Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Причины дуэли Лермонтова и мартынова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?

26.02.2020 в 03:38

Причины дуэли Лермонтова и мартынова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?

Убит давним приятелем Николаем Мартыновым с десяти шагов, почти в упор (условия дуэли были жёсткими, практически смертельными), «навылет в грудь». Он умер мгновенно. «С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя» - он написал эти строки примерно за месяц до рокового дня. Поистине вместе с гениальностью избранным порой даются и дар пророчества, и мистическая судьба. В 15 лет в коротеньком наброске «Моё завещание» Лермонтов писал, чтобы на его могилу положили камень и «пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». Оказалось - довольно. Его пронзительно краткая жизнь вместила, кажется, множество судеб. Но ещё более насыщенной оказалась жизнь души - «души, которой столь некстати одарил бог».

Мать его умерла в 21 год - Мише было два. Отца, с которым он виделся сознательно лишь однажды, не стало, когда мальчику было 17, дед покончил с собой от несчастной любви ещё до его рождения. Сильная, властная, богатая, знатная, но не знавшая совершенно женского счастья, бабушка любила внука безумно, хлопоча о любимце своём Мишеньке до последнего: девять месяцев добивалась она высочайшего разрешения императора Николая I о перезахоронении тела Лермонтова из Пятигорска в родовое имение Тарханы.

Причины дуэли Лермонтова и мартынова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?

Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах. Фото: Commons.wikimedia.org / Evdokiya

«Без креста…»

«Это была не дуэль, а убийст­во», - был уверен Руфин Дорохов , друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных , всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.

Причины дуэли Лермонтова и мартынова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?

Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ

Уважаемые коллеги.

Прошу простить меня за эту статью, опыт написания рецензии на фильм у меня даже не околонулевой, а отрицательный. Тем не менее, рискну, уж больно тема благодатная. Фильм этот имеет самое прямое отношение к нашему сайту, так как снят в жанре альтернативной истории. Зная печальную историю отечественного кинопопаданчества («Мы из будущего» и «Туман»), я настроился на очередную лжеисторическую клюкву с толпой всезнающих и всеумеющих попаданцев и был приятно удивлен. Попаданцев там нет, от слова совсем. Фильм называется «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Фильм идет почти два часа. Не сказать, что он смотрится на одном дыхании, тем не менее выглядит вполне достойно. Пожалуй самое главное в этом фильме, что несмотря на всю свою альтернативность, он снят с огромной любовью к главным героям, а режиссеру удачно удалось избежать того, что мы знаем как безруковщина и михалковщина. А кто же в этом фильме главные герои? Как видно из названия фильма, это «наше все» Пушкин и «почти все» Лермонтов.

Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ

Фильм начинается с 1857 г. «Простите, — спросите Вы, а причем здесь Пушкин и Лермонтов? Они вроде бы уже того…». Так в этом и есть главная интрига. Да, Россия, но Россия совершено иная. Нам неизвестная. В этой альтернативной реальности Россия каким-то невероятным образом выиграла Крымскую войну. В этой России Пушкин не погиб на дуэли в 1837 г., а благополучно дожил до 1857 г. В этой России очаровательнейшая Наталья Николаевна Пушкина раз в год ездит на одну ей известную могилу, где покоится Дантес, убитый на дуэли её мужем. В этой России смерть обошла стороной и Лермонтова. И наконец, в этой России не погиб в 1829 году другой великий тезка Александра Сергеевича – А. С. Грибоедов, отличившийся на дипломатическом поприще. В этой реальности А. С. Грибоедов задумывает второе издание своего «Горя от ума» — «Дым отечества», в которой Чацкий через 20 лет возвращается в Россию и находит, что в ней ничего не изменилось. В конце концов он снова уезжает за границу, прихватив с собой Софью. В этой России полковник Мартынов отличился в Севастополе. Вот такая странная эта Россия. Жив и император Николай I. Именно он поручает Пушкину написать многотомную «Историю дома Романовых».

Причина дуэли Лермонтова с барантом. ДУЭЛЬ С БАРАНТОМ

16 февраля 1840 г. на балу у графини А.Г. Лаваль в Петербурге произошла ссора Л. с сыном французского посла Эрнестом де Барантом (1818–1859). Барант вызвал Л. на дуэль. 18 февраля в воскресенье в 12 часов за Черной речкой на Парголовской дороге состоялся поединок. В этот день три года назад Л. арестовали по делу о стихотворении на смерть Пушкина. Секундантом со стороны Л. был А.А. Столыпин (Монго), со стороны Баранта — виконт Рауль д’Англес. На допросе Столыпин сообщил условия поединка: «…на шпагах до первой крови, а потом на пистолетах… …поставили их на 20 шагов, стрелять они должны были по счету вместе: по слову “раз” — приготовиться, “два” — целить, “три” — выстрелить…». . Оружие выбирал Барант. «Так как господин Барант почитал себя обиженным, то я предоставил ему выбор оружия», — объяснял Л. обстоятельства событий в письме своему непосредственному начальнику генерал-майору Н.Ф. Плаутину, командиру лейб-гвардии Гусарского полка . Ход дуэли, по показаниям Столыпина, был следующим: «Дуэль… на шпагах кончилась… небольшой раной, полученной… Лермонтовым в правый бок и тем, что конец шпаги его был сломан; после … продолжалась… на пистолетах…, по счету “два” Лермонтов остался с поднятым пистолетом и спустил его по слову “три”; …Барант целил по счету “два”» . Л. эти события описал следующим образом: «Едва успели мы скрестить шпаги, как у моей конец переломился…. Мы должны были стрелять вместе, но я немного опоздал. Он дал промах, я выстрелил в сторону» .