Доказательство существования бога канта. Кант опроверг пять доказательств бытия Бога, данные Фомой Аквинским, но привел свое. Какое же?
- Доказательство существования бога канта. Кант опроверг пять доказательств бытия Бога, данные Фомой Аквинским, но привел свое. Какое же?
- Математическое доказательство существования бога. Григорий Перельман: математическое доказательство существования Бога.
- Доказательство несуществования бога - дети
- Доказательство существования Аллаха. Научно доказано существование Аллаха
- Как доказать существование бога неверующему человеку. 2 Человеческие особенности и другие мысли
- 5 доказательств существования бога Фомы Аквинского кратко. Как Фома Аквинский доказывал существование Бога
- Пять доказательств существования бога. 5 доказательств бытия бога Фомы Аквинского
- Видео 5 доказательств существования Бога и мысли Канта
Доказательство существования бога канта. Кант опроверг пять доказательств бытия Бога, данные Фомой Аквинским, но привел свое. Какое же?
Вероятно, фактически все люди старше 16 лет, знающие русский язык и учившиеся в школе, читали "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова. Поэтому знают, что был такой Фома Аквинский, который дал пять доказательств бытия Бога, и был такой Иммануил Кант, который их все последовательно опроверг. Но при этом привел свое, шестое, доказательство.
Когда я написала тут статью про Фому Аквинского и его доказательства , упомянув там, что многие философы опровергали их, в том числе Кант, в комментариях тесно стало от тех, кто сказал: "Но привел свое шестое доказательство!". Я у одного такого комментатора спросила с некоторым лукавством: "не скажете, какое?". Ответа почему-то не дождалась.
Иммануил Кант (1724-1804)
Итак, про шестое доказательство.
Как все уже поняли, Канта не устроила аргументация Фомы. Из комментариев к той моей статье я поняла, что некоторые ошибочно решили, что, опровергая эти доказательства, философ тем самым опровергает бытие Бога как такового. Хочу пояснить этот момент. Критика и опровержение чьей-то аргументации не означает отрицания предмета рассмотрения. Это означает несогласие именно с логикой самой аргументации.
Поэтому, предлагать свои аргументы в противовес опровергнутых - совершенно нормальная и закономерная ситуация. Так поступает любой порядочный человек, а в философском споре это показатель профессионализма.
Эмиль Дерстлинг "Обед у Иммануила Канта"
То есть Кант не был атеистом, он размышлял на том же поле, что и Фома Аквинский. Он считал, что Бог есть, но его существование нельзя доказать логически. Поэтому аргументы Фомы казались Канту ущербными. Не буду здесь вдаряться в его опровержения подробно, это длинно и сложно. Кому интересно - читайте самого Канта.
Скажу только, что блестяще опровергнув все пять доводов Фомы Аквинского, Кант свел их, в сущности, к трем видам: онтологическому, космологическому и теологическому. Ни один его не устроил. Поэтому Кант сформулировал свое доказательство - нравственное.
Не знаю художника. Прогулка Канта.
Немецкий философ считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. И вот это внутреннее требование Кант назвал категорическим императивом.
Именно он требует броситься, например, в горящий дом, чтобы вытащить оттуда незнакомого человека, хотя разум говорит, что делать этого не надо - опасно, и можно погибнуть самому. Логика выступает против, но нравственный закон внутри нас требует поступать "по-человечески". То есть нравственно, повинуясь долгу морали, исходя из чувства добра, справедливости, сострадания, альтруизма.
Не знаю художника. Силуэт Канта.
Откуда в людях это? Иммануил Кант считал, что это (как и наша способность мыслить о всеобщем и понимать красоту) просто заложено в человеческую природу. A priori означает - изначально, то есть человеку это дано просто потому, что он человек. То есть это от Бога.
Таким образом, доказательство бытия Бога, данное Кантом, опирается не на внешний предмет, не на вопрос устройства мира, его движения и т.п., а на внутреннее, духовное, человеческое свойство. Это доказательство в каждом из нас в тот момент, когда мы подчиняемся закону категорического императива и поступаем по совести.
Математическое доказательство существования бога. Григорий Перельман: математическое доказательство существования Бога.
Давид, друг Перельмана: "Гриша убежден, что он математически доказал существование Бога". — С Гришей дружу с детства, он глубоко верующий аскет идевственник-монах, — написал нам читатель в ответ на материал "ГригорийПерельман доказал, что Бога нет ("КП" от 01.04.2010 и на нашем сайте). — У него вся квартира увешана старинными старообрядческими иконами. Сам —носит старообрядческую бороду и нательный крест довольно большогоразмера. В кармане — четки. А Богу молится даже ночью. Вообще онсуперрелигиозный, отсюда все его странности. Более того, Гриша убежден,что он математически доказал существование Бога.
Напомним, согласно гипотезе Пуанкаре, трехмерная сфера — этоединственная трехмерная штуковина, поверхность которой может бытьстянута в одну точку неким гипотетическим «гипершнуром».
Жюль Анри Пуанкаре предположил такое в 1904 году. Теперь Перельманубедил всех понимающих, что французский тополог был прав. И превратилего гипотезу в теорему. Доказательство Перельмана, как полагаютнекоторые астрофизики, помогает понять, какая форма у нашей Вселенной. Ипозволяет весьма обоснованно предположить: она и есть та самаятрехмерная сфера. Но если Вселенная — единственная «фигура», которуюможно стянуть в точку, то, наверное, можно и растянуть из точки. Чтослужит косвенным подтверждением теории Большого взрыва, котораяутверждает: как раз из точки Вселенная и произошла. То есть, материализмторжествует, а сторонники божественного начала мироздания отдыхают.
Однако примерно половина тех, кто ввязался в споры на форуме,убеждены: теория Большого Взрыва и Бог не противоречат друг другу. ВедьБог вполне мог его — Большой Взрыв — и устроить.
— Напротив, Перельман своим открытием доказал, что Бог есть! — горячоотстаивает божественное начало, к примеру, Ольга. — Теория БольшогоВзрыва вовсе не исключает участие в этом процессе Господа Бога!!! Скажубольше, если из точки может произойти нечто грандиозное, как Вселенная,то не доказывает ли это как раз… всемогущества Божьего и Егонепостижимых свойств?! Это же так просто!
— Слава Богу! Слава Перельману! — заканчивает свой отклик Ольга.
Доказательство несуществования бога - дети
Мудрец ничего не утверждает без доказательств.
Латинское изречение
Где-то по осени этого 2010 года в одной из передач программы «Вести24» на тему религии своими собственными ушами слышал такое утверждение митрополита Иллариона (цитирую по памяти): «Как невозможно рационально доказать существование Бога, так невозможно и рационально доказать несуществование его».
Вообще-то, самое что ни на есть разнаучное и рациональное доказательство несуществования всяческих богов, - это вечная истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей, против которой не может, как сказано в Библии, «перети» не только что любой простой и даже невежественный в вере верующий, и даже не только любой митрополит, но и любой предстоятель любой церкви.
Ведь любой из перечисленных субъектов знает и верит, что от того, как он живет в настоящее время, зависит то, что его ожидает в жизни будущей, в том числе в мире ином. Более того, многие из этих субъектов, еще раз повторюсь, любой религии именно это понимание и стараются всеми силами донести до самых широких масс верующих или неверующих.
То есть, диалектически, все религии несут в себе зерно истины, но таким образом, что, прорастая, это зерно неизбежно ведет к отмиранию всех без разбору религий. А прорастает это зерно как раз в тот самый момент, когда кто-то начинает делать из него совершенно рациональные, закономерные на практику людей выходящие выводы. А один из этих выводов как раз и гласит: «Из ничего никогда не может возникнуть нечто». Что, кстати, и доказывают последние данные с андронного коллайдера.
Но это все, так сказать, дело еще не такого уж скорого будущего. Прямо же сейчас и сразу несуществование бога доказывается именно участью миллионов и миллионов безгрешных, подчеркиваю, совершенно безгрешных детей, с рождения этого мира постоянно подвергавшихся и ежесекундно подвергающихся в настоящее время духовному, психологическому, физическому, социальному, сексуальному, в том числе со стороны собственных родителей, и другим видам насилия, гибнущих и страдающих в ходе различных стихийных бедствий, социальных конфликтов и катаклизмов.
Я уже знаком с некоторыми мнениями, скажем так, простых верующих по этому поводу, как я полагаю, приведших уже все возможные доводы в оправдание Бога, скажем так, в лучшем случае, попустительствующему отмеченным бедам детей. Разброс этих мнений очень широк: от откровенно глупых и невежественных до прямо-таки людоедских. Конечно, мнения ученых богословов, церковных иерархов и предстоятелей всяческих церквей по этому вопросу могут и просто должны быть более витиеватыми, софистическими, схоластическими и многословными, но, ни минуту не сомневаюсь, что по сути и при кратком изложении ничего не добавят к тем мнениям, на которые мне уже приходилось отвечать.
А потому я считаю совершенно доказанным факт несуществования бога для каждого здравомыслящего человека, которому на деле, а не на словах не наплевать на участь всех детей, то есть, в конце концов, детей своих собственных.
А то, что таких людей поныне днем с огнем не сыскать, доказывается уже простым и очевидным фактом непонимания всеми без исключения школьными учителями, что в школах они не просто учат детей, а подготавливают членов общества, в котором придется жить их собственным детям.
Иначе из наших школ не выходили бы нынешние преступники, политики, верующие всяческих сект и религий и прочая нечисть.
Доказательство существования Аллаха. Научно доказано существование Аллаха
Валитов Нажиб Хатмуллович, профессор, физикохимик из г.Уфы научно доказал существование Аллаха.
Свои доказательства ученый приводит в книге «Научное подтверждение истин Корана, Библии и Торы» (1999 г. Уфа, издательство «Китап»). За научное подтверждение истин христианской и мусульманской религий автор монографии получил молитву Папы Римского Иоанна Павла II и одобрение Верховного муфтия, председателя Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгата Таджуддина.
Основным выводом этой книги является, что Всевышний есть и он един для трех мировых религий. Для научного доказательства более пятнадцати истин аятов, сур, песней, глав Корана, Библии и Торы использованы более пятнадцати различных открытий и новых теорий в основном самого автора, которые изложены в научной монографии, изданной Башкирской академией наук в 1997 году под названием «Вакуумные колебания при химическом возбуждении атомов молекул и хаотичность силовых линий электромагнитного гравитационного поля».
Правильность использования автором более пятнадцати своих открытий и теорий подтверждены семьюдесятью известными фундаментальными законами природы. Более того открытые автором новые законы, новые теории содержатся в священных Коране, Библии и Торе. В то же время во времена появления Торы, это более чем двух с половиной тысяч лет тому назад, Библии около двух тысяч лет назад, и Корана более одной тысячи семидесяти лет тому назад, еще не родились классики таких наук, как химия и астрономия. Следовательно, эти священные книги не могли быть написаны человеком.
Первый существенный вывод этой книги состоит в том, что взаимодействие между звездами, планетами и солнцем совершается не во времени, как утверждает в настоящее время физика, что никакое взаимодействие не может совершаться со скоростью выше скорости света, т. е. выше трехсот тысяч километров в секунду — во всей физике так утверждается. Ученый установил, что все это происходит мгновенно, то есть с бесконечно большой скоростью. Поэтому отпадает обвинение атеистов, что если скорость света для всех взаимодействий имеет предел, имеет конечную величину, то Всевышний не может на больших расстояниях мгновенно увидеть и услышать содеянное и наказать мгновенно. Из опровержения Валитова неминуемо следует, что Всевышний есть и он Всевидящий и Всеслышащий.
Научная монография Валитова Н.Х. “Вакуумные колебания…” с февраля 1998 года находится в 45 научных библиотеках 12 стран мира, в том числе 7 ведущих университетов США, 2-х ведущих университетов Англии, 2-х ведущих университетов Франции, Токийском Университете, 15-ти ведущих университетов и институтов Москвы и т.д. В этой монографии научно однозначно доказаны: 9 новых свойств искривленного пространства, 16 новых данных о строении атома, 16 новых уравнений единой теории электромагнитного и гравитационного поля, 16 новых законов, 14 новых свойств гравитационных сил в астрономии.
Как доказать существование бога неверующему человеку. 2 Человеческие особенности и другие мысли
1
Упомяните, что все мы рождаемся со знанием, что есть что-то правильное и неправильное, с множеством возможностей оценить простоту и элегантность, общаться, анализировать, синтезировать и вычислять - плюс проектировать и строить. Так что людям свойственно получать удовольствие от творчества, а не от бессмысленного разрушения. Прочитайте Библию и узнайте, откуда исходит познание добра и зла: от Бога.
2
Обсудите тот факт, что у каждого из нас есть желание искать любовь и признание (Бог есть любовь. ..). С детства мы пытаемся заполнить пустоту, которая существует внутри нас. Стремление делить жизнь с другим человеком, наслаждаясь общением, происходит от Адама и Евы, которые мечтали любить и быть любимыми, как дополняющие друг друга и как средство для создания человечества. Христианская идея, что человечество - это самое ценное творение Бога, вполне логична. Нам нужен воздух и он окружает планету, которую мы называем своим домом. Мы нуждаемся в воде, и она падает в очищенном виде с неба. Мы должны потреблять пищу, чтобы жить, и она прорастает из земли и находится в воде и на суше в изобилии. А модель семьи, состоящей из родителей, супругов и детей, существует, чтобы удовлетворить нашу величайшую потребность в любви. Примите во внимание, что сила, красота и знание одного существуют для наставления, развития и возвышения всего человечества. Ни одна другая религия, кроме христианства, очень убедительно доказывает, что жизнь - это дар любви от Бога, и наша жизнь должна быть прожита в служение человечеству (и приписывают это Богу). Если мы верим, что всему происходящему есть причина, значит, если вещи создаются, то у них есть строитель и изобретатель: Бог творения.
3
Ознакомьтесь с некоторыми мыслями, известными цитатами, которые можно использовать, чтобы доказать, что христианский Бог существует.
- Когда я вижу все величие космоса, я не могу не верить, что за всем этим есть Божественная рука. .Альберт Эйнштейн
- Люди путешествуют, чтобы удивляться высоте гор, огромным волнам моря, безграничности океана, вращением звезд, а мимо себя проходят без изумления .Святой Августин
- Я верю в христианство точно так же, как верю в восход солнца: не просто потому, что я вижу его, а потому, что, благодаря нему, я вижу всё остальное .Клайв Стейплз Льюис
- Некоторые люди жалуются, потому что Бог поместил шипы на розах, в то время как другие восхваляют Бога за то, что поместил розы среди шипов .Автор неизвестен
- 'Если бы Бог не существовал, нужно было бы его придумать, чтобы просто сказать спасибо .Пастор Роберт Шуллер
- Языческий философ однажды спросил христианина: «Где Бог?» Христианин ответил: «Позвольте мне сначала спросить вас, где же Его нет?» Аарон Эрроусмит
- Что мне действительно интересно знать - смог бы Бог создать мир иначе; другими словами, накладывает ли требование логической простоты ограничение на свободу выбора. Альберт Эйнштейн
- Моя религия состоит в скромном восхищении бесконечно высшим духом, проявляющим себя в мельчайших деталях, которые мы способны воспринимать нашим хрупким и слабым умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, которая проявила себя в непостижимой вселенной, и есть моя идея Бога.
5 доказательств существования бога Фомы Аквинского кратко. Как Фома Аквинский доказывал существование Бога
Фома Аквинский (Томас Аквинат) относится к компании наиболее авторитетных мыслителей-теологов в католицизме. Его именем называется целое учение - томизм. Более того, он причислен к лику святых. Фома жил в XIII веке, происходил из знатной неаполитанской семьи. Получив сперва образование в монастыре (тогда это были центры учености), отполировал и углубил его в Кельнском университете. Преподавал теологию в Сорбонне и других университетах.
Неизвестный мне художник. "Фома Аквинский". Все изображения взяты из открытых источников в интернете
К XIII веку всем мыслящим людям стало уже ясно, что вера не может быть чисто иррациональной, что отрицать значение разума, логики - глупо. Вера и знание не противоречат друг другу, а взаимно дополняют один другого. Отсюда - огромный интерес к философии Аристотеля, который существовал в то время в интеллектуальных кругах. Ведь именно этот греческий философ обосновал законы логики. Новые веяния в полной форме выразил Фома Аквинский. Он, правда, считал, что теология по-любому стоит выше философии, потому что истина откровения полнее истины знания, но признавал значение обеих.
В своем знаменитом труде "Сумма теологии" Фома задался вопросом, который в более ранние века вообще не мог прийти в голову богослову: а есть ли вообще Бог?!
"Сумма теологии", издание XVI века
То есть раннехристианские мыслители принимали вопрос бытия Бога как несомненный факт, о котором и рассуждать бессмысленно. Даже допущение самого вопроса об этом воспринималось как кощунство и ересь. А вот во времена Фомы Аквинского вопрос "есть ли Бог" становится предметом дискуссии и доказательств. Примечательно, что мыслитель блестяще продемонстрировал владение приемами аристотелевской логики, приводя свои доказательства того, что Бог таки есть.
Исходным моментом рассуждений философа стало признание наличия в мире причинно-следственных связей. Опираясь на эту позицию, Фома дал пять доказательств бытия Бога.
Карло Кривелли "Фома Аквинский", фрагмент картины
Рассмотрим кратко эти доводы.
1. От движения.
В мире все движется. А если это так, то что-то же должно всем двигать? Телега едет, потому что ее тянет лошадь, мяч скачет, потому что ее бросили и т.д. Двигаясь по цепи причин, упираемся в причину вообще всякого движения, которая сама остается неподвижной, не подверженной внешнему источнику движения - и это Бог.
2. От производящей причины.
Ничто в мире не может быть причиной самого себя. То есть тут Фома имеет в виду, что дом не строит сам себя, и яйцо не сносит само себя. Производящая причина имеет внешний характер. Опять-таки, двигаясь по цепочке причин, упираемся в первоисточник всех причин - это Бог.
3. От необходимости.
Есть вещи необходимые, они существуют неизбежно. А есть случайные - они могут быть, а могут и не быть. Над всеми ими должна стоять сила, определяющая и необходимость, и случайность, и которая необходима сама по себе. Что это, как не Бог?
Неизвестный мне художник. "Фома Аквинский". Все изображения взяты из открытых источников в интернете
4. От степени совершенства.
Все, что существует в мире, подвержено оцениванию с точки зрения их совершенства. Мы постоянно говорим: это красивее того, тот лучше этого и т.д. Делая эти оценки, люди опираются на некий идеал, эталон совершенства, который они себе представляют. В каждом конкретном случае он свой, но если взять вообще эталон всего, то это будет абсолютное совершенство. То есть Бог.
5. От управления целями.
Все сущее имеет некую цель своего существования. Например, все живое хочет жить, а для этого питаться, размножаться и т.д. Но кто задал все эти цели и, главное, основополагающую цель мироздания? Ну, конечно, Бог.
Вот такие доказательства привел Фома в пользу бытия Божьего. Нечего и говорить, что философы фактически сразу и после него начали оспаривать эти доводы, в том числе приводить свои доказательства. Этим занимался, например, И. Кант, камня на камне не оставивший от доказательств Фомы Аквинского.
Но это уже другая история.
Пять доказательств существования бога. 5 доказательств бытия бога Фомы Аквинского
Думаем, вам хорошо известно, что Фома Аквинский был причислен католической церковью к лику святых. Но, как говорится, «любим мы его не за это»… А за то, что именно он сформулировал те пять классических доказательств бытия бога. Сформулировал он их в своем знаменитом труде «Сумма теологии». И поскольку не всем под силу осилить эти «Суммы», кратко изложим его доказательства!
ФОМА АКВИНСКИЙ
Доказательство первое
Кругом "движуха": от молекул до животных и планет. Но само по себе ничто не может двигаться! Все каким-то образом получает толчок к движению извне. Соответственно, должен быть первоисточник этой "движухи". Этот «перводвигатель» - бог.
Доказательство второе
Нечто очень близкое к первому!
Каждая вещь и любое явление - это следствие какой-либо причины. Но ничто не может быть причиной самой себя! Получается цепь бесконечных причин и следствий. А первопричина – опять бог.
Доказательство третье
Очень абстрактное и сложное!
Мы видим, что в мире иногда случаются… (извините за тавтологию) «случайные» вещи… Невозможно, впрочем, представить, чтобы такие «случайные» вещи возникли сами по себе. Даже у случайных причин должна быть некая причина. Значит, существует нечто необходимое без внешних причин, что в то же самое время есть необходимость для всех остальных причин. Уф!
Доказательство четвертое
Любые совершенные понятия (добро, красота и другие дефиниции) познаются нами лишь в сравнении с чем-либо другим – то есть, они всегда относительны. Например, сравнивать предметы по красоте можно, но сравнивая что-то менее красивое лишь с чем-то более прекрасным.
Ну а если мы сравниваем, значит, существует какая-то шкала для сравнения, некая «лестница» - «табель о рангах»… А раз так, то есть и нечто, что стоит на самом-самом верху этой лестницы бесконечных сравнений, что и является искомым Абсолютом.
Это самое совершенное явление (на вершине нашей условной лестницы) и есть бог.
Доказательство пятое
Не только люди, но и любые примитивные животные, стремятся для себя к лучшему – к сытому существованию, к хотя бы относительной безопасности… Все преследуют свои некие цели.
Значит, считает Фома, должно существовать и высшая инстанция, которая дает всему их цели.