Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Эссенциализм, или как выкинуть из своей жизни всё лишнее.

17.04.2016 в 19:31

Эссенциализм, или как выкинуть из своей жизни всё лишнее.

Представьте, что ваша жизнь и карьера - это шкаф. Тогда вещи, которые там хранятся, - список ежедневных дел и обязанностей. В случае если вы похожи на большинство людей, то, скорее всего, в вашем шкафу много лишнего. Эту кофту вы никогда не наденете, несколько пар старых брюк оставили для прогулок по лесу (вы действительно так часто ходите за грибами), а ту шляпу вообще храните из сентиментальности. Не пора ли сделать генеральную уборку?

Эссенциализм, или как выкинуть из своей жизни всё лишнее.Выкиньте из своего шкафа и из своей жизни всё ненужное. Несколько советов из книги Грега маккеона "Эссенциализм" в этом помогут.

Что ещё за эссенциализм?

Эссенциализм (от лат. Essentia - сущность) - постоянный поиск меньшего, но лучшего.

Путь эссенциалиста учит нас видеть, что действительно важно, то есть рассматривать все существующие варианты и выбирать только самые ценные. И помнить: иногда то, чего вы не делаете, так же важно, как то, что вы делаете.

Эссенциализм: 7 правил, которые сделают жизнь лучше.

Итак, к делу!

1. никогда не забывайте о свободе выбора.
Вы задумывались о том, что не любите свою работу или, может быть, вы третий год учитесь на юриста, хотя давно поняли, что юриспруденция вас не интересует?

Задайте себе вопрос: "могу ли я что-то изменить? Ответ: безусловно.

Запомните, у вас всегда есть право выбора. Как только вы это осознаете, можно приступать к следующему шагу.

2. ставьте чёткие цели.
Примерно и приблизительно - далеко не то же самое, что чётко и ясно. Туманная формулировка миссии фирмы может навредить рабочему процессу больше, чем вы думаете. Это вызывает дезориентацию в коллективе: никто не знает, чем конкретно и для чего он занимается. Сотрудники тратят слишком много сил на незначительные задачи, забывая о главном.

То же самое происходит с каждым человеком. Постарайтесь ясно формулировать, чего вы хотите добиться в карьере и личной жизни. От этого зависит, как вы будете действовать. Осознав свои истинные желания и ценности, вы перестанете распыляться на то, что вам совершенно не нужно.

3. будьте редактором своей жизни.
Итальянский скульптор Микеланджело буонаротти говорил: "Я Беру Камень и Отсекаю всё Лишнее". Это именно то, что вам следует сделать со своей жизнью.

Ещё одно интересное сравнение:

Представьте, что ваша жизнь - это статья в журнале, а вы - главный редактор. Знаете, как редактор поступит со всем ненужным, неважным, бессмысленным, отвлекающим? Правильно - вычеркнет.
У вас могут быть десятки перспектив, но не стоит хвататься за все шансы. Выбирайте один - тот, которому вы действительно готовы посвятить себя. Лишь в том случае, если вернуться к нашему шкафу, признайте, что можете без особого ущерба избавиться от 90% хлама.

4. отказывайтесь от обязательств.
Вы когда-нибудь играли в азартную игру и, потратив значительную сумму, не могли сказать себе "Стоп"? Дело в невозвратных издержках. Большинству людей трудно отказаться от того, во что они уже вложили средства, силы и время.

Но стоит ли упорствовать и прилагать ещё больше усилий, если очевидно, что проект бесперспективен? Разумеется, нет. Не попадайтесь в эту ловушку, учитесь вовремя отказываться от взятых на себя обязательств.

Ещё одна ловушка - эффект владения. Когда мы занимаемся каким-то проектом, то воспринимаем его как свою собственность, а значит, оцениваем гораздо выше, чем он стоит на самом деле.

Всегда спрашивайте себя: "если бы эта задача мне не принадлежала, на что я был бы готов, чтобы её заполучить? Так вы увидите истинную ценность дела и сможете отказаться от него, если игра не стоит свеч.

5. говорите решительное "нет".
Приходилось ли вам вопреки своим желаниям отвечать "да" на просьбы коллег, друзей, родственников? Внимание! Только в том случае, если с вами такого не случалось - вы исключение. Как правило, мы боимся кого-то обидеть, робеем перед начальником и стараемся не разочаровать людей. Но это ведёт к тому, что мы упускаем нечто более важное: собственную жизнь.

Нам необходимо стать мужественными и научиться говорить "нет". Только в том случае, если вы собирались посвятить выходные дни семье, не стоит соглашаться на предложение шефа поработать в субботу. В том случае, если планировали написать первую главу своей книги - откажитесь от встречи со знакомыми. Возможно, вы испытаете минуту неловкости, отвечая отказом. Но это всего лишь минута. Вам ведь не хочется потерять вечер, несколько дней или даже год своей жизни, решая чужие проблемы?

6. используйте правило 90%.
Это правило необходимо применять в ситуации любого выбора. Оценивая какой-то вариант, подумайте о самом важном критерии и поставьте ему баллы от 0 до 100. Лишь в том случае, если какой-то из вариантов получит оценку ниже 90 - забудьте о нём. Так вы избавите себя от сомнений и сразу отбросите лишние альтернативы с оценками от 60 до 70. Выбирайте не хорошие возможности, а прекрасные. Сколько вещей в своём гардеробе вы оценили бы на 90 баллов и выше? Остальным пора на свалку.

7. найдите место для размышлений.
В стэнфордской школе дизайна существует тайное убежище - "Будка - Нуар". Это крошечная комната, в которой нет ни окон, ни предметов, отвлекающих внимание, а стены обиты звукопоглощающим материалом. Туда может прийти любой студент, чтобы остаться в одиночестве и поразмышлять.

Постарайтесь найти подобное место, где вы сможете уединиться и спокойно подумать. Там вы полностью сконцентрируетесь на проблеме, проанализируете все альтернативы, определите самые значимые из них и примете важное решение.

Эссенциалисты предпочитают сделать меньше сегодня, чтобы выполнить гораздо больше завтра. Да, это уступка. Но в сумме эти маленькие уступки к огромному успеху приводят.

Эссенциализм грег МакКеон. Эссенциализм. Путь к простоте. Грег МакКеон

"Эссенциализм. Путь к простоте" — эта книга не имеет отношения к философии. Она просто научит вас, как сделать свою жизнь лучше. Рекомендовано для широкого круга читателей.

Грег МакКеон, бизнес-тренер и писатель. Он родился в Лондоне, учился в Стэнфорде и университете Бригама Янга. Имеет степени магистра и бакалавра. Написал несколько книг, преподавал в крупнейших мировых компаниях. Специалист по эссенциализму, ведет свой блог. Поскольку Грег не считает нужным афишировать свою жизнь, то информации о нем известно очень мало. Книга "Эссенциализм. Путь к простоте" написана в 2015 г.

Достигнув совершеннолетия и окончив учебу, человек включается в так называемую активную жизнь. Вся сознательная деятельность становится направлена на выполнение множества различных, зачастую никак не связанных между собой, действий в предельно короткие сроки. И так изо дня в день. В итоге сил и энергии становится все меньше. И зачастую приходится чем-то жертвовать, чтобы не выпасть из этого замкнутого круга. Чаще всего под ударом оказывается семья, либо работа. О собственных нуждах и желаниях и речи уже не идет, так как на них просто не хватает времени. Новый бич человечества — это тотальная нехватка времени, потому что мы не успеваем работать и жить одновременно.

Эта книга поможет нам разобраться с тем, что по-настоящему важно и имеет смысл и тем, что является ненужной шелухой. Автор дает практические рекомендации по поводу того, как избавиться от всего, что нас тормозит и мешает нам достигать наших истинных целей. Из этой книги мы можем почерпнуть, как продуктивно распоряжаться своим временем, не растрачивая его на ерунду. И, наконец, именно это произведение научит нас правильно расставлять приоритеты, определять то, что важно именно нам, а не кому-то другому.

Эссенциализм политика. Эссенциализм

Эссенциали́зм (от лат.   essentia «сущность»), субстанциализм (от лат.   substantia « субстанция », перевод слова греч. οὐσία «сущность») — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств, «концепция, предполагающая, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, и что для нас важна именно эта скрытая сущность».

Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской , определявшей совокупность качеств вещи, её чтойность . Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой. (Например, в критическом буддизме такой теорией полагается Татхагатагарбха , утверждающая изначальное присутствие в каждом чувствующем существе « природы будды »).

В философии Нового и Новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике со стороны таких авторов как Маркс , Ницше , Сартр и многих других.

Конструктивизм (философия)

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение)  — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира , а не как простое его отражение .

Таким образом, конструктивизм в философии представляет собой теорию, согласно которой всякая познавательная деятельность является конструированием, то есть, созданием некой конструкции. При этом различают узкий и широкий смысл термина «конструкция». В узком смысле, это построения и представления понятий в восприятии , геометрии и логике . В широком смысле, термин относится к особым аспектам миропонимания и самосознания  — организующим, структурирующим, формирующим и образным.

Сторонники конструктивизма полагают, что не существует никакой иной реальности, кроме создаваемой человеком. А радикальные конструктивисты вообще утверждают, что вся реальность и суждения о ней — антропогенны , антропоморфны и аксиологичны . То есть, не существует одинаковой для всех объективной и независимой от людей реальности . Также как не существует независимой от людей, одинаковой для всех объективной, «божественной» по своему статусу, истины. Согласно конструктивистам, принципиальное отличие человека от других существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конструктивное, творческое и постоянно «самотворящее» себя существо.

Основная статья: Радикальный конструктивизм

Теория, согласно которой знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или « отражать » её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой конструкцию, порождаемую самим индивидом в процессе познания на основе своего сенсорного опыта.

Ключевым вопросом радикального конструктивизма является отношение знания реальности (действительности) и самой действительности. Поэтому проблемой философского исследования становится не сама действительность, а способы её конструкции, что требует обращения к конкретным, эмпирически фиксируемым операциям наблюдения тех или иных агентов или наблюдающих систем.

Основными представителями радикального конструктивизма считаются Эрнст фон Глазерсфельд , Пауль Вацлавик , Умберто Матурана , Хайнц фон Фёрстер и др.

Основная статья: Социальный конструктивизм

Социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не могут быть сведены к материальным , в философском понимании, условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского .


Эссенциализм примеры. 2. Эссенциализм в понимании человека.

Эссенциализм – одно из современных общественных течений мысли. Это - сущностный подход в понимании человека. С позиции эссенциализма основной и ведущей стороной в человеке является его сущность. Сущность – это внутренние, устойчивые, неизменные качества и характеристики человека, позволяющие ему быть собой. В какие бы отношения человек не вступал, как бы он не маскировался – его сущность не меняется, - утверждают сторонники эссенциализма. Человек всегда остается самим собой. Он может как-то скрывать свои характеристики, казаться лучше, чем он есть на самом деле или, наоборот, казаться хуже – все равно он не меняется.

Однако истинная сущность человека рано или поздно проявляется, когда ему незачем будет ее скрывать, например, в условиях безграничной власти. Истинное лицо человека проявляется также в различных критических, экстремальных ситуациях. Дело в том, что именно в такие моменты человек понимает, что ему уже незачем прятаться под какой-либо маской. Таким образом, проявляется его настоящая неизменная сущность, которая не зависит от маски, которая на него надета.

В рамках христианской религии считается, что сущность человека абсолютно неизменна. Она дается человеку от Бога вместе с его душой. Считается, что у всех людей одинаковые сущности, как одинаковы их души: у мужчин и женщин, у рабов и рабовладельцев.

К Маркс впервые заметил, что у людей сущности могут быть разными. Различают сущность раба и рабовладельца, феодала и крестьянина, рабочего и собственника. По Марксу, сущностью человека является совокупность общественных отношений, в которые включен человек, и она зависит от его места в материально-производственных отношениях. Сущность, как внутреннее состояние человека, находится не внутри отдельного человека, а перед ним. Поэтому, чтобы изменить сущность человека, например, сделать его лучше, необходимо изменить общественные отношения, то есть совершить революцию.

Достоинством Маркса являлось то, что он заметил изменчивость сущности человека. Однако, как заметил Бердяев, он был хорошим социологом, но плохим биологом, то есть по Марксу, сущность человека является сугубо социальной. Если обратиться к учению Фрейда, то мы увидим близость некоторых его позиций к позициям эссенциализма. По Фрейду социальное начало, культура, является лишь оболочкой человека, а все внутреннее содержание – это биология. Сущность человека пронизана инстинктами, различными биологическими желаниями. Тонкая оболочка социального начала сдерживает человека, не дает выхода стихии страстей. Согласно Фрейду, между социальным началом и началом биологическим возникает жесткое противостояние.

Ккаждый индивид изначально враждебен культуре, так как культура, вне зависимости от формы и степени развитости, основана на ограничении первичных телесных импульсов, содержания которых с точки зрения культуры неприемлемы1. При этом, сложность индивидуальной ситуации заключается в том, что ни культурные запреты, ни требования инстинктов не являются по отношению к человеческим существам внешними, чужеродными. Напротив, они формируются в процессе развития личности, обуславливая направления взросления. И содержания бессознательного, и требования внешнего мира, воспринимаются индивидом как обязательные для исполнения, но, как правило, обе группы требований взаимно исключают друг друга.

Личность формируется в результате взаимодействия психических инвариантов: «Я» («сознание»), «Сверх – Я» («совесть»), «Оно» («бессознательное»). Я отвечает за согласование требований, исходящих от бессознательного (Оно) и Сверх – Я, а также внешнего мира. Развития Я (сознательной личности2) является результатом освобождения от влияния инфантильных переживаний, включая сексуально окрашенную зависимость от фигур родителей (фаза комплекса Эдипа: влечение к родителю противоположного пола, сопровождаемое желанием устранить родителя того же пола, что и ребенок Образы родителей становятся частью Я в раннем детстве и являются первыми содержаниями Сверх – Я. Впоследствии образы родителей заменяются фигурами учителей, старших друзей, а также иных значимых для данного индивида людей. Содержания Сверх – Я связаны не только с миром Оно, но и с внешним миром. Сверх – Я определяет наши представления о добре и зле, данная психическая структура символизирует для индивида культуру. В свою очередь Оно вмещает в себя импульсы, которым в Я нет места. Это импульсы и переживания, противоречащие требованиям Сверх –Я, к примеру, эмоции, переживаемые ребенком в фазе господства комплекса Эдипа.

Конструктивизм и Эссенциализм. Конструкционистский анализ социальной реальности

Социальный конструкционизм рассматривает процессы формирования людьми социальных феноменов . Одним из продуктов институализации социальных феноменов являются традиции . Конструируемая социальная реальность — перманентный, динамический процесс; реальность воспроизводится людьми в процессах её интерпретации ими и формулировки знаний о ней. Бергер и Лукман обосновывают идею о том, что любое знание, включая самые основополагающие представления о социальной реальности, образующие так называемый здравый смысл , происходит и поддерживается за счёт социальных интеракций.

В социальном взаимодействии люди исходят из предпосылки о схожести восприятий реальности, из «здравого смысла». Основывая свою активность на данном убеждении их общие представления и понимание реальности повседневной жизни воспроизводятся и закрепляются. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей — социальной конвенции, то любые человеческие типологии и системы ценностей , социальные образования воспринимаются людьми как объективная реальность . Таким образом социальная реальность конструируется самими акторами.

Одной из задач социального конструкционизма является исследование тех процессов, посредством которых человек формирует, институализирует, постигает и интегрирует в традицию и социальные ценности социальные феномены . Поскольку социальные конструкты, как интерпретации реальности и объекты знания, не предзаданы от «природы», они должны постоянно поддерживаться и подтверждаться, чтобы существовать.

Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её. С точки зрения теории социальный конструкт и лежащая в его основе идея остаются изобретением или искусственно созданным культурным артефактом , принадлежащим определённой культуре или сообществу. Человек избирателен по отношению к социальным конструктам, принимая одни и отвергая другие. Существование социальных конструктов не определяется трансцендентной сущностью или природой. В то же время такое понимание социального контрукта не следует трактовать как радикальный антидетерминизм .

Социальный конструкционизм противопоставляется эссенциализму  — представлению о том, что социальная реальность определяется внеисторическими и независящими от сознания человека сущностями.

Видео «Эссенциализм». Грег МакКеон | Книга за 6 минут

Эссенциализм Поппер. Эссенциализм как философское учение

Эссенциализм (от лат. essence -- сущность) -- термин, которым К. Поппер обозначил направление в философии науки. Оно было сформировано точкой зрения о том, что конечная цель науки заключается в познании «сущностей», которые лежат в основе наблюдаемых явлений. При этом данная цель вполне достижима, т.е. научные теории, которые раскрывают эти, истинны, и потому неизменны, а их рациональная критика не имеет место.

Эссенциализм берёт начало ещё в античной рационалистической традиции Платона, и получил свежую интерпретацию во времена эпохи Возрождения, когда стал гносеологической предпосылкой науки И. Ньютона и Г. Галилея. Новоевропейская наука, представив себя как единственно надежное средство миропознания, показала метод рациональной реконструкции эмпирических данных, который позволял объяснять их как следствия универсальных законов, проявляющих «истину мира». Спор между рационализмом и эмпиризмом о корнях человеческого познания во времена развития классической науки затрагивал методологическую сторону последней, но не ее эссенциалистскую установку.

Основания для критики эссенциализма заложили Д. Юм и И. Кант, а последующее развитие методологии поставило вопрос о границах, пересечение коих превращает науку в метафизическую спекуляцию, которая лишена прочной опытной основы. Эссенциализму противостоит позитивизм, который полностью отрицает «сущности», нередуцируемые к наблюдениям, и инструментализм, который рассматривает различные научные теории только как инструменты, созданные для связи высказывания о явлениях отношениями выводимости, но который оставляет за рамками научного объяснения попытки определить такие отношения между высказываниями о наблюдаемых явлениях и высказываниями «сущностях». Поппер показал, что эссенциализм и инструментализм склонны ограничивать рациональную критику как движущую силу научного познания: первый -- тем, что предполагает окончательные объяснения, второй -- тем, что делает саму идею эмпирического опровержения теории бессмысленной. Эссенциалистское допущение о «скрытых» (от наблюдения) сущностях, которое абсолютно бесполезно с методологической точки зрения, может оказаться даже тормозом в развитии науки, когда превращается в догму и препятствует обнаружению новых проблем и формированию смелых гипотез. Но оно отнюдь не бессмысленно и, вероятно, даже полезно, в случае, когда оно относится к сфере вненаучных убеждений (метафизических догадок, которые способны стимулировать научное творчество, или, например, веры в силу рационально-критической дискуссии).

Эссенциализм в политике. Эссенциализм


Эссенциали́зм (от лат.   essentia «сущность»), субстанциализм (от лат.   substantia « субстанция », перевод слова греч. οὐσία «сущность») — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств, «концепция, предполагающая, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, и что для нас важна именно эта скрытая сущность».

Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской , определявшей совокупность качеств вещи, её чтойность . Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой. (Например, в критическом буддизме такой теорией полагается Татхагатагарбха , утверждающая изначальное присутствие в каждом чувствующем существе « природы будды »).

В философии Нового и Новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике со стороны таких авторов как Маркс , Ницше , Сартр и многих других.

Эссенциализм и Экзистенциализм.

3. Экзистенциализм против эссенциализма

Экзистенциализм XIX и XX веков возник как протест против совершенного эссенциализма Гегеля. Представители экзистенциализма, среди которых были и ученики Гегеля, критиковали не какую-то отдельную особенность его мышления. Они были заинтересованы не в исправлении его философии, но ополчились на эссенциалистскую идею как таковую, а вместе с ней - и на все новейшие представления человека о самом себе и о своем мире. Их наступление было и остается бунтом против самоинтерпретации человека в современном индустриальном обществе.

Непосредственное наступление на Гегеля шло с нескольких сторон. В систематической теологии мы не можем уделять внимания отдельным бунтарям (таким как Шеллинг, Шопенгауэр, Кьеркегор или Маркс). Достаточно сказать, что в эти десятилетия (1830-1850) готовились историческая судьба и культурное самовыражение западного мира в XX веке. В систематической теологии мы должны показать сам характер экзистенциального переворота и сопоставить выработанный в его ходе смысл существования с теми религиозными символами, которые указывают на человеческую бедственность.

Общим пунктом всех экзистенциалистских нападок является то, что экзистенциальная ситуация человека — это состояние отчуждения от его эссенциальной природы. Гегель это отчуждение осознавал, но он верил, что оно было преодолено и что человек примирился со своим истинным бытием. Согласно всем представителям экзистенциализма, эта вера и была коренной ошибкой Гегеля. Примирение - это нечто предварительное и ожидаемое, но никак не реальное. Мир не примирен - ни в индивиде (как это показывает Кьеркегор), ни в обществе (как это показывает Маркс), ни в жизни как таковой (как это показывают Шопенгауэр и Ницше). Существование - это отчуждение, а не примирение; существование - это обес-человечивание, а не выражение сущностной человечности. Существование — это такой процесс, в ходе которого человек становится вещью и перестает быть личностью. История — это не божественное самопроявление, но череда непримиримых конфликтов, угрожающих человеку саморазрушением. Существование индивида наполнено тревогой и находится под угрозой бессмысленности. Все сторонники экзистенциализма сходятся в таком понимании человеческой бедственности и потому противостоят гегелевскому эссенциализму. Они чувствуют, что он представляет собой попытку скрыть правду об актуальном состоянии человека.