Пушкин в царскосельском лицее интересные факты. Лицейские годы Пушкина
Пушкин в царскосельском лицее интересные факты. Лицейские годы Пушкина
Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.
Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.
Пушкин о лицее цитаты. Первый стих Александра Пушкина в лицее
Самое первое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, официально дошедшее до наших дней, было написано в лицее в середине 1813 года.
Стихотворение называется « К Наталье «. Оно было посвящено крепостной актрисе, игравшей в театре графа В.В. Толстого.
Театр располагался в Царском селе, так что Пушкин мог его часто посещать.
Вот само стихотворение:
К Наталье
Pourquoi craindrais-je de le dire?
C’est Margot qui fixe mon goût.
Марго пленила мой вкус.>
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблён!
Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Лёгким зефиром летал;
Как, смеясь во зло Амуру,
Я писал карикатуру
На любезный женский пол;
Но напрасно я смеялся,
Наконец и сам попался,
Сам, увы! с ума сошел.
Смехи, вольность — всё под лавку,
Из Катонов я в отставку,
И теперь я — Селадон!
Миловидной жрицы Тальи
Видел прелести Натальи,
И уж в сердце — Купидон!
Так, Наталья! признаюся,
Я тобою полонён,
В первый раз ещё, стыжуся,
В женски прелести влюблён.
Целый день, как ни верчуся,
Лишь тобою занят я;
Ночь придет — и лишь тебя
Вижу я в пустом мечтанье,
Вижу, в лёгком одеянье
Будто милая со мной;
Робко, сладостно дыханье,
Белой груди колебанье,
Снег затмившей белизной,
И полуотверсты очи,
Скромный мрак безмолвной ночи —
Дух в восторг приводят мой!..
Я один в беседке с нею,
Вижу… девственну лилею,
Трепещу, томлюсь, немею…
И проснулся… вижу мрак
Вкруг постели одинокой!
Испускаю вздох глубокой,
Сон ленивый, томноокой
Отлетает на крылах.
Страсть сильнее становится,
И, любовью утомясь,
Я слабею всякий час.
Всё к чему-то ум стремится,
А к чему? — никто из нас
Дамам вслух того не скажет,
А уж так и сяк размажет.
Я — по-свойски объяснюсь.
Все любовники желают
И того, чего не знают;
Это свойство их — дивлюсь!
Завернувшись балахоном,
С хватской шапкой набекрень
Я желал бы Филимоном
Под вечер, как всюду тень,
Взяв Анюты нежну руку,
Изъяснять любовну муку,
Говорить: она моя!
Я желал бы, чтоб Назорой
Ты старалася меня
Удержать умильным взором.
Иль седым Опекуном
Лёгкой, миленькой Розины,
Старым пасынком судьбины,
В епанче и с париком,
Дерзкой пламенной рукою
Белоснежну, полну грудь…
Я желал бы… да ногою
Моря не перешагнуть,
И, хоть по уши влюблённый,
Но с тобою разлучённый,
Всей надежды я лишён.
Но, Наталья! ты не знаешь,
Кто твой нежный Селадон,
Ты ещё не понимаешь,
Отчего не смеет он
И надеяться? — Наталья!
Выслушай ещё меня:
Не владетель я Сераля,
Не арап, не турок я.
За учтивого китайца,
Грубого американца,
Почитать меня нельзя,
Не представь и немчурою,
С колпаком на волосах,
С кружкой, пивом налитою,
И с цигаркою в зубах.
Не представь кавалергарда
В каске, с длинным палашом.
Не люблю я бранный гром:
Шпага, сабля, алебарда
Не тягчат моей руки
За Адамовы грехи.
Кто же ты, болтун влюбленный? —
Взглянь на стены возвышенны,
Где безмолвья вечный мрак;
Взглянь на окна загражденны,
На лампады там зажженны…
Знай, Наталья! — я… монах!
Из «Послания к Марго» Ш. де Лакло.
Персонажи оперы А.Аблесимова
«Мельник — колдун, обманщик и сват».
Персонажи комедии Бомарше
«Севильский цирюльник».
Обучение Пушкина. Поступление в Царскосельский лицей
А.А. Тон. Царское Село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатерининского дворца
Лицей размещался в одном из флигелей Екатерининского дворца, соединенном с основным зданием галереей
Переход из здания лицея во дворец был закрыт, в нем разместилась лицейская библиотека
В.Ф. Малиновский