Монголо-татарское иго. Что прикрыли татаро-монгольским игом
- Монголо-татарское иго. Что прикрыли татаро-монгольским игом
- Ледовое побоище 1242 года
- Невская битва. Битва Александра Невского со шведами
- Сколько лет Россия находилась под татарским игом?
- Свержение монголо-татарского ига. Свержение монголо-татарского ига
- Монголо-татары их происхождение. Откуда взялся термин «монголо-татары»?
- Как долго длилось монголо татарское иго?
- Монголо-татарское нашествие.
- Татаро-монгольское иго. Татаро-монгольское иго: дата начала и конца, согласно официальной версии, даты и цифры
- Было ли монголо-татарское иго. Роль Золотой Орды в трансформации русской церковной системы
Монголо-татарское иго. Что прикрыли татаро-монгольским игом
Примечание: мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Уже давно не секрет, что "Татаро-монгольского ига" не было, и никакие татары с монголами Русь не покоряли. Но кто и для чего историю сфальсифицировал? Что было спрятано за татаро-монгольским игом? Кровавая христианизация руси ….
Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно и делалось это сo вполне определённой целью … но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему?
В том случае, если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что "Татаро-монгольское иго" было придумано для того, чтобы скрыть последствия "крещения" киевской Руси. Ведь эта религия навязывалась далеко не мирным способом … в процессе "Крещения" была уничтожена большая часть населения киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы, которые стояли за навязыванием этой религии, в дальнейшем и сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели ….
Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в интернете. Опуская научные изыскания и обоснования, кои описаны уже достаточно широко, мы подытожим основные факты, которые опровергают большую ложь о "Татаро-монгольском иге".
1. Чингисхан.
Раньше на Руси за управление государством отвечали 2 человека: князь и хан. Князь за управление государством в мирное время отвечал. Хан или "Военный Князь" брал бразды управления на себя во время войны, в мирное время на его плечах лежала ответственность за формирование орды (армии) и поддержание её в боевой готовности.
Чингис хан - это не имя, а титул "Военного Князя", который, в современном мире, близок к должности главнокомандующего армией. И людей, которые носили такой титул, было несколько. Самым выдающимся из них был Тимур, именно о нём обычно и идёт речь, когда говорят о Чингис хане.
В сохранившихся исторических документах этот человек описан, как воин высокого роста с синими глазами, очень белой кожей, мощной рыжеватой шевелюрой и густой бородой. Что явно не соответствует приметам представителя монголоидной расы, но полностью подходит под описание славянской внешности (Л. Н. Гумилёв - "Древняя Русь и Великая Степь". В современной "Монголии" нет ни одной народной былины, в которой бы говорилось, что эта страна когда-то в древности покорила почти всю Евразию, ровно, как и нет ничего и о великом завоевателе Чингис хане … (Н. в. Левашов "зримый и незримый геноцид".
2. Монголия.
Государство Монголия появилась , внимание, только в 1930-х годах, когда к кочевникам, проживающим в пустыне Гоби, приехали большевики и сообщили им, что они - потомки великих монголов, и их "Соотечественник" создал в своё время великую империю, чему они очень удивились и обрадовались. Слово "Могол" имеет греческое происхождение и означает "великий". Этим словом греки называли наших предков - славян. Никакого отношения к названию какого-либо народа оно не имеет (Н. в. Левашов "Зримый и Незримый Геноцид".
3. состав армии "Татаро - Монголов".
70-80% Армии "Татаро - Монголов" составляли русские, остальные 20-30% приходились на другие малые народы Руси, собственно, как и сейчас. Этот факт наглядно подтверждает фрагмент иконы Сергия радонежского "Куликовская Битва". На нём чётко видно, что с обеих сторон воюют одинаковые воины. И это сражение больше похоже на гражданскую войну, чем на войну с иностранным завоевателем.
4. как выглядели "Татаро - Монголы"?
Обратите внимание на рисунок гробницы Генриха II набожного, который был убит на легницком поле. Надпись следующая: "Фигура Татарина под Ногами Генриха II, Герцога Силезии, Кракова и Польши, Помещённая на Могиле в Бреслау Этого Князя, Убитого в Битве с Татарами при Лигнице 9 Апреля 1241 г." у этого "татарина" совершенно русская внешность, одежда и оружие. На следующем изображении - "Ханский Дворец в Столице Монгольской Империи Ханбалыке" (считается, что ханбалык - это якобы и есть Пекин. Что здесь "Монгольского" и что - "китайского"? Вновь, как и в случае с гробницей Генриха II, - люди явно славянского облика. Русские кафтаны, стрелецкие колпаки, те же окладистые бороды, те же характерные лезвия сабель под названием "Елмань". Крыша слева - практически точная копия крыш старорусских теремов … (а. Бушков, "Россия, Которой не Было".
5. генетическая экспертиза.
По последним данным, полученным в результате генетических исследований, оказалось, что татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов - колоссальны: "отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально - азиатского) действительно велики - этo как бы два разных мира …".
6. документы в период татаро-монгольского ига.
За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.
7. отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге.
На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием "Татаро-монгольское иго". Вот одна из таких подделок. Этот текст называется "Слово о Погибели Русской Земли" и в каждой публикации объявляется "отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения … о татаро-монгольском нашествии":
"О, светло светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля русская, о православная Вера христианская. В этом тексте нет даже намёка на "Татаро-монгольское иго". Но зато в этом "Древнем" документе присутствует такая строчка: "всем ты преисполнена, земля русская, о православная Вера христианская! До церковной реформы Никона, которая была проведена в середине 17 века, христианство на Руси называлось "Правоверным". Православным оно стало называться только после этой реформы … стало быть, этот документ мог быть написан не ранее середины 17 века и никакого отношения к эпохе "Татаро-монгольского ига" не имеет ….
На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись, можно увидеть следующую картину. Западная часть Руси называется московия, или московская тартария … в этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем московской тартарии или герцогом (князем) московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на Востоке и юге от московии того времени, называется тартария или русская империя (см. Карту.
В 1-м издании британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:
"Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и Западе: которая называется великая тартария. Те тартары, живущие южнее московии и Сибири, называются астраханскими, черкасскими и дагестанскими, живущие на северо-западе от каспийского моря, называются калмыкскими тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и каспийским морем; узбекскими тартарами и монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, тибетскими, живущие на северо-запад от Китая …".
Откуда пошло название тартария.
Наши предки знали законы природы и реальное устройство мира, жизни, человека. Но, как и сейчас, уровень развития каждого человека не был одинаковым и в те времена. Людей, которые в своём развитии ушли значительно дальше других, и которые могли управлять пространством и материей (управлять погодой, исцелять болезни, видеть будущее и т. д. ), называли волхвами. Тех из волхвов, кто умел управлять пространством на планетарном уровне и выше, называли богами.
То есть, значение слова бог, у наших предков было совсем не таким, каким оно является сейчас. Богами были люди, ушедшие в своём развитии намного дальше, чем подавляющее большинство людей. Для обычного человека их способности казались невероятными, тем не менее, боги тоже были людьми, и возможности каждого бога имели свой предел.
У наших предков были покровители - бог тарх, его ещё называли даждьбог (дающий бог) и его сестра - богиня тара. Эти боги помогали людям в решении таких проблем, которые наши предки не могли решить самостоятельно. Так вот, боги тарх и тара обучали наших предков тому, как строить дома, возделывать землю, письменности и многому другому, что было необходимо для того, чтобы выжить после катастрофы и со временем восстановить цивилизацию.
Поэтому ещё совсем недавно наши предки говорили чужестранцам: "мы дети тарха и тары …". Говорили так, потому что в своём развитии, действительно были детьми по отношению к значительно ушедшим в развитии тарху и таре. И жители других стран называли наших предков "Тархтарами", а в дальнейшем, из-за сложности в произношении - "тартарами". Отсюда и произошло название страны - тартария ….
Крещение руси.
При чём здесь крещение руси? - Могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причём. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом … до крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать. Вспомним из школьной программы по истории, хотя бы, те же "Берестяные Грамоты" - письма, которые писали друг другу крестьяне на бересте из одной деревни в другую.
У наших предков было ведическое мировоззрение, как я уже писал выше, это не было религией. Так как суть любой религии сводится к слепому принятию каких-либо догм и правил, без глубокого понимания, почему нужно делать именно так, а не иначе. Ведическое мировоззрение же давало людям именно понимание реальных законов природы, понимание того, как устроен мир, что есть хорошо, а что - плохо.
Люди видели, что происходило после "Крещения" в соседних странах, когда под воздействием религии успешная высокоразвитая страна с образованным населением в считанные годы погружалась в невежество и хаос, где читать и писать умели уже только представители аристократии, и то далеко не все ….
Все прекрасно понимали, что в себе несёт "Греческая Религия", в которую собирался крестить киевскую Русь князь Владимир кровавый и те, кто стоял за ним. Поэтому никто из жителей тогдашнего киевского княжества (провинции, отколовшейся от великой тартарии) не принимал эту религию. Но за Владимиром стояли большие силы, и они не собирались отступать.
В процессе "Крещения" за 12 лет насильственной христианизации было уничтожено, за редким исключением, практически всё взрослое население киевской Руси. Потому что навязать такое "Учение" можно было только неразумным детям, которые, в силу своей молодости, ещё не могли понимать, что такая религия обращала их в рабов и в физическом, и духовном смысле этого слова. Всех же, кто отказывался принимать новую "Веру", убивали. Это подтверждают дошедшие до нас факты. В том случае, если до "Крещения" на территории киевской Руси было 300 городов и проживало 12 миллионов жителей, то после "крещения" осталось только 30 городов и 3 миллиона населения! 270 городов были разрушены! 9 миллионов людей было убито! Дий Владимир, "Русь Православная до Принятия Христианства и После".
Но, несмотря на то, что практически всё взрослое население киевской Руси было уничтожено "Святыми" крестителями, ведическая традиция не исчезла. На землях киевской Руси установилось так называемое двоеверие. Большая часть населения чисто формально признавало навязанную религию рабов, а сама продолжала жить по ведической традиции, правда, не выставляя это напоказ. И это явление наблюдалось не только в народных массах, но и среди части правящей элиты. И такое положение вещей сохранялось вплоть до реформы патриарха Никона, который придумал, как можно всех обмануть.
Но ведическая славяно - арийская империя (великая тартария) не могла спокойно смотреть на происки своих врагов, которые уничтожили три четверти населения киевского княжества. Только её ответные действия не могли быть мгновенными, в силу того, что армия великой тартарии была занята конфликтами на своих дальневосточных границах. Но эти ответные действия ведической империи были осуществлены и вошли в современную историю в искажённом виде, под названием монголо-татарского нашествия орд хана Батыя на киевскую Русь.
Только к лету 1223 года на реке Калке появились войска ведической империи. И объединённое войско половцев и русских князей было полностью разбито. Так нам вбивали на уроках истории, и никто не мог объяснить толком, почему русские князья дрались с "Врагами" так вяло, а многие из них переходили даже на сторону "монголов"?
Причина такой несуразицы была в том, что русские князья, принявшие чуждую религию, прекрасно знали, кто и почему пришёл ….
Так вот, не было никакого монголо-татарского нашествия и ига, а было возвращение взбунтовавшихся провинций под крыло метрополии, восстановление целостности государства. У хана Батыя была задача возвратить под крыло ведической империи западноевропейские провинции - государства, и остановить нашествие христиан на Русь. Но сильное сопротивление некоторых князей, почувствовавших вкус ещё ограниченной, но очень большой власти княжеств киевской Руси, и новые беспорядки на дальневосточной границе не позволили довести эти планы до завершения (Н. в. Левашов "Россия в Кривых Зеркалах", том 2..
Выводы.
По сути, после крещения в киевском княжестве в живых остались только дети и очень малая часть взрослого населения, которая приняла греческую религию - 3 миллиона человек из 12-миллионного населения до крещения. Княжество было полностью разорено, большая часть городов, сёл и деревень - разграблена и сожжена. Но ведь точно такую же картину рисуют нам авторы версии о "Татаро-монгольском иге", отличие лишь в том, что эти же жестокие, действия там проделывали якобы "татаро - монголы"!
Как было всегда, победитель пишет историю. И становится очевидным, что для того, чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено киевское княжество, и с целью пресечь все возможные вопросы, и было впоследствии придумано "Татаро-монгольское иго". Детей воспитали в традициях греческой религии (культ Дионисия, а в дальнейшем - христианство) и переписали историю, где всю жестокость свалили на "диких кочевников"…примечание: мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Ледовое побоище 1242 года
Одним из самых значимых событий средневековой российской истории стало Ледовое побоище 1242 года, состоявшееся 5 апреля на льду Чудского озера. Сражение подвело итог продолжавшейся почти два года войне между Ливонским орденом и северными русскими землями — Новгородской и Псковской республиками. Эта битва вошла в историю как яркий пример героизма русских воинов, отстаивавших свободу и независимость страны от иноземных захватчиков.Исторический контекст и начало войны
Конец первой половины XIII века был очень тяжелым и трагическим для Руси. В 1237—1238 годах по северо-восточным княжествам пронесся вихрь монголо-татарского нашествия . Десятки городов были разгромлены и сожжены, люди перебиты или уведены в плен. Территория страны находилась в сильном запустении. В 1240 году начался западный поход монголов, в ходе которого удар обрушился на южные княжества. Этой ситуацией решили воспользоваться западные и северные соседи Руси — Ливонский орден, Швеция и Дания.
Еще в 1237 году римский папа Григорий IX объявил очередной крестовый поход против «язычников», населявших Финляндию. Боевые действия Ордена Меченосцев против местного населения в Прибалтике продолжались всю первую половину XIII века. Неоднократно немецкие рыцари предпринимали походы против Пскова и Новгорода. В 1236 году меченосцы вошли в состав более могущественного Тевтонского ордена. Новое образование получило название Ливонского ордена.
В июле 1240 года на Русь напали шведы. Новгородский князь Александр Ярославич быстро выступил с дружиной и разгромил захватчиков в устье Невы. Именно за этот ратный подвиг полководец получил почетное прозвище Невского. В августе того же года начали боевые действия и ливонские рыцари. Сначала они захватили крепость Изборск, а после осады — и Псков. В Пскове они оставили своих наместников. В следующем году немцы начали опустошать новгородские земли, грабить купцов, угонять население в плен. В этих условиях новгородцы попросили владимирского князя Ярослава прислать своего сына Александра, княжившего в Переяславле.
Действия Александра Ярославича
Прибыв в Новгород, Александр первым делом решил отвести непосредственную угрозу. С этой целью был предпринят поход против ливонской крепости Копорье, построенной неподалеку от Финского залива, на территории племени водь. Крепость была взята и разрушена, а остатки немецкого гарнизона взяты в плен.
Князь Александр Ярославович Невский. Годы жизни 1221 — 1263
Весной 1242 года Александр выступил в поход на Псков. Помимо своей дружины, с ним была владимиро-суздальская дружина младшего брата Андрея и полк новгородского ополчения. Освободив Псков от ливонцев, Александр усилил свое войско присоединившимися псковичами и продолжил поход. Перейдя на территорию Ордена, вперед была отправлена разведка. Основные силы были размещены «в зажитиях», то есть по местным деревням и селам.
Ход битвы
Передовой отряд встретил немецких рыцарей и вступил в с ними в бой. Перед превосходящими силами русским воинам пришлось отступить. После возвращения разведки Александр развернул свои войска, «въспятися» назад на берег Чудского озера. Здесь было выбрано удобное место для битвы. Русские войска стали на восточном берегу Узмени (небольшое озеро или пролив между Чудским и Псковским озерами), неподалеку от Вороньего камня.
Карта-схема битвы
Место было выбрано с таким расчетом, что прямо за спинами воинов находился лесистый заснеженный берег, на котором было затруднено движение конницы. При этом русские войска находились на мелководье, которое промерзло до самого дна и могло легко выдержать многих вооруженных людей. А вот на территории самого озера были участки с рыхлым льдом — сиговицы.
Сражение началось с таранного удара тяжелой ливонской конницы прямо в центр построения русских. Считается, что здесь Александр разместил более слабое новгородское ополчение, а профессиональные дружины поставил на фланги. Такое построение давало серьезное преимущество. Рыцари после удара завязли в центре, прорвавшиеся через ряды защитников не могли развернуться на берегу, не имея пространства для маневра. В это время русская конница нанесла удар по флангам, окружая противника.
Союзные ливонцам чудские воины шли сзади рыцарей и первыми бросились врассыпную. В летописи отмечается, что всего было убито 400 немцев, 50 взято в плен, а чуди погибло «без числа». В Софийской летописи говорится, что часть ливонцев погибла в озере. Разгромив противника, русская армия вернулась в Новгород, взяв пленных.
Значение битвы
Первые краткие сведения о сражении содержатся в Новгородской летописи. Последующие летописи и жития Невского приводят дополнительные сведения. Сегодня существует много популярной литературы, посвященной описанию сражения. Здесь нередко упор скорее делается на красочные картинки, чем на соответствие реальным событиям. Краткое содержание книг для детей редко позволяет полноценно описать всю историческую канву битвы.
Историки по-разному оценивают силы сторон. Традиционно называется численность войск примерно в 12—15 тысяч человек с каждой стороны. По тем временам это были очень серьезные армии. Правда, в немецких источниках утверждается, что в сражении погибло всего несколько десятков «братьев». Однако здесь речь идет только о членах Ордена, которых никогда не было много. Фактически это были офицеры, под началом которых находились рядовые рыцари и вспомогательные воины — кнехты. К тому же вместе с немцами в войне принимали участие союзники из чуди, которых ливонские источники тем более не учитывали.
Разгром немецких рыцарей в 1242 году имел большое значение для ситуации на северо-западе Руси. В условиях монголо-татарского ига было очень важно надолго остановить наступление Ордена на русские земли. Следующая серьезная война с ливонцами состоится только более чем через 20 лет.
Командовавший объединенными силами князь Александр Невский впоследствии был причислен к лику святых. В истории России дважды учреждался орден имени прославленного полководца — в первый раз еще при Петре I , второй раз — в годы Великой Отечественной войны.
Разумеется стоит сказать, что корни этого события уходят в эпоху Крестовых походов. И более детально разобрать их в рамках текста не представляется возможным. Однако на наших курсах подготовки есть 1,5 часовой видеоурок, который в форме презентации разбирает все нюансы этой не простой темы. Станьте участником наших курсов подготовки прямо сейчас=>>
Невская битва. Битва Александра Невского со шведами
Сразу же русские войска, используя элемент неожиданности, стали оттеснять неприятеля к реке. А в это время пешие ополченцы рубили мостки, которые соединяли шведские корабли с берегом. Им даже удалось захватить и уничтожить несколько вражеских судов.
Надо сказать, что русские войска сражались самоотверженно. Согласно летописи бесчисленное множество шведов положил и сам князь Александр. Невская битва показала, что русские ратники были сильными и очень смелыми воинами. Об этом свидетельствуют и многочисленные факты. К примеру, новгородец Сбыслав Якунович только лишь с одним топором в руках смело ринулся в гущу врагов, при этом кося их налево и направо. Другой его соотечественник - Гаврило Олексич - гнал самого Биргера до корабля, но его сбросили в воду. Он снова ринулся в бой. На этот раз ему удалось убить епископа, а также одного из знатных шведов.
Сколько лет Россия находилась под татарским игом?
Годом начала татаро-монгольского ига на Руси считается 1242 г. , когда на съезде князей было принято решение о выплате дани Золотой Орды. Конец татаро-монгольского ига связан со "стоянием на Угре" в 1480 г. Итого 338 лет. Хотя после 1480 г.
Свержение монголо-татарского ига. Свержение монголо-татарского ига
И все же главным событием правления Ивана III стало свержение монголо‑татарского ига. К этому времени единой Орды уже не существовало. Шло образование нескольких ханств – Крымского, Ногайского, Казанского, Астраханского, Сибирского, хотя процесс этот протекал неровно. В упорной междоусобной борьбе хану Ахмату удалось на какое‑то время возродить былую мощь Большой Орды. Русь все время пыталась играть на противоречиях различных ханств, особенно на смертельной вражде Крымского ханства с Большой Ордой, а также на распрях внутри ордынской верхушки. У русских дипломатов накопился большой опыт общения с ордынцами. Они знали, как завоевать расположение приближенных и родственников ханов, падких до богатых русских гостинцев. Но к середине 1470‑х гг. ситуация стала меняться. Опытный русский посол Д. Лазарев не сумел договориться с ханом, чтобы не допустить похода на Русь, и, опасаясь смерти, даже бежал из Орды. Приехавший же в 1476 г. в Москву ханский посол Бочук жестко потребовал, чтобы великий князь явился, как его предки, к хану за ярлыком. В Москве понимали, что время «замятни» в Большой Орде прошло. Ахмат укрепился и решительно намерен вернуть «под свою руку» Москву, взыскать накопившийся за 8 лет «выход» Орде. Однако, чувствуя свою силу, Иван III не подчинился вызову и в Орду не поехал. Так что с 1476 г. отношения с Ордой фактически прервались, а в 1480 г. Ахмат выступил в поход.
Монголо-татары их происхождение. Откуда взялся термин «монголо-татары»?
В 1817 г. Христиан Крузе издал Атлас по Европейской истории ("Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до наших времен"), где впервые ввёл в научный оборот термин «монголо-татарское иго» (на русский язык этот труд был переведён в 1845г.).
В России же термин «монголо-татары» ввёл в оборот известный историк П. Н. Наумов в 1823г. И только с этого времени, с XIX века, оно появилось в учебниках и научных статьях. Во всех сохранившихся источниках , будь то карты, летописи, словари, конечно же нет никаких «монголо-татар». Изучая этимологию слова «монголо-татары», мы видим, что термин этот искусственно придуманный и введённый в обиход значительно позже событий «монголо-татарского ига». А теперь подробнее.
Взглянув на карты и иллюстрации дошедших до нас атласов, мы встретим слова MOGOL, MOGUL! Обратите внимание, без буквы «N».
Слово «могол» греческого происхождения и в переводе означает «Великий». Именно так, Великие, именовали нас, славян, русов, некоторые европейцы, арабы, китайцы, японцы на своих картах, на гравюрах и прочих сохранившихся артефактах. А те, кого исТорики называют монголами, зовут себя халхи или халху, ойраты и т.п. Но никак не монголами. Да и исТорики стали звать их монголами лишь в XX веке.
Как долго длилось монголо татарское иго?
Было тормозом экономического, политического и культурного развития, одной из главных причин отставания Руси от западно-европейских стран. Монголо-татарское иго длилось от нападения орды в 1237 году по 1480 год. Считайте-243 года... Триста лет, но мне кажется оно не прекратилось до сих пор.
Монголо-татарское нашествие.
В первой половине ХІІІ века на Азию и Европу обрушилось очередное нашествие кочевников. Монголы покоряли одну страну за другой. И вскоре они подошли к границам Руси.
Все началось в 1206 г., когда монгольская знать избрала правителем Чингисхана. К тому моменту он уже обладал большим авторитетом среди монголов, и останавливаться на достигнутом не собирался. Новый правитель объединил под своей властью множество племен, среди которых одним из наиболее крупных были татары. Именно поэтому завоевательный поход Чингисхана, а потом и его внука Батыя известен как монголо-татарское нашествие.
К 1223 г. кочевники подчинили себе Китай, Среднюю Азию и Закавказье. Дойдя до приазовских степей, монголы вступили в противоборство с половцами, которые позвали на помощь русских князей. В мае 1223 г. объединенное войско встретилось с противником на реке Калка. Русичи потерпели просто катастрофическое поражение: по словам летописцев, в живых остался лишь каждый десятый. Дорога на Киев и другие города была открыта. Но тут с тыла по монголам ударили волжские булгары. Измотанные дальним походом кочевники решили не завязывать новый бой и отправились на родину. Монголо-татарское нашествие было отложено.
Поход на Русь и его последствия
В 1227 г. умер Чингисхан. Преемником стал его сын Угедей, который вскоре задумался о новых походах. В 1235 г. на очередном курултае (съезде знати) было принято решение идти на запад. Зимой 1237 г. монгольские орды уже стояли у границ Рязанского княжества. Внук Чингисхана Батый, возглавлявший поход, потребовал у рязанских князей дань. Те отказались и стали готовиться к бою. Силы были неравны, и монголы одержали победу. После 6-дневной осады Рязань взяли штурмом, но сами рязанцы еще долго сопротивлялись захватчикам, ведя партизанскую войну.
Между русскими князьями не было единства. Даже перед лицом врага они не сумели создать хоть какую-то коалицию. Это и способствовало победам монголов, которые отличались железной дисциплиной. Немалую роль играла и осадная техника, заимствованная у китайцев. На протяжении 1237-1238 годов монголо-татарское нашествие только набирало обороты. Было разбито и захвачено Владимиро-Суздальское княжество, после чего завоеватели повернули на юг. Здесь им тоже пришлось приложить немало сил. Один только маленький городок Козельск не сдавался врагу на протяжении 7 недель. В том же году монголы нанесли удар половецкому хану, который вынужден был отступить в Венгрию.
В 1239 г. кочевники взялись за юго-западные русские княжества. Был разгромлен Переяслав и Чернигов. Подойти к Киеву монголы пока не решились, вместо этого совершили нападение на Крым. Лишь спустя год кочевники отправились в новый поход, теперь уже к столице Руси. В ноябре 1240 г. монгольские отряды уже стояли под стенами Киева. Началась осада. Сделав проломы в укреплениях с помощью стенобитных машин, монголы ворвались в город. Киев был взят.
Волна нашествия покатилась на запад, оставляя за собой пожарища. Пройдя по Галичине и Волыни, монголы двинулись дальше. Кочевникам удалось захватить Польшу и Венгрию. Европейские короли были в панике. Дойдя до Италии, монголы решили повернуть назад. Сил для дальнейших походов у них не хватало, к тому же, в декабре 1241 г. умер хан Угедей. Поэтому Батый возвратился на Русь.
Монголо-татарское нашествие и его последствия стали для русских земель тяжелым ударом. Массовые разрушения, упадок торговли и ремесел надолго отбросили Русь назад. Князья стали вассалами золотоордынских ханов и обязывались платить им дань и помогать в походах. Без ханского ярлыка (грамоты) ни один из них не мог управлять своим княжеством. По мнению историков, последствия монголо-татарского нашествия были для Руси более глубокими, чем просто разрушения и человеческие жертвы. Это событие изменило путь развития значительной части русских земель, который был теперь больше азиатским, чем европейским. Разрушение городов ослабило роль городского населения в жизни страны и привело к более долгому сохранению крепостной зависимости, чем в странах Европы. Не лучшая ситуация сложилась и в сельском хозяйстве, которое еще долгое время было натуральным.
Татаро-монгольское иго. Татаро-монгольское иго: дата начала и конца, согласно официальной версии, даты и цифры
Жуть, страх, ужас, охватили всю древнюю Русь, от края до края, когда миллионные войска вступили на наши земли. Сжигая все на своем пути, убивая, а также и калеча население, оставляя после себя лишь пепелища, шла «Орда» по степям и равнинам, захватывая все большие территории, приводя в ужас всех, кто встречался им на пути.
Совершенно никто не мог воспрепятствовать этой невероятной, благоухающей жиром и копотью лавине, а былинные наши добрые молодцы и богатыри, видимо, как раз лежали на печах, вызревая своих положенных тридцать три года. Дойдя до самой Чехии и Польши, победоносный поход, по совершенно неизвестным причинам, вдруг захлебнулся и встал как вкопанный, а татарско-монгольское иго остановилось, заплескалось на месте, словно настоящее море, установив собственные порядки, а также достаточно жесткий свой режим на покоренных с удивительной легкостью территориях.
Именно тогда русские князья и получили специальные грамоты, а также ярлыки от хана на управление. То есть страна, фактически, просто продолжила жить своей привычной, обыденной жизнью. Чтобы было понятнее, стоит сказать, что иго – это в Древней Руси так называлось ярмо, надеваемое на мощных животных, волов, тянущих непосильную ношу, к примеру, воз, груженный солью. Правда, монголы и татары, порой, видимо для пущей острастки и предотвращения возмущения режимом, разоряли несколько небольших деревень или городов.
Дань хану приходилось платить регулярно и очень аккуратно, во избежание лишних конфликтов и установление монголо-татарского ига на Руси прошло просто на ура. Монголы люди восточные – вспыльчивые и горячие, зачем же искушать судьбу? Так продолжалось около трех сотен лет, пока Дмитрий Донской не показал наконец ордынскому красавчику, хану Мамаю, где же эти отечественные раки зимуют, чем смертельно испугал, казавшихся совершенно бесстрашными и непобедимыми, захватчиков.
Приблизительно в то же время, в средине четырнадцатого века нашей эры, на речке Угре князь Иван Третий и татарин Ахмат, постояв несколько дней друг против друга, почему-то попросту разошлись, даже и не вступив в бой. Причем, ордынец «гляделки» эти явно проиграл. Это время и считается официальным завершением монголо-татарского ига. Датируют данные события, примерно 1380 годом.
Было ли монголо-татарское иго. Роль Золотой Орды в трансформации русской церковной системы
Православная церковь в средние века являлась одним из государствообразующих начал. Ее возможности возрастали по мере получения в рамках Золотой Орды того, чего она не могла получить от своей духовной праматери — византийской церкви. Речь идет о дефиците (недостатке) жизненного пространства, что задерживало процесс трансформации основы русской духовной культуры — церкви и превращению ее из локально-региональной системы ценностей в универсалистскую.
Известно, что одним из факторов гибели Византии было внутреннее противоречие между универсалистской интенцией христианства и нарастающим локализмом сжимающегося пространства, сведенного в конечном счете до сингулярной точки — Константинополя. «Само географическое положение Константинополя-Стамбула как будто специально промыслено для демонстрации византийской уникальности — а потому и обреченности: христианский универсализм, не имеющий себе адекватной формы и потому оказавшийся в локальной скорлупе, по сути, низводится до локализма азиатских цивилизаций».
Парадоксально, — отмечают Ю.Пивоваров и А.Фурсов, — но факт: именно монголо-ордынцы обеспечили русской церкви жизненное пространство, создали условия для ее трансформации. Они не были лишь обычными степными завоевателями, очередным выбросом «социальной радиации» из кочевой зоны. Гигантский масштаб и мировой размах монголо-ордынских завоеваний (Монгольская империя и Золотая Орда были первыми по-настоящему мировыми империями, объединившими тогдашний евразийский Универсум) были обусловлены и тем, что завоевания опирались на все основные азиатские оседлые общества, на их военные, социально-организационные и культурные достижения. В этом смысле, если Великая монгольская империя, став Великостепным подведением итогов азиатского цивилизованного мира Прибрежного Пояса, достигнутым им к XII в., создала возможность трансформации русской церковной системы, то Золотая Орда «проделала для православной церкви ту работу, которую последняя не была в состоянии выполнить самостоятельно». Она сломала «за нее и для нее исходный фактический локализм, придала ей универсалистскую интенцию».