Фотографии с привидениями или фотошоп XIX века.
Американец Уильям мамлер в 1860-х наладил производство фотографий, на которых на заднем фоне были видны духи. Его фотолаборатория не знала отбоя от клиентов. В 1869 году его попытались судить за мошенничество, но не смогли доказать способы мистификаций фото. Мамлер заболел шизофренией и унес с собой в могилу тайны фотошопа XIX века.
1860-е годы - это самое страшное время за всю историю США: сотни тысяч убитых во время гражданской войны. В стране расцветает увлечение спиритизмом, когда родственники убитых солдат пытаются вызвать их дух. Бостонский гравёр Уильям мамлер вовремя сообразил, каков главный тренд эпохи, и сделал на нём хороший капитал. В 1862 году он переезжает в Нью-йорк и начинает работу над созданием технологии, способной проявлять на заднем фоне фотографии силуэт другого человека. Мамлер уверяет, что это дух родственника фотографирующегося человека. Известность мамлера растет, в день он зарабатывает до 30-40 долларов (3-4 тысячи долларов в современном исчислении. Фирма процветает ещё и потому, что жена мамлера - медиум, организатор спиритических сеансов. В 1863 году местные фотографы, политики и учёные пытались разоблачить мамлера. Они устроили общественную экспертизу его деятельности - фотограф при них производил все манипуляции при съёмках. Но после недели расследования и наблюдения экспертному совету им так и не удалось понять, как появляются духи на снимках мамлера.
В 1869 году мамлера уже пытается засудить нью-йоркский городской суд. Процесс идёт около месяца, и снова не удаётся доказать, что фотограф - мистификатор. Однако этот судебный процесс сильно подорвал авторитет и финансы мамлера. Судебные издержки обошлись ему в 5 тысяч долларов (немыслимые по тем временам деньги, около 500 тысяч по текущему курсу), а клиентура, хоть этих доказательств и не было, начала подозревать в нём мошенника. Да и ажиотаж вокруг спиритических сеансов стал спадать: гражданская война закончилась пять лет назад, и за это время многие люди свыклись со смертью родственников. Уильям мамлер ещё какое-то время продолжает свою фотографическую деятельность, но уже без прежнего размаха. В конце 1870-х он заболевает шизофренией, а в 1884 году, в возрасте всего 52 лет "Умирает от Тоски" (так тогда называли истощение нервной системы и упадок сил. Перед смертью он уничтожил почти все свои рабочие бумаги и фотоснимки. До нашего времени дошло около 2 тысяч фотографий его лаборатории.
Фотографы и учёные до сих пор не пришли к единому мнению, как мамлеру удавались такие снимки, при том, что на них действительно были силуэты погибших родственников фотографирующихся (самый знаменитый его снимок - вдова президента Авраама линкольна на фоне силуэта её погибшего мужа; этот снимок вверху. Одна из версий - на мамлера работала бригада воришек. Процесс мог обстоять так. Человек фотографировался и оставлял свой адрес. Мамлер обещал ему доставить фото на дом через 3-4 дня. Таким образом, если за это время воришкам удавалось проникнуть в дом фотографировавшегося и обнаружить там снимки его погибших родственников, то это фото доставлялось мамлеру, и оно накладывалось на снимок сфотографировавшегося. Получившееся фото объявлялось спиритическим, за него бралась повышенная плата. Таким образом, если фото погибшего родственника не удавалось выкрасть, клиенту выдавался обычный снимок с простым объяснением, что "дух не Вышел на Контакт". По свидетельству очевидцев, "Спиритическими" получались около трети всех снимков, сделанным мамлером. Но и эта версия остаётся лишь версией, доказательств, что производились именно такие манипулиции, не было тогда и тем более нет сегодня.
Однако первым этот жанр опробовал сэр Дэвид Брюстер, сделав несколько снимков для своей книги "Стереоскоп: его История, Теория и Устройство". Несмотря на то, что он использовал простой метод двойной экспозиции, и обман был разоблачен, другим фотографам идея фотографирования привидений показалась невероятно заманчивой. Здесь вы найдёте несколько наиболее удачных примеров фотографий с существами "из Другого Мира", сделанных за много лет до появления фотошопа.