Эпоха Барокко в музыке. Музыка Барокко
- Эпоха Барокко в музыке. Музыка Барокко
- Барокко это определение. Значение слова «барокко»
- Барокко в россии. Основные черты и особенности стиля Русское Барокко в архитектуре
- Эпохи в музыке в хронологическом порядке. Музыка раннего периода и эпохи Ренессанса
- Видео история музыки. Передача 5. Музыка эпохи барокко. Часть 2
Эпоха Барокко в музыке. Музыка Барокко
Слово "барокко" пришло из португальского языка и означает "жемчужина неправильной формы", с итальянского языка это слово переводится как странный, причудливый. Какими бы ни были корни этого слова, именно эпоха барокко считается началом распространения западноевропейской цивилизации.
Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть нестественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и с огромной юбкой, а мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен.
В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения , позволило процветать светской музыке.Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.
Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху Барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение "контрастировать" или "бороться", но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки.
Двумя из самых великих композиторов концертов того времени были Корелли и Вивальди , их творчесво пришлось на конец эпохи Барокко и они установили и упрочили концерт как способ продемонстрировать всё мастерство солиста.
В начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавальери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.
Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке, фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.
Опера распространилась во Франции и Англии благодаря великим работам композиторов Рамо, Генделя и Перселла .
В Англии была также развита оратория , которая отличается от оперы отсутствием сценического действия, оратории часто основаны на религиозных текстах и историях. "Мессия" Генделя - показательный пример оратории.
В Германии опера не завоевала такой популярности, как в других странах, немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.
Иоганн Себастьян Бах , величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху Барокко. Его подход к музыке открыл безграничные возможности создания произведений.
Основным инструментом той эпохи был клавесин - предшественник фортепиано.
Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко - концерт , соната, опера.
Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
Барокко это определение. Значение слова «барокко»
БАРО́ККО , нескл., ср. Художественный стиль 16—18 вв. (получивший наибольшее развитие в архитектуре), отличавшийся декоративной пышностью деталей и живописностью.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):
- Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Барокко в россии. Основные черты и особенности стиля Русское Барокко в архитектуре
Россия, в развитии и совершенствовании, как известно, идет своими самобытными путями. И что в Европе барокко, то в России — русское барокко — уникальный аналог столь популярного европейского стиля.
Несмотря на то, что мы многое заимствовали, нашими самодержцами поощрялись приглашения заграничных архитекторов и прочих мастеров, ряд национальных особенностей, которые накладывались на любое нововведение, делали его уже не пришлым, а логичным.
Название стиля произошло от итальянского слова, в переводе означающего «вычурный, причудливый».
В нашей стране начало эпохи русского барокко было положено примерно в первой половине 18 века. Во многом барокко развивалось на фоне укрепления дворянской власти. Но есть и другое мнение, которое отсылает нас еще к 17 веку, во времена строительства первых восьмериков на четверике - традиционных храмовых построек русского барокко. Ярко выделяется развитие "московского барокко", оно включает в себя различные стили, среди которых
- строгановский,
- нарышкинский,
- голицынский стили,
- петровское барокко,
- русское барокко елизаветинского времени.
Все величие воплощения черт барокко можно увидеть в Петергофе , а также многих городских усадьбах Санкт-Петербурга. Во многом архитектура этого времени связана с именем великого зодчего своего времени - Дмитрия Васильевича Ухтомского .Среди национальных особенностей можно увидеть:
- следование ясной структуре зданий,
- простоте построений,
- отчетливую связь между фасадами и декором.
Вся архитектура русского барокко настроена на мажорный лад — она яркая, золоченая, контрастная.Западный барокко складывался на совершенно другой основе, а потому при заимствовании стиля мы не переняли эти черты, а нашли исход в узорочье, своем исконном направлении.
В целом можно выделить три направления русского барокко в архитектуре, среди них:
Мотивы первого направления появились, как ясно из названия, в культовой архитектуре, а позже были переняты и для светского строительства. Пластичность линий, штукатуренные фасады, окрашенные в яркие цвета, растительные орнаменты — таким было нарышкинское барокко. Некоторые церкви смотрелись, как нарядные пряники, до чего они были уютны и понятны русской душе.
Дворцовое русское барокко
Дворцовое барокко дало начало проектированию зданий сразу с учетом внутреннего планирования, подчеркивается взаимосвязь внутреннего и внешнего облика. Во дворцовых ансамблях нашли свое отражение роскошь убранства и пышность фасадов, избыточность декора и красота, приятная глазу. Вспомните Екатерининский дворец , что в Царском Селе, это истинный образчик русского барокко. Лазурный цвет фасадов прекрасно сочетается с белоснежными колоннами и золочеными статуями.
Народное барокко
Наконец, народное барокко возникло под влиянием стремления русской души к празднику. Оно нашло свое воплощение в обилии красочных росписей, резьбы на крестьянских избах. Райское богатство барокко воплощалось в узорах, растительных орнаментах, прикладном крестьянском искусстве.
Русское барокко - один из европейских стилей, который органично вписался в нашу самобытность и национальную традицию.
Эпохи в музыке в хронологическом порядке. Музыка раннего периода и эпохи Ренессанса
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему … Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.» — Платон.
Музыка отражает ту или иную эпоху и её историю — судьбы композиторов, их творчество и музыкальные инструменты, которые у каждого периода были свои. Историю классической музыки можно сравнить с историей цивилизаций. И если задуматься, то так оно и есть.
Абсолютно все великие произведения классической музыки отражают атмосферу той эпохи, в которой они создавались. И атмосферу эту может прочувствовать на себе, окунуться в неё и стать её частичкой каждый человек, достаточно лишь нажать на кнопку «плей».
Источник: google.comУдивительно и то, что великие произведения классической музыки знаменовали важные этапы жизни не только отдельных людей, но и целых наций. Ярким примером таких произведений являются «Свадебный марш» Мендельсона или «Траурный марш» Шопена. А церемония коронования британских монархов, к примеру, всегда сопровождается гимном Генделя «Садок-священник».
С момента зарождения и до наших дней классическая музыка пережила несколько этапов в истории, плавно перетекая из одной эпохи в другую. Начинается история классической музыки с раннего периода и эпохи Ренессанса, затем следует эпоха барокко, далее классический период, эпоха романтизма и завершает всё современный период. Рассмотрим каждую эпоху в отдельности, и начнём разумеется с раннего периода и Ренессанса.