Я видел это по телевизору - в одном из городов страны восходящего солнца отмечали храмовый праздник.
По улице торжественно шли люди, облачённые в сплетённую из верёвок обувь, войлочные колпаки, странные просторные одеяния. Корреспондент объяснял, что праздник ежегодно отмечается "Прихожанами" синтоистского храма с …. Viii века. И одеяния празднующих с археологической точностью воспроизводят костюмы той далёкой эпохи.
А я смотрел на улыбчивые медные лица и думал, что здесь, наверно, идут в древних облачениях клерки знаменитых корпораций, ничуть не боящиеся, что появление на улице в столь "Несолидном" виде поставит точку в их карьере, и их важные боссы, также нимало не тревожащиеся за свою деловую репутацию, а то и лихие ребята - якудза. Вовсе не опасающиеся, что "Реальные Пацаны не Поймут". И приверженцы учения будды, почему-то совершенно не склонны протестовать против храма и обрядов, появившихся задолго до того как первые проповедники учения Гаутамы шагнули на древние острова ямато.
А теперь, читатель, попытайтесь вместе со мной представить картину: шествие где-нибудь в Новгороде по поводу, скажем, Перунова дня. Крупного бизнесмена (господина Брынцалова, к примеру), госчиновника, "Братка" в одеждах русичей ну пусть не Viii, пусть X века (да не в лубочно - пряничных аляповатых одежках "ля рюс", с сарафанами и балалайками, а в тщательно, любовно реконструированных подлинных одеяниях той поры. Православных, мирно прибирающих под одежки кресты и идущих в общих рядах, не блажа об "Идолопоклонничестве" и "сатанизме".
Русский народ, мой народ, часто ругают. И часто - безосновательно. Потому что, скажем, в лень народа Ермака, Хабарова и Дежнёва, воздвигшего державу от Балтики до тихого океана, народа королёва и Гагарина, первым шагнувшего в космос, я не верю. Не у русских родилось понятие "Сиеста", скажем, а то, что у немцев развернулось в баллады о блаженной шларрафии, с реками из пива и горами из сосисок, а у французов - повествования о прекрасной кокейнь, у нас ограничилось потешными присказками - на острове, мол, буяне, молочные реки, кисельные берега, ходит бык печёный, в боку нож точёный. И всевозможные простофили Гансы, Жаки и Джеки из европейских сказок ничуть не трудолюбивей нашего Емели. Что до других недостатков - так пьют, например, те же японцы куда как больше нашего.
Но есть один недостаток, за который нас, по-моему, ругают мало. Это какое-то изумительное беспамятство, несерьёзное отношение к своему прошлому - и, в итоге, к своей народной сути, самобытности, культуре. Я не про либералов или, скажем, коммунистов речь веду - с этих спроса нет. Но вот как понимать, скажем, заявление одной из называющих себя русскими и национальными газет, что пристрастие к национальному костюму и традиционному обличью - это - де, оказывается, "Азиатчина"? Вот уж просветили так просветили. Будем теперь знать, что Герман Геринг, позировавший перед фотокамерой в баварских шортах с узорчатыми подтяжками и легкомысленной тирольской шляпке с перышком, оказывается, "Азиат". И артист Шон коннери, на присвоение ему рыцарского титула надевший шотландскую юбку - килт с клановым узором, тоже, видимо, "Азиат". И техасский конгрессмен, деловито поднимающийся по ступеням белого дома в ковбойском стетсоне и костюме - антри, конечно, "Азиат".
Простите, а вы, читатель, способны представить себе кого-нибудь из наших актёров (про политиков умолчим), ну не харатьяна с Гафтом, понятно, но вот хотя бы домогарова или Жигунова, появляющегося в "Присутственном Месте" в косоворотке.
"Несерьёзно"…"балаган"… ох, какие ж мы серьезёзные … в гавайке и в шортиках - это да, это нормально, косоворотке - "я что, клоун! Лишь в том случае, если честно, трепет перед историческим прошлым своего народа у западных "Азиатов" и "клоунов" принимает иногда немного странные формы. Редьярд киплинг - тот самый, к слову, которого его земляк и современник честертон попрекал чуть ли не космополизмом безродным, мол, глядит на родной остров "из Окна Пассажирского Вагона" - в "подарках феи" и "паке с холмов пака" любовно разворачивает перед читателями галерею предков, в которой и бритт - пастух каменного века, и римский легионер. И нимало не заботится, что собственно англичане - англосаксы к потомкам бриттов или римлян не относятся. Ещё удивительнее гордость англосаксов - в том числе и заокеанских - подвигами легендарного короля Артура, одним из которых, между прочим, числится собственноручная расправа в битве у горы бадон с девятью сотнями … англосаксов или, скажем, торжества во Франции по поводу победы вождя восставших галлов верцингеторига над римскими легионами и возведённый по этому случаю памятник - а ведь нынешние французы, пожалуй, в не меньшей степени потомки побеждённых римлян, чем высоких и голубоглазых мятежников. А уж заявлять, в духе нашей интеллигенции, что галлы были дикарями, занимавшимися человеческими жертвоприношениями, а римляне несли им передовую культуру Средиземноморья, я вам, читатель, ежели окажетесь на этих торжествах, очень не советую. Французы - народ горячий, и испытать их любовь и уважение к предкам на себе может быть не полезно для вашего здоровья. Как видно, бредовые и цивилизованные народы не стесняются своего прошлого, а иногда не "Нарастить" его за чужой счёт.
Но знаете - есть и более странные и уродливые вещи. Например, когда у нас отмечают "День Начала Славянской Письменности" в честь святого Кирилла. Того самого святого Кирилла, в житии которого чёрным по белому сказано, что будущий святой видел в корсуни - Херсонесе, древнем городе неподалёку от нынешнего Севастополя, две книги ), написанные "Русьскими Письмены"2 . Тут, Понятно, Подсуетились Представители Странной, и, к Сожалению, Немалочисленной, Части Наших Учёных, у Которой Любая Мысль о Достижениях Славян в Прошлом Вызывает Какой-то Суеверный Страх, и Заявили, что"русьскими" надо понимать как "готскими". То, что "Русьскими" читается во всех 26 списках жития, многие из которых составлены далеко за рубежами России - в моравии, Сербии, Болгарии, - этих "учёных" не смущает, равно как и то, что готы упомянуты в житии под собственным именем. Ведь если написать, что это всё-таки русские письмена - "Реальные Пацаны не Поймут"!
А недавно с помпой отпразднованное "Трёхсотлетие Российского Флота"? Аскольд и дир, надо понимать, до царьграда через чёрное море вплавь добирались, равно как и поморы русские до Шпицбергена - груманта, а казаки - землепроходцы - до Аляски и Калифорнии.
Назовём, читатель, вещи своими именами. Мы, русские, в массе своей не уважаем своё прошлое, свою историю, свои корни. А значит, и себя. А того, кто не уважает себя, не уважает никто - это вообще-то достаточно известная истина. И не надо слушать тех, кто ещё не отошёл от перестроечной горячки и продолжает бредить про "Тупик"особого пути", "общечеловеческие ценности" и "магистральный путь развития". Вот как раз когда мы гнались за этими миражами, будь то при Ольге и Владимире, при Петре великом или Майкле горби, мы и попадали в тупик, и выбраться из него всякий раз стоило больших, очень больших усилий - а то и крови. А времена, когда мы начинали понемногу вспоминать, что Русь - это всё-таки Русь, а русские - это русские, что ничего постыдного в этом нет, - вот тогда наступали времена, когда нас, по-прежнему не любя, начинали уважать, а жизнь в стране становилась более-менее сносной - при московских государях, при Николае Павловиче и Александре Александровиче, при Сталине. Про последнего уже сказано всё ругательное, что только можно, я только замечу, что при нём страна, лежавшая в руинах после гражданской войны, стала державой, сумевшей переломить хребет двум не самым слабым в мировой истории империям, и был заложен фундамент космической программы. Зато при его ругателях с бывшей державой и построившей её народом практически без единого патрона сделали всё, что собирался, как нам объясняли когда-то в школе, сделать Гитлер.
И если вам, читатель, когда-нибудь захочется понять, отчего, скажем, в той же Японии, где на площади уральского хребта, лишённой, впрочем, его сырьевых ресурсов, толпится столько же народу, сколько живёт во всей России; в стране, где никогда не было учёных с таким мировым именем, как Капица, Курчатов или королёв, а во времена Менделеева и Павлова не было учёных вообще; в стране, которая, пожалуй, одна в целом мире может сказать, что в последнюю мировую войну ей пришлось тяжелей, чем России, тем не менее уровень жизни остаётся недосягаемо высоким для нас, а её промышленники уверенно захватывают рынки России, Европы и Америки - вспомните, с чего мы начали этот разговор. Хорошая жизнь невозможна без уважения к себе, своей стране, своему народу - а значит, и почтительного внимания к своему прошлому. Подчёркиваю, именно почтительного внимания, а не обезьяньего выискивания блох и болячек. Прозоров.