Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Трагическое состязание: Дуэль Лермонтова с Мартыновым в историческом контексте

29.03.2024 в 05:34

Трагическое состязание: Дуэль Лермонтова с Мартыновым в историческом контексте

Недавно вышла в свет книга "Дуэль Лермонтова и Мартынова", которой адвокатская фирма " Юстина " в рамках проекта "Русские судебные процессы" продолжила издание подлинных материалов наиболее громких судебно-следственных дел из истории России. В книге (вводная статья управляющего партнера "Юстины" Вадима Злобина) собраны подлинные материалы следственного дела "О произошедшем поединке, на котором отставной майор Мартынов убил из пистолета Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова" и военно-судного дела "О предании военному суду отставного майора Мартынова, корнета Глебова и титулярного советника князя Васильчикова за произведенную первым с поручиком Лермонтовым дуэль". Они дают представление о том, кем и как устанавливались фактические обстоятельства произошедшего поединка, как велось военно-судебное производство по делу, что принималось во внимание при назначении наказания его участникам.

О произошедшей дуэли комендант Пятигорска полковник Василий Ильяшенков донес своему прямому начальнику – командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал-адъютанту Павлу Граббе (в свою очередь, командующий отрапортовал командиру Отдельного Кавказского корпуса генералу от инфантерии Евгению Головину): "…Находящиеся в городе Пятигорске для пользования болезней Кавказскими Минеральными водами, уволенный от службы из Гребенского казачьего полка майор Мартынов и Тенгинского пехотного полка поручик Лермантов сего месяца 15-го числа в четырех верстах от города, у подошвы горы Машухи, имели дуэль, на коей Мартынов ранил Лермантова из пистолета в бок навылет, от каковой раны Лермантов помер на месте. Секундантами были у них находящиеся здесь для пользования минеральными водами лейб-гвардии Конного полка корнет Глебов и служащий в II отделении Собственной его императорского величества канцелярии в чине титулярного советника князь Васильчиков. По сему произшествию производится законное следствие, а майор Мартынов, корнет Глебов и князь Васильчиков арестованы; о чем и донесено государю императору…".

Связанные вопросы и ответы:

1. Какова была причина дуэли Лермонтова с Мартыновым

Ответ: Причиной дуэли Лермонтова с Мартыновым была оскорбительная эпиграмма, написанная Мартыновым, в которой он задел чувства Лермонтова, прозвав его "французским лордом".

2. Когда и где произошла дуэль между Лермонтовым и Мартыновым

Ответ: Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым произошла 27 июля 1841 года на Пыатигорском плацу.

3. Сколько выстрелов было произведено в ходе дуэли Лермонтова с Мартыновым

Ответ: В ходе дуэли между Лермонтовым и Мартыновым было произведено два выстрела, после первого Лермонтов был ранен, а после второго - погиб.

4. Какие последствия повлекла за собой дуэль для Лермонтова

Ответ: Дуэль с Мартыновым стала фатальной для Лермонтова, так как после второго выстрела он скончался от полученной раны.

5. Как отреагировало общество на дуэль между Лермонтовым и Мартыновым

Ответ: Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым вызвала широкий резонанс в обществе, многие осуждали культ дуэли, который превалировал в то время.

6. Каким образом отразилась дуэль Лермонтова с Мартыновым на творчестве поэта

Ответ: Дуэль с Мартыновым оказала большое влияние на творчество Лермонтова, его последние стихотворения и прозаические произведения проникнуты мотивами смерти и безысходности.

Какие мотивы привели к дуэли между Лермонтовым и Мартыновым

Самое трагичное место романа “Евгений Онегин” – глупая, бессмысленная дуэль Онегина и Ленского. Обстоятельства складываются так, что юный, ревнивый романтик бросает вызов другу сгоряча, не понимая цены такого опасного поступка. Он слишком молод и смерть не входит в его планы, она видится ему чем-то возвышенным, красивым концом в борьбе за честь и любовь.

Ничего не предвещало беды

Дружба героев кажется вполне безобидной, да и полноценной дружбой их союз назвать нельзя. Начавшись с “дружбы от скуки”, она развивалась стремительно и каждый получал то, что хотел. Ленский нашёл “ценителя” своего творчества (Онегин не критиковал стихи друга, хотя втайне насмехался над его откровенно слабой поэзией), а Онегин переставал скучать, как только на пороге появлялся жизнерадостный, эмоциональный романтик со своей своеобразной философией. Тонкая душа Владимира Ленского была полной противоположностью циничного, бесчувственного Онегина, но это не мешало им проводить время вместе, посещать соседние имения, горячо спорить и пытаться дойти до сути во всём. Если взгляды друзей не совпадали, то Онегин не спешил осекать своего оппонента, ему нравились рассуждения пылкого ума, пусть и неопытного, но удивительно “живого”.

Почему произошла дуэль

На именинах Татьяны Лариной Онегин неистово скучает, ему противны гости, смешон тот спектакль, который разыгрывается на подобных праздниках. Чтобы позлить Ленского за то, что он привёл его к Лариным, Онегин наигранно флиртует с его будущей невестой – Ольгой, танцует с ней. Зная, насколько ревнив и горяч его друг, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства юноши, переступил границу. Автор открыто говорит о том, что дуэли можно было избежать, если бы Евгений согласился извиниться, объяснился с другом. Причина дуэли Онегина и Ленского не столь резка, чтобы не попытаться сгладить ситуацию. Но сплетни, непонимание, боязнь осуждения со стороны высшего света – это пугает Онегина, ему неприятна мысль, что его репутация может измениться в худшую сторону. Он принимает вызов и с опозданием, но всё же является на встречу. Из-за зависимости Онегина от мнений высшего света дуэль всё-таки состоялась. Немаловажную роль сыграло и то, что секундантом Ленского был человек “сомнительной чести”, сплетник – Зарецкий. По правилам, во время посещения Онегина дома, он должен был обсудить возможность примирения, но об этом не было даже и речи со стороны Зарецкого.

Какие обстоятельства кульминировали в неизбежной схватке на пути к дуэли

Введение………………………………………………………………………………………….2

1. Дуэль в «золотом веке» русской литературы – поединки в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова………………………………………………………………………………5

2. Тема дуэли в произведениях русской литературы середины XIXв. («Отцы и дети», «Война и мир»)……………………………………………………………………….…………..7

Заключение……………………………………………………………………………….……..12

Список использованной литературы………………………………………………………….14

Введение.

Пружина чести – наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Дуэль – французское слово, взявшее начало от латинского «duellum» - в переводе на русский «поединок» или «борьба двух». Целью дуэли является удовлетворение желания одного из дуэлянтов ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Традиция дуэли, как способа разрешения конфликтной ситуации, существовала почти повсеместно не только в России, но и в Европе. Первые упоминания о дуэли встречаются еще в источниках Римского права. Однако тогда это предполагало поединок двух бойцов от каждой из враждующих сторон, который предрешал исход боя, подобно поединку Пересвета и Челубея перед битвой.

Дальнейшее свое распространение дуэль получила как регламентированный сводом законов поединок. Конечно, впоследствии светской властью ее официально запретили. Однако, несмотря на запреты, еще долго дуэль оставалась способом разрешения конфликтов. Менялось оружие, но незыблемой оставалась честь. По-прежнему считалось позорным не принять вызова – неписаный кодекс чести в сознании дворянина стоял выше любых законов.

Дуэль во все времена являлась высшей формой признания личной ответственности за сделанный выбор. Известный британский исследователь истории дуэлей, Ричард Хоптон, утверждает, что дуэль в XXI веке умерла. Старомодного чувства чести не осталось в современной действительности. Ценностные ориентиры весьма поколебались в XXI веке. Актуальность выбранной темы и интерес к ней объясняются тем, что сегодня все дальше в прошлое уходят понятия чести, защиты человеческого достоинства, все меньше людей знают традиции и обычаи нашего общества в таком, в общем-то, по историческим меркам недалеком XIX веке. Многим моим сверстникам не всегда понятны мотивы поступков литературных героев. Мы же хотели бы проследить, как развивалась тема дуэли, сопоставить каждый из дуэльных эпизодов, описанных в художественной литературе и ответить на поставленную проблему «Возможна ли дуэль в XXI веке?».

Объект исследования : сцены дуэлей в произведениях писателей XIX века.

Предмет исследования : преддуэльные размышления и поведение дуэлянтов во время дуэли.

В ходе работы над темой были выдвинута гипотеза:

- дуэль всегда является поворотным моментом не только в сюжете, но и в раскрытии образов героев.

Какие оружия использовались в дуэли между Лермонтовым и Мартыновым

Одним из самых заметных событий минувшей недели, безусловно, стало видеообращение Виктора Золотова: руководитель Росгвардии вызвал на поединок оппозиционного политика Алексея Навального , пообещав сделать из того на ринге или татами «хорошую сочную отбивную». Уже на следующий день идею дуэлей подхватили в Госдуме, где предложили принять дуэльный кодекс. И Золотов, и депутаты явно черпали вдохновение в эпохе Российской империи, когда дворяне не стеснялись решать любые споры посредством поединка. АиФ.ru вспоминал наиболее яркие дуэли, в ход которых вмешивалась политика.

Киселев против Мордвинова, 1823 год. Дуэль как политический трамплин

«Дуэль Киселева с Мордвиновым очень занимала его», — писал в 1823 году Иван Липранди об Александре Сергеевиче Пушкине . Интересовала она тогда не только великого поэта, но и весь свет, из-за чрезвычайных обстоятельств, имеющих в том числе и политические корни.

Как реагировало общество на новость о дуэли. От пистолетов к «отбивной». Как на дуэлях решались государственные вопросы?

Павел Киселёв. Commons.wikimedia.org

В 1819 году начальником штаба 2-й армии, расквартированной в Молдавии, был назначен молодой любимец царя Павел Дмитриевич Киселев . Назначение это было воспринято в штыки генералитетом армии, поскольку ранее Киселев несколько раз инспектировал часть и посылал о ней плохие отзывы императору. Многие генералы, в том числе Рудзевич и Игнатьев , к тому же считали себя обойденными в должности. Наконец, новый начальник штаба выступал за либерализацию армейских порядков, из-за чего у него было много противников в окружении военного министра Аракчеева . Не успел Киселев прибыть в часть, как против него тут же начали плести интриги.

Прологом дуэли стало чрезвычайное событие в Одесском пехотном полку. Перед строем солдат один из офицеров избил подполковника Ярошевицкого , командира полка,сторонника аракчеевских реформ и бесчеловечной военной муштры. Следствие во главе с Киселевым пришло к выводу, что дело прошло с ведома начальника бригады, генерала Ивана Николаевича Мордвинова . Он был отправлен в отставку. Противники Киселева решили воспользоваться этим, чтобы сместить начальника штаба с должности. Для этого они подговорили оскорбленного Мордвинова послать вызов генералу.

Очевидно, противники Киселева хотели поймать его в ловушку. Если бы он не принял вызов, то его положение было бы скомпрометировано и в армии, и Петербурге. Генералу грозила бы отставка. В случае если дуэль состоялась бы, император мог лишить Киселева должности, что было обычным наказанием за дуэль в то время.

24 июня 1823 года, в день поединка, у Киселева был званый обед. По воспоминаниям, он вел себя безукоризненно. В один момент он пригласил к себе в кабинет двух товарищей, Басаргина и Бурцева (оба — будущие декабристы), и показал им письмо с вызовом. Бурцеву он предложил ехать вместе с собой в качестве секунданта. Басаргин должен был в случае чего успокоить жену и гостей.

Приехав на место, Бурцев попробовал примирить дуэлянтов, но ему это не удалось. Условились стрелять с восьми шагов (смертельная дистанция, во Франции обычно стреляли с 30-35 шагов). Число выстрелов не ограничили. Оба отказались делать первый выстрел, поэтому стреляли по команде. Мордвинов целил в голову: его пуля прошла в сантиметрах от виска. Киселев уверял, что стрелял в ноги: пуля попала в живот противнику. Ранение оказалось смертельным. До самого конца Мордвинов оставался в сознании. Он успел рассказать, что к дуэли его подталкивали Корнилов и Рудзевич .

Киселев оповестил о случившемся командующего армией Витгенштейна и написал письмо императору: «Я считал своим долгом не укрываться под покровительством закона, но принять вызов и тем доказать, что честь человека служащего нераздельна от чести частного человека». Александр I, чье снисходительное отношение к дуэлям входило в сложную систему отношений с дворянством, решил на этот раз помиловать своего любимца, оставив его в прежней должности. Тем более что репутация генерала при дворе и в армии даже стала лучше: все отмечали, что он не стал прикрываться высоким чином и дал возможность Мордвинову искупить обиду. Влияние его настолько возросло, что злые языки обвиняли его в том, что он сознательно спровоцировал дуэль.

Киселев выплачивал вдове Мордвинова денежное содержание до самой её смерти.

Чернов против Новосильцева, 1825 год. Дуэль как политический манифест

За несколько месяцев до восстания декабристов произошла история, которая поразила весь светский Петербург: поединок флигель-адъютанта, любимца императора Владимира Новосильцева и поручика Семеновского полка Константина Чернова , окончившийся смертью обоих дуэлянтов. На первый взгляд, эта трагичная история не имела ничего общего с политикой: молодые люди стрелялись за честь женщины. Тем не менее политический контекст в ней был, причём, возможно, именно он играл главную роль.

Как реагировало общество на новость о дуэли. От пистолетов к «отбивной». Как на дуэлях решались государственные вопросы?

Каковы были последствия дуэли для обеих сторон конфликта

Сюжет поединка чести стал не только финальным поворотом в судьбе Александра Пушкина, но и прошёл через всю жизнь и творчество поэта. Он вызывал или был вызван к барьеру в общей сложности 30 раз. «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку» и «Выстрел» невозможно представить без сцен дуэлей. Да и не мог Пушкин, как человек своего времени, обойти один из ритуалов жизни аристократического общества. В годовщину последней дуэли поэта «Диалог» погрузился в дуэльный кодекс, традиции и воспоминания людей, которые за обедом могли обсуждать очередной поединок, а в перерыве заседания Государственной думы пойти стреляться.

Импорт дуэли в Россию

Исход последней дуэли Александра Пушкина известен всем ещё из школьной программы. Историки, пушкинисты, исследователи начинают разбирать её буквально с момента конфликта между поэтом и петербургским обществом, а также с непростых отношений между Пушкиным и императором Николаем I. Финальный акт трагедии — сама дуэль — имела ещё более длинную историю. Начинается она в конце XVII и в начале XVIII столетий, когда на службу к Петру I съезжаются со всей Европы всё больше иностранцев. Именно они привезли в Россию традицию дуэли.

Подобное положение дел очевидно обеспокоило самодержца, и он решил действовать на опережение. Уже 14 января 1702 года государь издал именной указ, в котором грозил дуэлянтам смертной казнью. А в «Уставе воинском» от 30 марта 1716 года воля Петра излагалась точнее. Воинство первый император Российский видел как дружное братство, и сатисфакцию члены этого товарищества должны были искать не друг против друга с оружием, а в воинском суде. Справедливое наказание обидчика предусматривалось: от штрафа до повешения (позорная для офицера и дворянина смерть), причём Пётр I обещал на одной виселице рядом повесить и раненых, и убитых на дуэли. К слову, касался устав не только военных, но и гражданского населения.

Какие были реакции современников на трагическое завершение дуэли. Последняя дуэль поэта: смертельно опасный ритуал, его история и правила

Сенат Петровского времени 1908, Дмитрий Кардовский/aria-art.ru

Жёсткое законодательство, по мнению автора книги «О русской дуэли» Алексея Вострикова, почти не применялось. Самих прецедентов ещё было мало, разве что среди иностранцев. Прижилась же дуэль в России уже после смерти Петра. Его преемники на престоле смотрели на поединки чести не так резко. В итоге судебная практика с законами не соотносилась. Пётр III и Екатерина II не воспринимали дуэль как рядовое преступление, и считали, что судиться она должна по иным законам. Государи посматривали на Францию, где эту функцию выполнял трибунал фельдмаршалов, но до конкретных шагов дело так и не дошло. А особое привилегированное положение аристократов было закреплено «Манифестом о вольности дворянской» (1762 года) и «Жалованной грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (1785 года). Дворянина не могли подвергнуть физическому наказанию или судить неравные ему. Как результат – появилась традиция решать недоразумения, не вынося сора из сословия.

«Дворянин не мог допустить, чтобы его честь подвергалась хоть малейшему сомнению. Однако в жизни неизбежны конфликты и ссоры. Поэтому-то и была столь необходима дуэль — ритуал, не допускающий между благородными людьми неблагородных отношений. Как только дворянин чувствовал, что его честное имя под угрозой, он мог потребовать удовлетворения, и противник не имел права ему в этом отказать», — пишет в книге «О русской дуэли» Алексей Востриков.

Степень оскорбления

В дуэльном кодексе Василия Дурасова , где обобщён опыт поединков в России уже на закате этой традиции, в 1912 году, дуэль признаётся способом для мести. О правосудии речи не шло, поэтому сам выход к барьеру не мог заменить судебное разбирательство, но и не мог быть им заменён. Ключевое слово для этого ритуала — «оскорбление», то есть посягательство на чьё-либо самолюбие, достоинство или честь, причём не только на словах, но и действием (пощёчина или жест), а также в письме. По дуэльной традиции сам поединок был возможен только между двумя равными людьми. Если же дворянина оскорбит разночинец (интеллигент, не принадлежавший к дворянству, выходец из других классов), то дуэль тут не поможет. По сути, человек из более низкого сословия мог только нарушить права дворянина, но никоим образом не оскорбить. Так что в такой ситуации аристократ обращался в суд. Также предполагалось действовать и в обратном случае: если последовал вызов от разночинца, то его с недоумением следовало отклонить и отправить человека искать удовлетворения в суде. При большом желании пустить кровь аристократ, конечно, всё же мог драться с человеком из более низкого сословия, но только с письменного разрешения суда чести (для него выбирали троих достойных людей) Кстати, заимствование у аристократов ритуала дуэли считалось возможным, но сам поединок между, например, двумя разночинцами, попросту рассматривали как непонятную аномалию.

Как реагировало общество на новость о дуэли

Дуэль между Мартыновым и Лермонтовым состоялась в седьмом часу вечера 15 июля 1841 года. Произошла она в окрестностях города Пятигорска, около горы Машук. В результате поединка Лермонтов получил рану, несовместимую с жизнью. Поэт скончался на месте и был сначала погребён в Пятигорске.

Рядом с дуэлянтами присутствовали секунданты Глебов и Васильчиков. Также на месте дуэли находились князь Трубецкой и родственник Лермонтова Столыпин. К следствию были привлечены только два первых свидетеля, другие были скрыты, «дабы происшествие не испортило им карьеры».

Глебов и Васильчиков показали, что приехавший в Пятигорск Лермонтов проявлял неуважение к своему бывшему соученику Мартынову, позволяя в его адрес неуместные шутки. Это и стало причиной дуэли. Те же показания дал сам Мартынов.

Секунданты и убийца указывали, что причиной дуэли стала ссора, которая произошла между Мартыновым и поэтом накануне, 13 июля, на вечере у генеральши Верзилиной. Дамы, присутствовавшие на этом вечере, впоследствии подтверждали, что Лермонтов был весел и отпустил не совсем удачную шутку в адрес Мартынова. Поступок поэта можно расценить и так: Мартынов ухаживал за дочерью генеральши, а Лермонтов по-французски предостерёг юную девушку от общения со странным человеком в горском наряде с большим кинжалом наперевес.

Мартынов вскипел и позже вызвал поэта на разговор наедине. По всей видимости, именно тогда он спровоцировал на дуэль Лермонтова.

Как впоследствии показали секунданты, Лермонтов ехал на дуэль спокойным и весёлым. Он считал, что Мартынов остынет и, скорее всего, будет стрелять в воздух. Сам он также не хотел убивать своего приятеля и стремился разойтись с ним после дуэли по-хорошему.

Однако Мартынов находился в состоянии ярости. Когда дуэлянтам были вручены пистолеты, автор «Героя нашего времени» замешкался с выстрелом (есть версия, что стрелял Лермонтов в воздух), а Мартынов прицельным выстрелом убил своего соперника. Лермонтов скончался через несколько минут от смертельной раны.

Позже по делу состоялось следствие и суд, который приговорил участников этого события к серьезным наказаниям. Первоначально Мартынов был лишён всех званий и титулов, однако позже его приговорили к церковной епитимии и аресту, который продлился всего несколько месяцев.

Какие были реакции современников на трагическое завершение дуэли

Нередко исследователи упоминают, что причиной ссоры Мартынова и Лермонтова могли стать отношения поэта с сестрой Мартынова — Натальей. Якобы между Мартыновым и Лермонтовым произошел инцидент, связанный с чтением чужих писем и дневника Натальи и пропажей денег, предназначенных Мартынову. Передать их должен был Лермонтов. История эта достаточно запутана, был конфликт в действительности или не был, мы не знаем, но тем не менее, многие современники вспоминают, что Лермонтов зло подшучивал над Мартыновым каждый раз, когда ему представлялась такая возможность.

Декабрист Николай Лорер, который в том же 1841 году оказался на Кавказе, писал: «Мартынов утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их».

Чего стоит только стихотворение, написанное Лермонтовым и адресованное Мартынову:

Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон,
Но Соломонов сын,
Не мудр, как царь Шалима, но умен,
Умней, чем жидовин.
Тот храм воздвиг, и стал известен всем
Гаремом и судом,
А этот храм, и суд, и свой гарем
Несет в себе самом.

В восьми строках Мартынов назван фактически дураком («Наш друг Мартыш не Соломон»), Лермонтов прошелся по его еврейскому происхождению и назвал его человеком, обойденным женским вниманием и ведущим одинокую личную жизнь.

Трагическое состязание: Дуэль Лермонтова с Мартыновым в историческом контексте 03

Дом Верзилиных, где произошла ссора Лермонтова и Мартынова. (feb-web.ru)

После очередной насмешки, которая имела место на вечере в доме Верзилиных, Мартынов сказал обидчику, что настало время прекратить это. Лермонтов ответил, что дуэли не боится, а Мартынову не пристало сыпать пустыми угрозами. На следующее утро Глебов, которого Мартынов выбрал секундантом, передал поэту вызов. Он был принят.