действие, сильно изменив и сам сюжет, причем либретто писалось при деятельном участии самого Бизе. В новой интерпретации Хосе из разбойника превратился в деревенского простого наивного парня, появился новый персонаж, его невеста Микаэла. Появился и тореадор Эскамильо - в новелле Мериме он был безымянным и бездеятельным. Изменился и образ главной героини: Кармен - честная и прямая в проявлении своих чувств, красавица, знающая себе цену, обаятельная, яркая, насмешливая и отважная. Своим духовным благородством и независимостью она возносилась над всеми, презирающими её за то, что она родилась бедной цыганкой. Таким образом, в либретто уже была создана иная сюжетная, и социальная линия. Опера была сочинена по типу комической оперы, то есть - оперетты. Музыкальные сцены сочетались с драматургическими диалогами, в соответствие с традицией французской оперы, от которой композитор не отступал. Но музыка бушевала невиданными доселе на французских сценах драматическими накалами.
В театре Опера-Комик с самого начала идею оперы встретили настороженно. Особое неприятие вызвали слишком бурные страсти, которым предстояло бушевать на сцене. Публика, приходившая в театр, ждала не бешеных страстей деревенских простолюдинов, а сладостных мелодий и веселого легкого содержания. А тут на сцене действовали девицы легкого поведения, контрабандисты, цыгане, воры, работницы сигаретной фабрики, да ещё на фоне поножовщины. И это не всё: авторы предложили чудовищные страсти, заканчивавшиеся кровавым убийством. Это было нарушением всех норм!
Премьера "Кармен" состоялась в Париже в театре "Опера-Комик" 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты писали об опере "Кармен": "Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни…". Но именно такие рецензии создали "Кармен" огромную популярность. Только на сцене парижской Комической оперы в премьерный сезон, прошло не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее "Кармен" надолго исчезла с парижских подмостков и была возобновлена лишь в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро, который заменил разговорные диалоги речитативами, а также добавил несколько балетных сцен, использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе. Возвращению оперы на парижскую сцену способствовало и её триумфальное шествие по городам Европы, России и Америки.
Опера "Кармен" и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений. Век спустя Родионом Щедриным, с использованием музыкального материала оперы, была написана "Кармен-сюита".
Какие были основные достижения Жоржа Бизе в музыке
Француз Жорж Бизе был великим театральным композитором. Самым знаковым произведением в его творчестве стала опера « Кармен », которая и по сей день остаётся знаменитой и любимой публикой.
Бизе воспитывался в интеллектуальной среде: его отец преподавал пение, а мать была пианисткой. Она и стала учить четырёхлетнего Жоржа игре на этом инструменте. В десять лет он поступил в Парижскую консерваторию. Там его обучали великие французские музыканты: Антуан Мармонтель, Пьер Циммерман, Фроманталь Галеви, Шарль Гуно. Талант Бизе был очевиден: мальчик виртуозно играл на фортепиано, становился победителем в теоретических конкурсах, заинтересовался игрой на органе.
Обучаясь в консерватории, Бизе создаёт непринужденную Симфонию до мажор и комическую оперу «Дом доктора». После выпуска из консерватории композитор получает Римскую премию за кантату «Кловис и Клотильда», обеспечившую четырёхлетнее проживание в Италии и получение стипендии. В это же время Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль» и побеждает с ней в конкурсе, объявленном Жаком Оффенбахом.
Пребывание в Италии благотворно влияет на молодого композитора. Его вдохновляет живописная южная природа, шедевры архитектуры и живописи, книги об искусстве. Бизе погружается в творческий мир Моцарта и Рафаэля. Его творчество становится изящным, вкус – тонким, мелодии – насыщенными. Его влечет оперная музыка, её свойство быть неотъемлемой частью сценического действа. Под влиянием произведений Джоаккино Россини он создаёт комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гама».
После этого Бизе возвращается в Париж, и здесь начинаются муки творчества и время безденежья. Он перекладывает оперные партитуры других композиторов, пишет музыку для кафе-концертов, работая ради куска хлеба. Параллельно с этим он старается писать новые серьёзные произведения, обращаясь к лирической опере. Он создаёт оперы « Искатели жемчуга » (1863), насыщенную атмосферой востока, и «Пертская красавица» (1867), рассказывающую о жизни простых людей. Эти произведения имели огромный успех у публики, что улучшило положение композитора. Вслед за этим Бизе пишет не самую удачную оперу «Иван Грозный», которую зрители так и не увидели. Автор начинает сочинять музыку для больших и камерных оркестров. К таким произведениям можно отнести симфонию «Рим», ансамбль для фортепиано «Детские игры», романсы.
Жорж Бизе также открыто выражает свою гражданскую позицию. В 1870 году он вступает в Национальную гвардию, сражавшуюся во франко-прусской войне. Плодом этого периода его жизни стала патриотичная увертюра «Родина» (1874). В это десятилетие наступает расцвет творческой жизни Бизе. В 1872 году с грандиозным успехом проходит премьера оперы «Джамиле», созданной по поэме Альфреда де Мюссе. Постановка, рассказывающая о чистой любви, открывает новые горизонты в творчестве музыканта.
Произведения Бизе отличаются бескомпромиссностью и правдивостью изображения жизненных трагедий, сочетающимися с филигранностью стиля. Автор боготворит Уильяма Шекспира, Микеланджело, Людвига вана Бетховена .
Одним из шедевров Бизе является сопровождение к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Действие разворачивается в Провансе, и музыка, в которую композитор включает народные мотивы, отражает неповторимый колорит этого региона Франции. Оркестр звучит непринужденно и ярко. В музыке слышны колокольные перезвоны и звуки народного гулянья. Именно в этом произведении Бизе вводит саксофон в симфонический оркестр.
В последние годы своей жизни Бизе создал незаконченную оперу «Дон Родриго» и «Кармен» (1875), принёсшую ему наибольшую славу.
Опера «Кармен» – это музыкальная драма, обнажающая противоречия жизни. В её основе лежит сюжет Проспера Мериме, но авторские образы преисполнены поэтических символов. Все персонажи обладают индивидуальными характерами: красавица-цыганка Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты… Эти герои свободны и стихийны, их энергия мощная и страстная. Продумывая эти образы, Бизе проникается испанской музыкой и использует ритмы хабанеры, сегидильи и поло. Им противопоставлен спокойный и уютный мир Хозе и Микаэлы. В их дуэте прослеживаются романсные интонации. Столкновение миров Кармен и Хозе делает из обычной любовной драмы трагедию, в которой воспеты любовь, страсть и свобода.
Сложно поверить, что премьера этой оперы с треском провалилась. Пресса и публика отреагировали на неё резко негативно.
Спустя три месяца, 3 июня 1875 года, композитор умер, так и не узнав дальнейшей судьбы своего творения: буквально через год после провальной премьеры «Кармен» с триумфом проходит на крупнейших сценах Европы.
Музыкальные Сезоны
Копирование запрещено.
Какие события повлияли на жизнь и творчество Жоржа Бизе
…Мне нужен театр: без него я ничто.
Ж. Бизе
Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества — « Кармен » — до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.
Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда раскрылось разностороннее дарование Бизе: он был ярким пианистом-виртуозом (сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже приобретая известность, занимался у С. Франка).
В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор, комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль», которая тоже была отмечена премией.
В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».
С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части… Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к черту!» Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его « Искатели жемчуга » (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы… Школа избитых рулад и лжи умерла — умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения — и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Бизе пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.