Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Первобытные люди: развенчание мифов и легенд

06.09.2024 в 22:49

Первобытные люди: развенчание мифов и легенд

Ещё один стереотип о первобытных людях — их страсть к огромным дубинам. В кино, в мультфильмах, в комиксах — везде древний человек таскает с собой конусообразную тяжёлую ветку, убивая с её помощью добычу и защищаясь от хищников вроде саблезубых тигров (которые, кстати, в большинстве своём вымерли до появления людей). Когда дубина не используется по прямому назначению, её носят на плече или опираются на неё при ходьбе.
Но в реальности нет сколько‑нибудь значимых свидетельств повсеместного использования дубин первобытными людьми.
Они в основном охотились копьями с каменными наконечниками. Либо делали рогатины, просто затачивая палки и обжигая их на костре. Для ударов могли ещё применяться топоры, но основным оружием всё равно было копьё.
Им можно нанести зверю или другому человеку куда более серьёзные повреждения, чем палкой. Кроме того, колющие удары производить легче, а ещё при необходимости копьё можно метнуть. Так что дубинка вряд ли была сильно распространённым оружием, хотя бить палками мелкую живность никто не запрещал.
Гравюра Мартина Шонгауэра (1480–1490 годы), на которой дикарь сжимает дубинку и щит
Скорее всего, стереотипный образ волосатого мужика с огромной дубиной зародился очень давно, ещё в Средневековье, и дотянул до наших дней. Так, в европейской мифологии 1200‑х годов фигурировали живущие в лесах варвары‑полузвери, покрытые шерстью и сражающиеся тяжёлыми ветками. Именно так и принято сейчас изображать первобытных людей, хоть это и неправильно.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое мифы о первобытных людях

Мифы о первобытных людях - это рассказы, легенды и сказки, которые были созданы для объяснения происхождения и жизни первобытных народов. Они обычно включают в себя сверхъестественные существа, магию и необычные события. Мифы могут быть основаны на реальных событиях, но часто они преувеличены или искажены для создания более захватывающей истории.

Вопрос 2: Как мифы о первобытных людях влияют на общество

Мифы о первобытных людях могут оказывать большое влияние на общество, поскольку они могут формировать представления о происхождении и роли человека в мире. Они могут также влиять на культуру и традиции, а также на отношения между различными группами людей. Мифы могут быть использованы для объяснения природных явлений, таких как дождь, гром и молнии, или для объяснения социальных и политических явлений, таких как война или мир.

Вопрос 3: Как мифы о первобытных людях могут быть использованы в образовании

Мифы о первобытных людях могут быть использованы в образовании для того, чтобы помочь студентам лучше понять историю и культуру первобытных народов. Они могут также быть использованы для развития критического мышления и способности анализировать информацию. Мифы могут быть использованы для изучения языка, культуры и истории, а также для развития навыков чтения и письма.

Вопрос 4: Как мифы о первобытных людях могут быть использованы в искусстве

Мифы о первобытных людях могут быть использованы в искусстве для создания интересных и захватывающих историй. Они могут быть использованы для создания картин, скульптур, фильмов и театральных постановок. Мифы могут быть использованы для создания новых и оригинальных идей, а также для изучения культуры и истории первобытных народов.

Вопрос 5: Как мифы о первобытных людях могут быть использованы в науке

Мифы о первобытных людях могут быть использованы в науке для изучения культуры и истории первобытных народов. Они могут быть использованы для изучения языка, религии, социальных и политических институтов, а также для изучения природных явлений, таких как дождь, гром и молнии. Мифы могут быть использованы для изучения того, как первобытные люди взаимодействовали с окружающей средой и как они адаптировались к изменениям в своем окружении.

Вопрос 6: Как мифы о первобытных людях могут быть использованы в религии

Мифы о первобытных людях могут быть использованы в религии для объяснения происхождения и роли человека в мире. Они могут быть использованы для объяснения природных явлений, таких как дождь, гром и молнии, или для объяснения социальных и политических явлений, таких как война или мир. Мифы могут быть использованы для изучения культуры и истории первобытных народов, а также для изучения религии и духовных практик.

Вопрос 7: Как мифы о первобытных людях могут быть использованы в политике

Мифы о первобытных людях могут быть использованы в политике для того, чтобы формировать представления о происхождении и роли человека в мире. Они могут быть использованы для объяснения социальных и политических явлений, таких как война или мир. Мифы могут быть использованы для изучения культуры и истории первобытных народов, а также для изучения социальных и политических институтов.

Вопрос 8: Как мифы о первобытных людях могут быть использованы в бизнесе

Мифы о первобытных людях могут быть использованы в бизнесе для того, чтобы создать интересные и захватывающие истории, которые могут быть использованы для маркетинга и рекламы. Они могут быть использованы для создания новых и оригинальных идей, а также для изучения культуры и истории первобытных народов. Мифы могут быть использованы для создания интересных и запоминающихся брендов и продуктов.

Что представляют собой мифы о первобытных людях

Для человека первобытной культуры миф воспринимался как живое существо. Жизнь мифа проявляла себя в «личности» - в человеке, растении, животном, в каком-либо явлении природы (молния, гром, лесной пожар, камень).

Эти явления понимались первобытным человеком в качестве своеобразного партнёра, который имеет свою силу воли, имеет собственные «личностные» характеристики.

Таким образом, сталкиваясь с бытием окружающего мира, человек ярко переживает на себе его воздействие, в этот процесс включаются его эмоциональное и творческое воображение, наряду с интеллектуальными способностями. Данные события наделяются своей особой индивидуальностью, которые нуждаются в описании и объяснении.

Это единство выступает в виде самобытного рассказа, которое воспроизводит пережитое событие, раскрывая его причинные связи. Этот рассказ и является тем, что называется мифом.

Замечание 1

Повествуя о мифе, первобытные люди прибегали к иному виду описания и интерпретации, отличающиеся от наших. Метафорическое отождествление играло важную роль в абстрактном анализе.

В мифе ключевым фактором является единство, с помощью которого переживаются, мыслятся и описываются реальные взаимодействия первобытного человека с силами природы. В мифе велся рассказ о тех событиях, от которых зависело существование человека.

Миф наделяется функцией миропонимания в древней культуре, тем способом, с помощью которого она создает собственное понимание ключевого значения бытия.

Миф становится самобытной философией , метафизикой первобытных людей.

Какие мифы о первобытных людях являются наиболее распространенными

История человечества относительно известна за последние 3-4 тысячи лет. Мы находим письменные источники, остатки архитектурных строений. А вот что творилось за десятки и даже сотни тысяч лет до этого окутано куда большей тайной. Ученые на основе осколков предметов быта, костей пытаются восстановить первые шаги человека, как разумного существа.

Нам кажется, что это были неуклюжие люди, закутанные в шкуры, что-то мычащие, да избивающие порой своих же соплеменников ради добычи. Но такой образ является упрощенным.

Наши представления о жизни доисторических людей основываются во многом на мифах, навеянных нам кинематографом. Наши далекие предки вели далеко не такую примитивную жизнь, как принято считать. А виноваты в этом распространенные заблуждения о доисторических людях.

Охотники-собиратели жили плохо и постоянно голодали

Это в нашей реальности сельское хозяйство кормит людей. Как только мы хотим перекусить, то просто подходим к холодильнику и выбираем любимое блюдо. В те времена о бутербродах и холодильнике люди и не мечтали. У человека было лишь копье, а его «обед» бегал по лесу и его еще надо было поймать. В те времена добыть себе пропитание было непросто. Что уж там говорить о рациональном здоровом питании. Кажется, что процветать могли только те племена, которые начали выращивать сами продукты питания. И эта полезная практика была постепенно перенята и другими группами людей. На самом деле при переходе к земледелию жизнь людей стала сложнее. С одной стороны, человек стал вести оседлый образ жизни, что мы имеем и теперь. Но разве так уж плохо жили охотники-собиратели? Рацион из мяса и овощей был довольно здоровым и разнообразным. Да и добыча пищи была не такой уж и сложной. Сегодня племена, живущие по аналогичному принципу, тратят на охоту и собирательство всего 14 часов в неделю. Выращивание растений и скота занимает куда больше сил. Есть мнение, что сельское хозяйство вообще появилось от отчаяния. Изобилие пищи привело к взрывному росту популяции человека. И тогда уже дичи перестало хватать на всех. Первые фермеры обнаружили, что их труд позволяет обеспечить себя едой, но при этом работа оказывается куда более изнурительной, чем у охотников. Если те были сильными и мощными людьми, употреблявшими питательное мясо, то первые крестьяне оказались невысокими и костистыми. Сильно влияла на строение тела и тяжелая работа, и качество первых выращиваемых продуктов. Да и болезни животных, живших рядом с человеком, стали ему передаваться. Сладкое зерно привело к заболеваниям зубов. Появилось и социальное неравенство. Если охотники вынуждены были работать вместе для загона добычи, то фермеры с излишком урожая могли нанимать своих менее удачных собратьев на работу. Тенденция усугублялась, деля социальные разрывы все значительнее.

Какие факты подтверждают или опровергают мифы о первобытных людях

Устойчивая символическая картина мира складывается уже в эпоху мезолита в форме мифологической картины мира. Человек мезолита постепенно переходит к земледелию, осваивает растительный мир, открывает для себя иную, по сравнению с охотниками, природную среду. Растение связано со стихиями, оно укоренено в земле, а его крона тянется к небу. Растение и дает человеку образ «мирового древа». Мир населяется сверхъестественными существами, духами, которые обитают в деревьях, камнях, ручьях, скалах, оживляя вселенную для обеспечения взаимодействия с ней человека.

Исследователь мифа М.Элиаде в работе «Аспекты мифа» определяет миф (греч. mythos – «предание») как архаическую форму мышления первобытного человека, которая продуцируется в изложение сакральной истории, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение. Это всегда рассказ о некоем «творении», в мифе сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «что-то». Персонажи мифа – существа сверхъестественные. Миф раскрывает их творческую активность или обнаруживает священность их действий. В целом миф описывает различные проявления священного в этом мире.

Первобытный миф представлял собой своеобразную дописьменную ментальность, которая воплощалась в знаковых системах устной коммуникации. Рассказ первобытного сказителя нес в себе гипнотический эффект, воспроизведение материала сопровождалось импровизацией в сочетании с пением, пантомимой или танцем. Все это способствовало обеспечению соучастия в рассказе и идентификации с персонажами его сюжета. Важная функция мифа как сакральной истории – в экзистенциальном утверждении человека. «Знать» миф – означает приблизиться к пониманию сущности всего, к тайне происхождения. Человек религиозный, повторяя мифологическую модель, ничего не боится, поскольку повторяет действия божества. Миф актуализируется в ритуале, через который осуществляется приобщение человека к священному. Человек ощущает потребность погружения в священное, непреходящее время – «время оно». Например, миф о происхождении пищевых растений из экскрементов или пота божества или мифического предка порождал представление о том, что питаясь растениями, человек приобщается к священному.

Как формировались мифы о первобытных людях

Пещеры — это, наверное, ключевой элемент в популярном образе первобытных людей, вошедший и в школьные учебники, и в древние мифы. Даже страшный циклоп Полифем жил в пещере со своим стадом баранов.

Действительно, останки людей (и не только людей) нередко находили в пещерах. Но это потому, что безжалостное время уничтожило следы многих наземных стоянок человека. А под каменной крышей кости лучше сохраняются.

Стоянка древних людей, художник Зденек Буриан

Причём не только кости наших предков. Пещерный медведь и пещерный лев получили такое название потому, что их останки массово были обнаружены именно в пещерах. При этом как минимум в одном случае черепа медведей принесли и аккуратно уложили там древние люди. Видимо, в культовых целях.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Часть пещер действительно могла использоваться людьми как убежища. Но во многих знаменитых своими рисунками скальных расщелинах люди не жили. Эти картинные галереи, видимо, были своего рода древними святилищами. А многочисленные останки Homo и разнообразных животных, найденные в некоторых карстовых пещерах Африки, были смыты потоками воды «со стола» хищников.

Говоря о наших первобытных предках, мы представляем завёрнутого в шкуру человека с дубиной в руке. Но дубина и шкура — такие же штампы, как и пещера, служившая жилищем нашим предкам. Вместо дубины было бы правильнее дать им в руки копьё с каменным наконечником. Например, культуры Кловис.

Наконечник культуры Кловис ()

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Культура Кловис возникла в Северной Америке около 11 тысяч лет назад. Её носители считаются охотниками на крупных животных, в том числе мамонтов.

Против шкуры не попрёшь, казалось бы. Однако и в них первобытные люди ходили далеко не везде. В австралийской пустыне, хотя температура по ночам там падает до нуля, аборигены обходились вообще без одежды. Привычка.

Как первобытные люди жили в действительности

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Первобытные люди для дошкольников
  • Темочки

Оборудование:Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи,береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки. картины с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей , рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями»

.Ход занятия :I. Орг. момент.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени. Сегодня на занятии мы узнаем , когда же появилась письменность. Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах . Но там жили не только люди : кого ещё можно было там встретить? Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных . - Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка,закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей). - Теперь мы с вами древние люди . Оглядитесь по сторонам, что мы видим? - Увидев такие следы, люди

постарались бы найти более безопасное место для жизни. Но где же искать? Вокруг только леса и горы. Вдруг, мы услышали шум воды. Это река! Река - это жизнь. Рядом с рекой можно найти пищу, построить жилище, защититься от диких животных.

Давайте посмотрим, что мы можем найти рядом с рекой (слайд с изображением рыб, ягод и других даров природы). - О, как много всего вкусного! Рыба, ягоды, орехи... Мы можем построить жилище из ветвей и листьев. Но как защититься от диких животных?

Вдруг, мы услышали громкий рык. Это лев! Что делать? Мы можем спрятаться за деревьями или убежать. Но что, если лев нас догонит? (слайд с изображением львов и других диких животных)

Древние люди изобрели огонь. Огонь - это защита, это жизнь. Мы можем разжечь огонь и отпугнуть диких животных. Мы можем приготовить пищу и согреться. Но как изобрести огонь?

Давайте попробуем сделать огонь (слайд с изображением древних людей, делающих огонь). - Ура! Мы сделали огонь! Теперь мы можем защититься от диких животных и приготовить пищу.

Древние люди жили в пещерах, но они также умели строить жилища из ветвей и листьев. Они умели изготавливать орудия труда из камня и костей. Они умели охотиться и собирать пищу. И они умели изобрести огонь.

Итак, древние люди жили в пещерах, но они также умели строить жилища и изготавливать орудия труда. Они умели охотиться и собирать пищу. И они умели изобрести огонь. Это были умные и resourceful люди.

подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму. - А чем люди отличаются от животных? - Что значит « общаться » ? -А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко? - Что могли использовать древние люди , чтобы передать сообщение?- Использовались разные сигналы: вот, например,индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра) . Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога) - А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана -там-тама (слайд с изображением там-тама) . 2 удара - приветствие,частая дробь - тревога.

Какие технологии использовались первобытными людьми

Проведенные в XIX–XX вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя — «Мы» — противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.

За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей, как уже отмечалось, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.